Что такое дизайн-мышление?

Творческий подход, командная работа, ориентация на людей, любопытство и оптимизм – главные составляющие дизайн-мышления, методологии, часто используемой для поиска новых решений существующих проблем. В чем же заключается процесс дизайн-мышления, и как его использовать?
Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

Творческий подход, командная работа, ориентация на людей, любопытство и оптимизм  – главные составляющие дизайн-мышления, методологии, часто используемой для поиска новых решений существующих проблем. В чем же заключается процесс дизайн-мышления, и как его использовать?

Само слово «дизайн» чаще всего ассоциируется у нас с каким-либо объектом или конечным результатом, но это не единственное его значение. В 1969 году Герберт Саймон в своей книге «Sciences of the Artificial» определил дизайн как процесс преобразования существующих условий в желаемые. Таким образом, дизайн-мышление – это процесс, всегда ориентированный на создание лучшего будущего и поиск новых решений для комплексных проблем в самых разных областях.

Главной особенностью дизайн-мышления, в отличие от аналитического мышления, является не критический анализ, а творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы.

Дизайн-мышление как процесс решения проблем

По версии Герберта Саймона в дизайн-мышлении можно выделить 7 этапов:

  1. Определение проблемы;
  2. Исследование;
  3. Формирование идей;
  4. Прототипирование;
  5. Выбор лучшего решения;
  6. Внедрение решения;
  7. Оценка результатов.

В процессе прохождения этих этапов формулируются проблемы, задаются правильные вопросы, придумываются идеи и выбираются лучшие решения. При этом данные этапы не являются линейными – разные этапы можно проходить одновременно и возвращаться к определенным этапам при необходимости.

Определение проблемы

Определение проблемы – это самый первый и самый важный этап дизайн-мышления, поскольку если вы неверно определите, в чем проблема, то и решение, к которому вы придете в процессе, будет решением не той проблемы, которую нужно решить.

После того, как вы определили проблему, вам нужно также определить, кто является вашим конечным пользователем (чью проблему вы решаете?) и какого результата вы хотите достичь (что является успешным результатом проекта?).

Исследование

Второй этап в дизайн-мышлении – исследование – начинается с обзора истории проблемы: сталкивался ли кто-то с этой проблемой до вас? Как эту проблему пытались решить? Были ли решения успешными, или нет? Почему?

Обзор истории поможет вам избежать изобретения велосипеда и тех ошибок, которые уже были совершены до вас.

На этом этапе важно взаимодействие с вашими конечными пользователями – вы можете поговорить с ними и услышать их мнение о проблеме и идеи о том, как эту проблему можно решить (эти идеи пригодятся вам в дальнейшем). Иногда наиболее эффективным способом узнать что-то о проблеме будет наблюдение – может оказаться, что в реальности ваши пользователи ведут себя не совсем так, как они рассказали вам.

Формирование идей

На этом этапе вы должны собрать всю имеющуюся у вас информацию и понять потребности ваших пользователей. Затем начинается самый интересный процесс – процесс мозгового штурма.

Главная задача мозгового штурма придумать как можно больше самых разных идей, решающих проблему. Ни в коем случае не останавливайтесь на одной идее, даже если она вам очень нравится и кажется подходящей. Продолжайте придумывать и старайтесь смотреть на проблему с разных точек зрения, это поможет вам прийти к самым неожиданным и, вероятно, интересным идеям.

Очень важна командная работа: пять человек, решающих проблему в течение одного дня, почти всегда приходят к большему количеству разных идей, чем один человек, который решает проблему в течение пяти дней.

Помните: высказываемые во время мозгового штурма идеи нельзя критиковать. Если участники будут бояться высказывать идеи, которые могут показаться странными, вы никогда не придумаете ничего революционного.

Прототипирование

Теперь, когда вы придумали все, что смогли придумать, можно начинать работать с этими идеями – выбирать лучшие, объединять, улучшать и т.д.

Создайте несколько черновиков вашего продукта или решения и покажите его разным людям, включая ваших конечных пользователей – на этом этапе важно получить обратную связь. Используйте обратную связь для того, чтобы внести соответствующие изменения в ваш продукт, а затем приступайте к созданию его работающих прототипов.

Выбор лучшего решения

На этом этапе вам нужно выбрать лучшее решение, которое вы будете внедрять. Внимательно пересмотрите ваши цели и придуманные идеи – эмоции или авторство идей не должны влиять на ваш выбор. Помните о том, что самое практическое и очевидное решение не всегда самое хорошее.

Внедрение решения

На этом этапе вам предстоит создание и внедрение вашего работающего продукта или решения. Определите ресурсы, сформулируйте и назначьте задачи, выполните их и представьте продукт вашему клиенту или конечным пользователям.

Оценка результатов

Создание и внедрение продукта – это еще не последний этап в процессе дизайн-мышления. Очень важно оценить то, что у вас получилось, и, если требуется, доработать или изменить продукт.

Получите обратную связь от пользователей – задайте им вопросы и посмотрите на то, как они используют ваш продукт. Соответствует ли это тому, чего вы хотели достичь? Узнайте у пользователей, что можно улучшить, и внесите эти изменения.

С помощью дизайн-мышления и того творческого подхода, который этот процесс предполагает, вы можете получить не только хороший результат, но и результат, который намного превосходит ваши первоначальные ожидания.

Это причина, по которой методология дизайн-мышления так популярна сегодня во многих сферах деятельности, и причина, по которой некоммерческие организации также могут успешно применять дизайн-мышление, придумывая и внедряя эффективные решения для тех проблем, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.