Социальный краудфандинг на сайтах коллективных покупок

Краудфандинговая акция на Groupon в пользу фонда «Детские сердца»
Краудфандинговая акция на Groupon в пользу фонда «Детские сердца»
Эффек­тив­ность кра­уд­фандин­го­вой кам­па­нии часто упи­ра­ет­ся в недо­ста­точ­ность рекла­мы, финан­со­вых и вре­мен­ных ресур­сов неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции для рас­про­стра­не­ния инфор­ма­ции. Эта про­бле­ма реша­ет­ся путем про­ве­де­ния кра­уд­фандин­го­вых кам­па­ний на сай­тах, куда мил­ли­о­ны людей при­хо­дят потра­тить день­ги. На сай­тах кол­лек­тив­ных поку­пок.

По мне­нию испол­ни­тель­но­го дирек­то­ра United Way Татья­ны Зади­ра­ко, выска­зан­но­му на послед­нем собра­нии Фору­ма Доно­ров, где обсуж­да­лись кра­уд­фандин­го­вые моде­ли, кам­па­ния (при­вле­че­ние част­ных пожерт­во­ва­ний для реа­ли­за­ции соци­аль­но­го про­ек­та) вряд ли ста­нет попу­ляр­ной, если НКО не будет при­ла­гать допол­ни­тель­ных уси­лий к рас­про­стра­не­нию инфор­ма­ции о ней. Интер­нет-поль­зо­ва­те­ли могут про­сто не знать о том, что где-то про­во­дит­ся бла­го­тво­ри­тель­ная акция для сто­я­ще­го соци­аль­но­го про­ек­та или для фон­да, кото­ро­му мож­но дове­рять. Ино­гда неуспех свя­зан с тем, что ауди­то­рия недо­ста­точ­но инфор­ми­ро­ва­на о брен­де бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да. Но чаще все­го, даже при боль­шой лояль­ной ауди­то­рии и всех необ­хо­ди­мых тех­ни­че­ских инстру­мен­тах для при­е­ма пожерт­во­ва­ний, НКО полу­ча­ют крайне мало средств от част­ных жерт­во­ва­те­лей.

Без посто­ян­ных напо­ми­на­ний в соци­аль­ных сетях, соци­аль­ной рекла­мы, спе­ци­аль­ных инфор­ма­ци­он­ных кам­па­ний кра­уд­фандинг в Рос­сии пока не рабо­та­ет.

Краудфандинговые акции на Groupon

Помочь в кра­уд­фандин­ге для соци­аль­ных про­ек­тов, исполь­зуя мно­го­мил­ли­он­ную ауди­то­рию актив­ных поку­па­те­лей, решил рос­сий­ский Groupon – сайт кол­лек­тив­ных поку­пок. Поку­пая купон на этом сай­те, кли­ент может суще­ствен­но сэко­но­мить сред­ства на понра­вив­шу­ю­ся услу­гу, а сайт полу­чит свой про­цент за при­вле­че­ние новых кли­ен­тов в ту ком­па­нию, кото­рая эту услу­гу ока­зы­ва­ет. В слу­чае с бла­го­тво­ри­тель­но­стью все немно­го про­ще – каж­дый жела­ю­щий может про­сто при­об­ре­сти любое коли­че­ство купо­нов сто­и­мо­стью 50 руб­лей, а все сред­ства будут пере­ве­де­ны на счет фон­да.

Неко­то­рые акции про­во­дят­ся по слу­чаю рос­сий­ских и меж­ду­на­род­ных празд­ни­ков: перед Днем Побе­ды все жела­ю­щие пере­чис­ля­ли сред­ства для ока­за­ния помо­щи вете­ра­нам, а теку­щая акция про­во­дит­ся сов­мест­но с бла­го­тво­ри­тель­ным фон­дом «Дет­ские серд­ца» в под­держ­ку детей с кар­дио­ло­ги­че­ски­ми забо­ле­ва­ни­я­ми и при­уро­че­на к Дню защи­ты детей.

По сло­вам Гене­раль­но­го дирек­то­ра ком­па­нии Дмит­рия Дру­жи­ни­на сред­нее коли­че­ство людей, поку­па­ю­щих купо­ны в рам­ках одной акции, пре­вы­ша­ет 1500 чело­век.

Секреты успеха

Groupon поль­зу­ет­ся попу­ляр­но­стью у мил­ли­о­нов людей, гото­вых потра­тить свои накоп­ле­ния на това­ры и услу­ги, кото­рые им нра­вят­ся. То, что сайт пред­ла­га­ет боль­шие скид­ки, не гово­рит о непла­те­же­спо­соб­но­сти кли­ен­тов, наобо­рот. Люди при­хо­дят на сайт заклю­чить выгод­ную сдел­ку, про­смот­реть инте­рес­ные пред­ло­же­ния и попро­бо­вать что-то, о чем они рань­ше не дума­ли (тай­ский мас­саж или уро­ки фех­то­ва­ния). Бла­го­тво­ри­тель­ность в чем-то похо­жа на этот опыт: мало кто заду­мы­ва­ет­ся об этом посто­ян­но, но в тот момент, когда чело­век готов к новой инфор­ма­ции, идея поучаст­во­вать и помочь может пока­зать­ся ему более инте­рес­ной.

Во-вто­рых, очень упро­ща­ет помощь то, что пере­ве­сти сред­ства мож­но парой кли­ков – без запол­не­ния рек­ви­зи­тов бан­ка, без кви­тан­ций. Для боль­шин­ства бла­го­тво­ри­тель­ных фон­дов это до сих пор явля­ет­ся суще­ствен­ным барье­ром в при­вле­че­нии част­ных пожерт­во­ва­ний.

В-тре­тьих, сосед­ство прось­бы о помо­щи для детей с тяже­лы­ми забо­ле­ва­ни­я­ми и лота с двух­не­дель­ной поезд­кой на Кипр у мно­гих вызы­ва­ет чув­ство несба­лан­си­ро­ван­но­сти, кото­рое лег­ко мож­но успо­ко­ить, поучаст­во­вав в доб­ром деле. Дей­ству­ет прин­цип «пора­до­вал себя – помо­ги дру­го­му».