Обзор: Приложения-«жалобные книги»

Мы уже писали о приложениях, которыми могут воспользоваться все, кто не доволен состоянием собственного подъезда/двора/улицы, но на более подробный анализ интерактивных «жалобных» книг нас вдохновили сегодняшние твиты читателей нового министра связи  Николая Никифорова, в которых, в ответ на его вопрос,…
Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

Приложения-«онлайн-жалобные книги» – это особый вид интерактивных Интернет-порталов/мобильных приложений, где пользователи могут оставить информацию о некачественном сервисе, городских проблемах (разбитых дорогах или неубранном мусоре), а также пожаловаться на коррупцию и произвол. Основная задача таких приложений – это, прежде всего, донести до соответствующего ведомства информацию о проблеме, а во-вторых, обозначить ее как таковую: чем больше пользователей узнают об этом, тем выше шанс на улучшение ситуации.

Мы уже писали о приложениях, которыми могут воспользоваться все, кто не доволен состоянием собственного подъезда/двора/улицы, но на более подробный анализ интерактивных «жалобных» книг нас вдохновили сегодняшние твиты читателей нового министра связи  Николая Никифорова, в которых, в ответ на его вопрос, говорилось о приложениях для отдельно взятых городов и областей.

В каких городах России действуют сервисы, подобные «Народному контролю» https://uslugi.tatar.ru/open-gov/ ? Я знаю //doroga.mos.ru///street16.ru/ … Что еще реально работает?

Николай Никифоров
@nnikiforov

Приложение «РосЯма»

РосЯма – это проект Алексея Навального, созданный для того, чтобы каждый мог быстро направить жалобу о яме на дороге в соответствующую инстанцию. Коллекция портала насчитывает 21809 дефектов на дорогах, из которых 4363 было исправлено. По статистике, представленной на сайте, средний срок исправления ямы – 2 месяца, 12 дней, 07 часов, 10 минут, 39 секунд.

Проект финансируется по модели краудфандинга – любой желающий может перечислить средства на его развитию и оплату труда модераторов.

Приложение «Пробок.нет»

Интерфейс портала Пробок.нет
Интерфейс портала Пробок.нет

«Пробок.нет» – это проект некоммерческой общественной организации, созданной инициативной группой автомобилистов, чтобы совместно решать проблемы передвижения по Москве.

Создатели портала предлагают всем желающим высказать свои соображения относительно того, что нужно переделать, чтобы уменьшить количество заторов и длину пробок в столице. Все предложения пользователей находятся в открытом доступе и обсуждаются другими участниками. После этого работники проекта собирают дополнительную информацию и подготавливают документы для передачи решения проблемы в администрацию города.

Заинтересованный любитель лучше незаинтересованного профессионала

О проекте
Пробок.нет

Проделанная работа дала свои результаты: по подсчетам организаторов, благодаря порталу было сэкономлено 8603 суток и 55 млн. рублей денег водителей.

Приложение «Дороги Москвы»

Интерфейс сайта Дороги Москвы
Интерфейс сайта Дороги Москвы

Дороги Москвы – это портал, который дает общую информацию о том, что делается в столице для того, чтобы поддерживать улицы в приличном состоянии. Например, каждый день сообщается количество машин, вышедших на работу (сегодня, 29 мая — 469 подметально-уборочных). Также все желающие могут оставить информацию о состоянии дорог. Для этого нужно ввести адрес, отметить улицу и описать ситуацию (светофоры/организация движения/общее состояние улицы). Приятным бонусом для пользователей, не поленившихся описать проблемы на сайте, является открытая информация о штрафных санкциях, примененных по отношению к обслуживающим организациям за неудовлетворительную работу.

Информационный портал Екатеринбурга. Городской контроль — жалобы одним кликом

Интерфейс Информационного портала Екатеринбурга. Городской контроль.
Интерфейс Информационного портала Екатеринбурга. Городской контроль.

В 2010 году на официальном портале Екатеринбурга заработала онлайн-приемная, где горожане могли поделиться своими впечатлениями (позитивные и не очень) от работы городских служб. Комментарии, оставленные на сайте, доступны только адресатам – посторонние пользователи доступа к этой информации не имеют. На сайте приводится краткий анализ тех сообщений, которые уже поступили и некоторые «живые» примеры (исключительно благодарности).

Пользователю предлагается выбрать точку на карте, написать комментарий и прикрепить фотографию. Комментарии разносятся по трем разделам: «Общие вопросы», «Наркоконтроль» и «Уборка во дворах». Логика такого распределения не очень ясна, но зато становится понятно, почему, исходя из отчета, относительно невелико число обращений, касающихся образования, здравоохранения, торговли.

Жалобная книга Нижнего Новгорода

Интерфейс сайта Жалобная книга Нижнего Новгорода
Интерфейс сайта Жалобная книга Нижнего Новгорода

Жалобная книга Нижнего Новгорода представляет собой форум, на котором все пострадавшие от некачественного сервиса и товаров оставляют свои впечатления. Остальные бурно комментируют: иногда в ходе дискуссии пользователи решают объединиться и принимать коллективные меры по восстановлению справедливости (идти в суд, писать петицию ит.д.). Наиболее часто встречаются жалобы на продавцов мелких розничных магазинов. Вслед за жалобой следуют комментарии: «больше в этот магазин ни ногой», «спасибо, что предупредили»: на локальном уровне проект работает эффективно. Много полезной информации для себя могут найти владельцы бизнеса (жалобы на менеджеров с подробным перечислением их недоработок).

Набережные Челны. Сделаем город лучше

Интерфейс сайта Набережные Челны
Интерфейс сайта Набережные Челны

На сайте представлен разнообразный спектр проблем, с которым сталкиваются жители города: бездомные собаки; елки, мешающие обзору на дороге; сломанные весы в женской консультации и многое другое. На сайте происходит активное обсуждение проблем (можно не только добавить, но также и прокомментировать предыдущие записи и присоединиться к заявке). Сайт используется весьма активно: с конца марта появилось 1455 новых пользователей, было поддержано 1059 проблем. На текущий момент 363 проблемы, обозначенные пользователями, закрыты.

Аналогичные карты есть в Калуге, в Коломне.

Государственные услуги республики Татарстан

Интерфейс сайта Государственные услуги в Республике Татарстан
Интерфейс сайта Государственные услуги в Республике Татарстан

Портал предоставляет возможность оставить комментарий по широкому списку вопросов: доступность среды для инвалидов, детские сады, качество связи, азартные игры и др.

Согласно статистике, наиболее популярные категории – это состояние дорог, свалки, организация дорожного движения и благоустройство территории. Реже всего пользователи выражают свое неудовлетворение школами, детскими садами, общественным питанием.

Что касается «работы над ошибками», то наиболее активно ликвидируются несанкционированные свалки. Просьбы по всем остальным категориям (кроме качества связи и единичного случая ремонта дороги) пока остаются неудовлетворенными.

Проект Дороги России

Интерфейс сайта Дороги России
Интерфейс сайта Дороги России

В середине марта Google запустил проект «Дороги России», позволяющий водителям участвовать в мониторинге качества дорожного покрытия, не отрываясь от руля. Во время движения смартфон при помощи встроенного акселерометра анализирует вибрацию подвески автомобиля, а потом данные передаются на сервер для обработки. Для  тех, кто хочет участвовать более активно, предусмотрена функция добавления фотографий. Это, кстати, решает проблему «объезда» проблемных зон: при запуске проекта многие пользователи говорили, что данные будут некорректны, ведь ни один водитель не поедет в яму, чтобы измерить ее глубину для отображения на виртуальной карте. Теперь яму можно объехать, предварительно ее сфотографировав – проблема будет зафиксирована.