Когнитивный избыток: креативность и щедрость в эпоху коммуникаций

" Сеть" (Network) Фотография: Simon Cockell

Инстру­мен­ты соци­аль­ных ком­му­ни­ка­ций ново­го поко­ле­ния откры­ли воз­мож­но­сти для мил­ли­о­нов людей участ­во­вать в созда­нии сов­мест­но­го про­дук­та, будь то раз­вле­ка­тель­ные пор­та­лы, бес­плат­ные энцик­ло­пе­дии или кар­ты чрез­вы­чай­ных про­ис­ше­ствий. Этот фено­мен опи­сал в сво­ей кни­ге «Cognitive Surplus» Клей Шир­ки – аме­ри­кан­ский писа­тель, пре­по­да­ва­тель и иссле­до­ва­тель эффек­тов Интер­не­та на обще­ство.

Ста­рик рас­ска­зы­вал, что уже лет трид­цать на ост­ро­ве есть элек­три­че­ство, и что в одном из мага­зи­нов теперь даже про­да­ют видео­кас­се­ты. А вот его жена, кото­рая до это­го сиде­ла мол­ча, лишь вре­мя от вре­ме­ни под­да­ки­вая мужу, осме­ли­лась посе­то­вать на то, что из-за этих теле­ви­зо­ров ост­ро­ви­тяне пере­ста­ли читать кни­ги и совсем не соби­ра­ют­ся по вече­рам вме­сте, что­бы, как в былые вре­ме­на, попеть хором пес­ни.
– Колин Мак­ка­лоу «Пою­щие в тер­нов­ни­ке» 1977 г.

Тех­но­ло­гии, при­зван­ные высво­бож­дать вре­мя и упро­щать мно­гие рутин­ные про­цес­сы в жиз­ни чело­ве­ка, зача­стую дела­ют его не про­сто поль­зо­ва­те­лем, но пас­сив­ным потре­би­те­лем про­дук­тов, раз­вле­че­ний, инфор­ма­ции. Подоб­ная модель пове­де­ния про­ти­во­есте­ствен­на чело­ве­че­ской при­ро­де, хотя для мно­гих вошла в при­выч­ку.

Наша циви­ли­за­ция достиг­ла тако­го уров­ня раз­ви­тия имен­но бла­го­да­ря неуем­ной тяге чело­ве­ка к поис­ку, сози­да­нию и твор­че­ству. Боль­шая Совет­ская энцик­ло­пе­дия трак­ту­ет поня­тие «чело­век» как субъ­ект обще­ствен­но-исто­ри­че­ской дея­тель­но­сти и куль­ту­ры. А зна­чит, каж­дый, так или ина­че, явля­ет­ся носи­те­лем этой самой куль­ту­ры и исто­рии (в любых про­яв­ле­ни­ях).

Несо­мнен­но, тех­но­ло­гии высво­бож­да­ют мас­су сво­бод­но­го вре­ме­ни, кото­рую Клей Шир­ки назы­ва­ет «Когни­тив­ным избыт­ком». Мень­ше 10 лет назад воз­ник­ли пер­вые соци­аль­ные медиа, кото­рые поз­во­ли­ли людям объ­еди­нить­ся, созда­вая невоз­мож­ные до это­го соци­аль­ные сети и ком­му­ни­ка­ции. Резуль­та­ты таких объ­еди­не­ний мно­го­об­раз­ны: теперь люди могут сво­бод­но и прак­ти­че­ски мгно­вен­но обме­ни­вать­ся инфор­ма­ци­ей меж­ду кон­ти­нен­та­ми, вос­ста­нав­ли­вать поте­рян­ные свя­зи и обра­зо­вы­вать груп­пы по инте­ре­сам. Более того, сред­ства мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции откры­ли воз­мож­но­сти для объ­еди­не­ния уси­лий людей во имя общей цели: акку­му­ля­ция инфор­ма­ции, реше­ние кон­флик­тов, дости­же­ние общих инте­ре­сов.

Фраг­мент сай­та плат­фор­мы Ushahidi

В реше­нии этих мно­го­об­раз­ных задач и про­яв­ля­ет­ся, по мне­нию Шир­ки, чело­ве­че­ская сущ­ность.

Резуль­та­том этих объ­еди­нен­ных и ско­ор­ди­ни­ро­ван­ных уси­лий ста­ли гло­баль­ный инфор­ма­ци­он­ный пор­тал «Вики­пе­дия», плат­фор­ма Ushahidi.com. Даже пор­тал LOL.Cats.com, где поль­зо­ва­те­ли раз­ме­ща­ют фото­гра­фии сво­их кошек со смеш­ны­ми (и часто неле­пы­ми) под­пи­ся­ми – тоже про­дукт кол­лек­тив­но­го тру­да, в кото­ром участ­ву­ют тыся­чи людей.

Свою тео­рию «Когни­тив­но­го избыт­ка» Шир­ки опи­сы­ва­ет в кни­ге «Cognitive Surplus: Creativity and Generosity in a Connected Age». Ско­ро кни­га вый­дет на рус­ском язы­ке с не самым точ­ным назва­ни­ем «Вклю­чить моз­ги. Сво­бод­ное вре­мя в эпо­ху Интер­не­та».

В тео­рии Шир­ки инте­рес­но не толь­ко то, какие фор­мы может при­об­ре­тать сотруд­ни­че­ство незна­ко­мых меж­ду собой людей, но и то, что это сотруд­ни­че­ство как тако­вое – не откло­не­ние от нор­маль­ной моде­ли пове­де­ния, не аль­тру­и­сти­че­ские подвиж­ки и не мод­ный тренд, а хоро­шо забы­тые ста­рые фор­мы вза­и­мо­дей­ствия, каки­ми они были до нача­ла XX века. Вся раз­ни­ца состо­ит лишь в мас­шта­бе и новых тех­но­ло­ги­ях.

Клей Шир­ки мно­го­крат­но высту­пал в рам­ках кон­фе­рен­ции TED, на кото­рую при­гла­ша­ют­ся спи­ке­ры, идеи кото­рых достой­ны рас­про­стра­не­ния.

Вдох­нов­ля­ю­щую речь Шир­ки с рус­ски­ми суб­тит­ра­ми мож­но посмот­реть здесь.