Обсуждение: 3 причины по которым НКО нужен краудфандинг

"Социальная сеть студентов курса" (Social network of a course) Фотография: Hans Põldoja

Кра­уд­фандинг – модель груп­по­го софи­нан­си­ро­ва­ния про­ек­тов – по-преж­не­му не самая попу­ляр­ная сре­ди рос­сий­ских неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций схе­ма при­вле­че­ния средств. Для того, что­бы рас­се­ять неко­то­рые сте­рео­ти­пы отно­си­тель­но кра­уд­фандин­га, мы при­во­дим фак­ти­че­ские дан­ные.

Недав­но мы опуб­ли­ко­ва­ли обзор самых круп­ных кра­уд­фандин­го­вых плат­форм, мно­гие из кото­рых могут исполь­зо­вать рос­сий­ские НКО и даже неза­ре­ги­стри­ро­ван­ные сооб­ще­ства для сбо­ра пожерт­во­ва­ний (и дру­гих ресур­сов) онлайн.

В Рос­сии актив­но появ­ля­ют­ся такие плат­фор­мы (Туге­за, Руси­ни, Рын­да, С миру по нит­ке и др.), но пока они не игра­ют зна­чи­тель­ной роли в фор­ми­ро­ва­нии бла­го­тво­ри­тель­ных средств: пре­иму­ще­ствен­но, неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции рас­счи­ты­ва­ют на помощь круп­но­го биз­не­са, госу­дар­ства и гран­ты.

Есть ли буду­щее у кра­уд­фандин­га, орга­ни­зо­ван­но­го онлайн? Если вы все еще сомне­ва­е­тесь в отве­те, то доста­точ­но взгля­нуть на инте­рес­ные фак­ты:

  • Самый ресур­со­ем­кий тех­но­ло­ги­че­ский про­ект «Pebble», опуб­ли­ко­ван­ный на кра­уд­фандин­го­вой плат­фор­ме Kickstarter, при­влек более 6 283 000 дол­ла­ров. Сбор средств про­длит­ся до 18 мая, и уже сей­час оче­вид­но, что денег будет еще боль­ше – сум­ма вырас­та­ет каж­дый раз при обнов­ле­нии стра­ни­цы про­ек­та. Эти сред­ства пожерт­во­ва­ли более 42 000 чело­век, сде­лав­шие свой вклад в реа­ли­за­цию идеи без рас­че­та на полу­че­ние диви­ден­дов и воз­мож­но­сти выку­пить долю в про­ек­те, кото­рый уже сей­час кажет­ся ком­мер­че­ски успеш­ным.
Что такое 6 283 000 дол­ла­ров? Это сум­ма, на 26 мил­ли­о­нов руб­лей пре­вы­ша­ю­щая четы­рех­ме­сяч­ный бюд­жет одно­го из круп­ней­ших и наи­бо­лее извест­ных рос­сий­ских бла­го­тво­ри­тель­ных фон­дов «Пода­ри жизнь». А ведь извест­но, что бюд­жет это­го фон­да фор­ми­ру­ет­ся не за счет неболь­ших инди­ви­ду­аль­ных пожерт­во­ва­ний, а бла­го­да­ря бла­го­тво­ри­тель­ной помо­щи круп­ней­ших наци­о­наль­ных ком­па­ний, сырье­во­го сек­то­ра, лиде­ров бан­ков­ской и авиа­ци­он­ной сфе­ры.
  • Мно­гие про­ек­ты финан­си­ру­ют­ся на 1000% боль­ше запро­шен­ной сум­мы. Пред­ставь­те себе, что вы не толь­ко соби­ра­е­те день­ги для реа­ли­за­ции сво­е­го про­ек­та по сме­те, но полу­ча­е­те боль­шой бонус, кото­рый мож­но инве­сти­ро­вать в даль­ней­шее раз­ви­тие: сде­лать более мощ­ную PR кам­па­нию, при­влечь более доро­гих спе­ци­а­ли­стов. Люди, кото­рые пере­чис­ля­ют день­ги видят, что сум­ма уже покры­та и автор в любом слу­чае полу­чил день­ги на реа­ли­за­цию. Ими дви­жет жела­ние быть сопри­част­ны­ми к успе­ху авто­ра и даль­ней­шей жиз­ни его идеи.
  • Очень часто бренд не име­ет зна­че­ния. Люди обра­ща­ют вни­ма­ние на каче­ство вашей идеи и на потен­ци­ал коман­ды, и намно­го реже на то, сколь­ко лет рабо­та­ет орга­ни­за­ция, сколь­ко у нее было дру­гих про­ек­тов и како­во коли­че­ство под­пис­чи­ков в соци­аль­ных сетях. При­сут­ствие на таких пло­щад­ках дает воз­мож­ность при­влечь к ваше­му делу новых сто­рон­ни­ков, о кото­рых вы мог­ли не знать. Более того – один яркий про­ект может выве­сти на новый уро­вень всю орга­ни­за­цию.