Эффективность горизонтали: от сетевой мобилизации к сетевым институтам

Фрагмент сайта Standby Task Force
Фрагмент сайта Standby Task Force
Навод­не­ние на Куба­ни в оче­ред­ной раз пока­за­ло, что рос­сий­ское обще­ство обла­да­ет зна­чи­тель­ным потен­ци­а­лом вза­и­мо­по­мо­щи, кото­рый может быть моби­ли­зо­ван в кри­зис­ных ситу­а­ци­ях. Десят­ки тысяч людей гото­вы были помочь веща­ми и день­га­ми. Тыся­чи поеха­ли в рай­он бед­ствия. Инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют про­во­дить эту моби­ли­за­цию мак­си­маль­но опе­ра­тив­но, предо­став­ляя целый набор инстру­мен­тов для коор­ди­на­ции кол­лек­тив­ных дей­ствий.

Потоп: сетевое сообщество против стихии

Моби­ли­за­ция граж­дан­ских ресур­сов зави­сит от того, как фор­ми­ру­ет­ся инфор­ма­ци­он­ная кар­ти­на бед­ствия. В слу­ча­ях, когда госу­дар­ство исполь­зу­ет тра­ди­ци­он­ные СМИ как сред­ство кон­стру­и­ро­ва­ния реаль­но­сти, делая упор на то, что ситу­а­ция нахо­дит­ся под кон­тро­лем и вла­сти эффек­тив­но борют­ся с ката­клиз­мом, Интер­нет пред­ла­га­ет аль­тер­на­тив­ные источ­ни­ки инфор­ма­ции, даю­щие понять, что помощь волон­те­ров и моби­ли­за­ция обще­ства необ­хо­ди­мы.

Одна­ко, когда мас­шта­бы тра­ге­дии ста­но­вят­ся понят­ны, кри­ти­ка отхо­дит на вто­рой план, и боль­шин­ство инфор­ма­ци­он­ных пото­ков, в осо­бен­но­сти в соци­аль­ных сетях и на кра­уд­сор­син­го­вых плат­фор­мах, фоку­си­ру­ют­ся на праг­ма­ти­ке и кон­струк­ти­ве – коор­ди­на­ции ока­за­ния помо­щи. Подоб­ная коор­ди­на­ция бази­ру­ет­ся на двух основ­ных эле­мен­тах:

  1. Сбо­ре наи­бо­лее точ­ной инфор­ма­ции о том, кому, где и какая помощь нуж­на;
  2. Коор­ди­на­ции уси­лий жела­ю­щих помочь, что­бы моби­ли­за­ция ресур­сов была мак­си­маль­но эффек­тив­ной и соот­вет­ство­ва­ла нуж­дам постра­дав­ших.

Бук­валь­но через несколь­ко часов после поступ­ле­ния сооб­ще­ний о навод­не­нии на Куба­ни в соци­аль­ных сетях ста­ли воз­ни­кать груп­пы помо­щи, в Твит­те­ре нача­ли появ­лять­ся сооб­ще­ния с хештэ­га­ми #помо­жем и #крымск. Коор­ди­на­ция дей­ствий волон­те­ров про­ис­хо­ди­ла в бло­гах Живо­го Жур­на­ла, а бли­же к вече­ру пер­вых суток появи­лась пер­вая кра­уд­сор­син­го­вая кар­та на базе плат­фор­мы Уша­хи­ди (см. обзор граж­дан­ских при­ло­же­ний по коор­ди­на­ции помо­щи Крым­ску).

Сто­ит осо­бен­но отме­тить опе­ра­тив­ную рабо­ту кар­то­гра­фи­че­ско­го сооб­ще­ства Open Street Map, кото­рое смог­ло в счи­тан­ные часы зна­чи­тель­но улуч­шить кар­ту постра­дав­ше­го реги­о­на, что зна­чи­тель­но облег­чи­ло коор­ди­на­цию.

Срав­ни­вая ситу­а­цию с моби­ли­за­ци­ей Интер­нет-поль­зо­ва­те­лей во вре­мя пожа­ров 2010 года, мож­но ска­зать, что на этот раз все про­ис­хо­ди­ло намно­го быст­рее. С одной сто­ро­ны, харак­тер ката­клиз­ма имел более еди­но­вре­мен­ный харак­тер и тре­бо­вал немед­лен­ной помо­щи, с дру­гой – скла­ды­ва­лось впе­чат­ле­ние, что в рос­сий­ском сете­вом обще­стве уже нако­пил­ся опыт моби­ли­за­ции в кри­зис­ных ситу­а­ци­ях и про­цес­сы созда­ния инстру­мен­тов коопе­ра­ции и их исполь­зо­ва­ния ста­ли более опе­ра­тив­ны­ми.

Медиа-потоп: много информации, мало координации

Несмот­ря на мас­штаб­ную моби­ли­за­цию и опе­ра­тив­ность в созда­нии инстру­мен­тов сбо­ра инфор­ма­ции и коор­ди­на­ции, и в том и в дру­гом направ­ле­нии, мож­но отме­тить суще­ствен­ные про­бле­мы.

Во-пер­вых, сбор инфор­ма­ции от постра­дав­ших так или ина­че был затруд­нен и шел в основ­ном через посред­ни­ков, то есть волон­те­ров кото­рые уже смог­ли ока­зать­ся в рай­оне бед­ствия. В пер­вые дни после бед­ствия так и не было созда­но еди­но­го эффек­тив­но­го кана­ла для сбо­ра инфор­ма­ции о постра­дав­ших через мобиль­ные теле­фо­ны (при­ме­ром того кана­ла явля­ет­ся корот­кий бес­плат­ный номер для при­е­ма СМС рабо­тав­ший после зем­ле­тря­се­ния в Гаи­ти в 2010 году). Исполь­зо­ва­ние тако­го кана­ла тре­бу­ет сотруд­ни­че­ства с мест­ны­ми СМИ (в первую оче­редь, радио) для рас­про­стра­не­ния инфор­ма­ции о номе­ре.

Во-вто­рых, коор­ди­на­ция ока­за­ния помо­щи ока­за­лась не менее слож­ной зада­чей, чем сбор инфор­ма­ции о нуж­дах постра­дав­ших. «По ощу­ще­ни­ям, волон­те­ров доста­точ­но мно­го, эффек­тив­ной орга­ни­за­ции не хва­та­ет», – напи­сал один из волон­те­ров в Крым­ске ‏@vadim_dergachev. Подоб­ный диа­гноз отра­жа­ет не толь­ко оффлайн-, но и онлайн-ситу­а­цию, кото­рые тес­но вза­и­мо­свя­за­ны.

За пер­вые дни в Интер­не­те воз­ник­ло мно­го сооб­ществ помо­щи, вклю­чая десят­ки групп и плат­форм в соци­аль­ных сетях/блогосфере, как мини­мум несколь­ких карт, кана­лы в Твит­те­ре, спе­ци­аль­ные сай­ты и т.д. Все это, без­услов­но, пре­крас­но, и ни в коем слу­чае нель­зя это огра­ни­чи­вать (соб­ствен­но, невоз­мож­но).

Одна­ко, вме­сте с тем, рост коли­че­ства Интер­нет-поль­зо­ва­те­лей и посто­ян­ное совер­шен­ство­ва­ние Интер­нет-сооб­ще­ства в уме­нии исполь­зо­вать сете­вые инстру­мен­ты в кри­зис­ных ситу­а­ци­ях при­во­дит к нару­ше­нию балан­са меж­ду опе­ре­жа­ю­щим ростом мас­шта­ба моби­ли­за­ции и свя­зан­ных с ней начи­на­ний и эффек­тив­но­стью коор­ди­на­ции. Этот дис­ба­ланс при­во­дит инфор­ма­ци­он­но­му пере­из­быт­ку и сни­же­нию эффек­тив­но­сти.

В этой ситу­а­ции понять, что про­ис­хо­дит, и решить голо­во­лом­ку ресур­сов и нужд ста­но­вит­ся все слож­нее. В какой-то момент часть плат­форм начи­на­ют сотруд­ни­чать друг с дру­гом и само­ор­га­ни­зо­вы­вать­ся, но дале­ко не все­гда этой само­ор­га­ни­за­ции хва­та­ет, что­бы вос­ста­но­вить баланс и достиг­нуть уров­ня, поз­во­ля­ю­ще­го эффек­тив­но объ­еди­нять и рас­пре­де­лять моби­ли­зо­ван­ные ресур­сы в соот­вет­ствие с нуж­да­ми постра­дав­ших. В свя­зи с этим, глав­ной про­бле­мой ста­но­вит­ся не моби­ли­за­ция волон­те­ров, а коор­ди­на­ция их рабо­ты и сотруд­ни­че­ство меж­ду раз­лич­ны­ми Интер­нет-плат­фор­ма­ми.

Каза­лось бы, опре­де­лен­ный опыт был накоп­лен в преды­ду­щих кри­зис­ных ситу­а­ци­ях, в осо­бен­но­сти, во вре­мя пожа­ров лета 2010 года. Одна­ко, исполь­зо­вать этот опыт уда­ет­ся лишь частич­но и на уровне отдель­ных ини­ци­а­тив. На мак­ро­уровне же сно­ва при­хо­дит­ся изоб­ре­тать коле­со.

Это­го мож­но было бы избе­жать, если бы сете­во­му обще­ству уда­ва­лось не толь­ко мас­штаб­но моби­ли­зо­вать­ся, но и накап­ли­вать опыт, а так­же совер­шен­ство­вать алго­рит­мы моби­ли­за­ции и сотруд­ни­че­ства от кри­зи­са к кри­зи­су.

Как координировать горизонтальные сети?

Отсут­ствие коор­ди­на­ции не поз­во­ля­ет решить ряд более слож­ных задач, в том чис­ле, эффек­тив­ный сбор инфор­ма­ции от постра­дав­ших. Боль­шей сте­пе­ни коор­ди­на­ции тре­бу­ет, к при­ме­ру, созда­ние еди­но­го корот­ко­го номе­ра для сбо­ра СМС и инфор­ми­ро­ва­ния постра­дав­ших о том, куда они могут обра­тить­ся, что­бы гаран­ти­ро­ван­но полу­чить помощь волон­те­ров. О более слож­ных реше­ни­ях, таких как раз­во­ра­чи­ва­ние мест­ной MESH-сети Интер­нет в рай­оне бед­ствия, кото­рая поз­во­ли­ла бы опти­маль­ную коор­ди­на­цию меж­ду волон­те­ра­ми, гово­рить не при­хо­дит­ся. Чем слож­нее зада­ча, тем боль­шая сте­пень коор­ди­на­ции тре­бу­ет­ся для ее выпол­не­ния.

Каза­лось бы, что­бы решить эту про­бле­му необ­хо­дим некий центр, кото­рый будет коор­ди­ни­ро­вать все осталь­ные волон­тер­ские начи­на­ния. Одна­ко, подоб­ный под­ход вряд ли решит про­бле­му. Любое заяв­ле­ние неко­е­го чело­ве­ка или груп­пы «Я/Мы –глав­ный коор­ди­на­тор» явля­ет­ся попыт­кой создать вер­ти­каль для управ­ле­ния гори­зон­таль­ны­ми струк­ту­ра­ми, что может быть, в луч­шем слу­чае, не эффек­тив­но, а в худ­шем – про­сто деструк­тив­но.

Отсю­да, глав­ная дилем­ма – как создать эффек­тив­ный меха­низм коор­ди­на­ции моби­ли­за­ции гори­зон­таль­ных струк­тур, не изоб­ре­тая при этом оче­ред­ную вер­ти­каль.

В отли­чие от вер­ти­каль­но­го лидер­ства, кото­рое стро­ит­ся на попыт­ках доми­ни­ро­ва­ния и фор­ма­ли­за­ции орга­ни­за­ци­он­ной струк­ту­ры, гори­зон­таль­ное лидер­ство бази­ру­ет­ся на зна­ни­ях и эффек­тив­но­сти. В слу­чае моби­ли­за­ции в кри­зис­ных ситу­а­ци­ях подоб­ное лидер­ство пред­по­ла­га­ет суще­ство­ва­ние соци­аль­но­го капи­та­ла, вклю­ча­ю­ще­го как инди­ви­ду­аль­ных граж­дан, так и орга­ни­за­ции, тех­ни­че­ские и орга­ни­за­ци­он­ные зна­ния, а так­же спо­соб­ность мак­си­маль­но быст­ро реа­ги­ро­вать на про­ис­хо­дя­щее исполь­зуя зна­ния и соци­аль­ный капи­тал.

Мож­но себе пред­ста­вить, как эти усло­вия мож­но выпол­нить на базе кон­крет­ной орга­ни­за­ции, назо­вем ее к при­ме­ру «Центр сете­вой моби­ли­за­ции в кри­зис­ных ситу­а­ци­ях», одна­ко, если факт суще­ство­ва­ния такой струк­ту­ры про­ти­во­ре­чит сете­вой при­ро­де, мож­но ли выпол­нить те же усло­вия, не выхо­дя «за бере­га гори­зон­та­ли»?

Иссле­до­ва­тель Окс­форд­ско­го уни­вер­си­те­та Вильям Дат­тон пред­ло­жил в свое вре­мя кон­цеп­цию сете­вых инсти­ту­тов, кото­рые поз­во­ля­ли бы пере­ве­сти сотруд­ни­че­ство и коопе­ра­цию сете­вых субъ­ек­тов (инди­ви­ду­аль­ных поль­зо­ва­те­лей) в более ста­биль­ное и эффек­тив­ное рус­ло. В рам­ках сете­вых инсти­ту­тов гори­зон­таль спо­соб­на повы­шать свою эффек­тив­ность, накап­ли­вать опыт и раз­ви­вать­ся, при этом не пре­вра­ща­ясь в вер­ти­каль.

Орга­ни­за­ци­он­ную память заме­ня­ет сете­вая память. Лидер­ство про­яв­ля­ет­ся не через появ­ле­ние тех или иных осо­бен­но актив­ных сете­вых инди­ви­дов, а через совер­шен­ство­ва­ние алго­рит­мов сете­во­го сотруд­ни­че­ства и сете­вой моби­ли­за­ции, созда­ние проч­ной и гиб­кой сете­вой струк­ту­ры.

Опыт кризисных картографов

При­мер тако­го сете­во­го инсти­ту­та в обла­сти кри­зис­ной моби­ли­за­ции уже суще­ству­ет. Это Standby Volunteer Task Force (Дежур­ная Волон­тер­ская Целе­вая Сила), создан­ная на базе меж­ду­на­род­но­го сооб­ще­ства «Кри­зис­ных кар­то­гра­фов», экс­пер­тов в обла­сти мони­то­рин­га и кар­ти­ро­ва­ния кри­зис­ных ситу­а­ций.

Идея этой сете­вой орга­ни­за­ции была впер­вые пред­став­ле­на на кон­грес­се кри­зис­ных кар­то­гра­фов в 2010 году. Мно­гие экс­пер­ты гово­ри­ли о том, что кри­зи­сы и ката­клиз­мы, воз­ни­ка­ю­щие в раз­ных частях све­та, тре­бу­ют созда­ния «силы» немед­лен­но­го реа­ги­ро­ва­ния, кото­рая объ­еди­нит экс­пер­тов по кри­зис­ным ситу­а­ци­ям на доб­ро­воль­ных нача­лах.

Суще­ство­ва­ние подоб­ной экс­перт­ной груп­пы, гото­вой к немед­лен­ной моби­ли­за­ции, поз­во­ли­ло бы создать высо­ко­про­фес­си­о­наль­ные про­ек­ты по мони­то­рин­гу кри­зи­сов прак­ти­че­ски в любой точ­ке све­та в счи­тан­ные часы. Одна­ко, фак­та того, что в сети объ­еди­ни­лись экс­пер­ты – недо­ста­точ­но. Для повы­ше­ния эффек­тив­но­сти были раз­ра­бо­та­ны кон­цеп­ция и мето­до­ло­гия раз­во­ра­чи­ва­ния карт, созда­на внут­рен­няя струк­ту­ра, поз­во­ля­ю­щая делить сеть на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные груп­пы, спо­соб­ные фоку­си­ро­вать­ся на кон­крет­ных зада­чах.

Сете­вые груп­пы кри­зис­но­го реа­ги­ро­ва­ния вклю­ча­ют груп­пу гео­ло­ка­ли­за­ции, груп­пу моде­ри­ро­ва­ния, груп­пу мони­то­рин­га СМИ, груп­пу рабо­ты с СМС сооб­ще­ни­я­ми, груп­пу тех­ни­че­ской под­держ­ки, груп­пу пере­во­да, груп­пу ана­ли­за досто­вер­но­сти инфор­ма­ции и еще целый ряд спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных направ­ле­ний. Каж­дый волон­тер всту­па­ю­щий в сеть, запи­сы­ва­ет­ся в одну или несколь­ко групп в зави­си­мо­сти от его про­фес­си­о­наль­ной спе­ци­а­ли­за­ции.

В слу­чае когда в какой то из точек мира про­ис­хо­дит кри­зис, сеть немед­лен­но моби­ли­зу­ет­ся вклю­чая все необ­хо­ди­мые для кон­крет­ной зада­чи груп­пы. При этом, один из цен­траль­ных прин­ци­пов сети гла­сит, что моби­ли­за­ция про­ис­хо­дит толь­ко при нали­чие мест­ной или меж­ду­на­род­ной орга­ни­за­ции заин­те­ре­со­ван­ной в моби­ли­за­ции (суще­ству­ет спе­ци­аль­ный про­то­кол моби­ли­за­ции сети). К при­ме­ру после зем­ле­тря­се­ния в Япо­нии, сеть рабо­та­ла с рядом мест­ных япон­ских орга­ни­за­ци­ей. В ряде слу­чае кри­зи­сов в Афри­ке, сеть моби­ли­зо­ва­лась по прось­бе агентств ООН.

Одна­ко, актив­ность сети не огра­ни­чи­ва­ет­ся кри­зис­ны­ми ситу­а­ци­я­ми. Пери­о­ди­че­ски, участ­ни­ки сети про­во­дят уче­ния по моби­ли­за­ции и созда­нию кри­зис­ных плат­форм. Это про­ис­хо­дит как на уровне всей сети, так и отдель­ных груп­пах, фоку­си­ру­ю­щих­ся на повы­ше­нии ква­ли­фи­ка­ции в сво­ей обла­сти. Поми­мо обу­че­ния, в рам­ках сети идет посто­ян­ный обмен про­фес­си­о­наль­ной инфор­ма­ци­ей и совер­шен­ство­ва­ние мето­дов немед­лен­но­го реа­ги­ро­ва­ния. Участ­ни­ки сети так­же ведут блог. Сеть явля­ет­ся сре­дой посто­ян­но­го накоп­ле­ния опы­та в обла­сти кри­зис­но­го реа­ги­ро­ва­ния.

Крымские выводы

В рос­сий­ском опы­те уже суще­ству­ет при­мер сете­вой орга­ни­за­ции, фор­ми­ру­ю­щей сре­ду накоп­ле­ния опы­та и совер­шен­ству­ю­щей алго­рит­мы кри­зис­но­го реа­ги­ро­ва­ния. Волон­тер­ская сеть по поис­ку детей «Лиза Алерт» моби­ли­зу­ет­ся не толь­ко в момент полу­че­ния сооб­ще­ния о про­пав­шем ребен­ке, но и про­во­дит уче­ния, а так­же раз­ра­ба­ты­ва­ет мето­до­ло­гию немед­лен­но­го реа­ги­ро­ва­ния.

Ситу­а­ция вокруг навод­не­ния в Крым­ске пока­за­ла, что рос­сий­ское сете­вое обще­ство достиг­ло точ­ки, когда оно может пере­хо­дить от спон­тан­но­го реа­ги­ро­ва­ния к фор­ми­ро­ва­нию сете­вых инсти­ту­тов. Эти инсти­ту­ты долж­ны вклю­чать:

  • сете­вую коа­ли­цию инди­ви­ду­аль­ных поль­зо­ва­те­лей и орга­ни­за­ций (обра­зо­ва­тель­ные орга­ни­за­ции, биз­нес, НКО, интер­нет-ком­па­нии), гото­вых сотруд­ни­чать как в кри­зис­ных ситу­а­ци­ях, так и в режи­ме рутин­но­го раз­де­ле­ния функ­ций в рам­ках коа­ли­ции. Подоб­ная коа­ли­ция так­же долж­на вклю­чать СМИ, кото­рые могут инфор­ми­ро­вать тех кто может помочь, и тех, кому нуж­на помощь о суще­ству­ю­щих для это­го кана­лах.
  • созда­ние мето­до­ло­гии реа­ги­ро­ва­ния, поз­во­ля­ю­щей опе­ра­тив­но и эффек­тив­но моби­ли­зо­вать и коор­ди­ни­ро­вать ока­за­ние помо­щи с помо­щью раз­лич­ных плат­форм.
  • раз­ра­бот­ку про­то­ко­лов немед­лен­ной моби­ли­за­ции, поз­во­ля­ю­щей мак­си­маль­но опе­ра­тив­но реа­ги­ро­вать на кри­зи­сы на базе раз­ра­бо­тан­ной мето­до­ло­гии и при уча­стии раз­лич­ных чле­нов сете­вой коа­ли­ции.
  • фор­ми­ро­ва­ние групп спе­ци­а­ли­стов, в том чис­ле про­грам­ми­стов, спо­соб­ных объ­еди­нять­ся для реше­ния тех­ни­че­ских задач.
  • заклю­че­ние пред­ва­ри­тель­ных дого­во­рен­но­стей, поз­во­ля­ю­щих мак­си­маль­но быст­ро создать сети ком­му­ни­ка­ции для сбо­ра инфор­ма­ции из рай­о­нов бед­ствия, вклю­чая корот­кий СМС-номер и peer-to-peer сети.
  • про­ве­де­ние уче­ний по немед­лен­но­му реа­ги­ро­ва­нию и сете­вой моби­ли­за­ции в кри­зис­ных ситу­а­ци­ях, а так­же обмен опы­том в этой обла­сти.
  • запуск бан­ка тех­ни­че­ских реше­ний, а так­же раз­ра­бот­ку новых при­ло­же­ний и адап­та­цию меж­ду­на­род­ных при­ло­же­ний для рус­ско­языч­ной сре­ды.

Признание слабости перед лицом стихии – ответственность государства

У подоб­ной сети суще­ству­ет еще одна зада­ча. Без­услов­но, опти­маль­ный сце­на­рий моби­ли­за­ции граж­дан­ских струк­тур в кри­зис­ных ситу­а­ци­ях вклю­ча­ет коор­ди­на­цию и сотруд­ни­че­ство с госу­дар­ством. Мно­гие стра­ны, в рам­ках стра­те­гии по раз­ви­тию элек­трон­но­го пра­ви­тель­ства, уде­ля­ют отдель­ное вни­ма­ние кри­зис­ным ситу­а­ци­ям. Подоб­ная прак­ти­ка суще­ству­ет там, где вла­сти пони­ма­ют, что тот недо­ста­ток ресур­сов для эффек­тив­ной лик­ви­да­ции послед­ствий бед­ствия – это есте­ствен­ная ситу­а­ция, а не некий про­мах, кото­рый сле­ду­ет скрыть от обще­ствен­но­сти.

При­зна­ние того, что ресур­сов тра­ди­ци­он­ных инсти­ту­тов не хва­та­ет и не будет хва­тать в буду­щем, и, сле­до­ва­тель­но, эффек­тив­ное сотруд­ни­че­ство с граж­да­на­ми для пре­одо­ле­ния кри­зи­са необ­хо­ди­мо, – это тоже часть ответ­ствен­но­сти госу­дар­ства перед сво­и­ми граж­да­на­ми.

Для это­го, тра­ди­ци­он­ные инсти­ту­ты и обще­ство долж­ны рабо­тать над сов­мест­ны­ми меха­низ­ма­ми коопе­ра­ции. При­чем это долж­но про­ис­хо­дить не во вре­мя кри­зи­сов.

Одна­ко, готов­ность тра­ди­ци­он­ных вер­ти­каль­ных инсти­ту­тов сотруд­ни­чать с гори­зон­таль­ны­ми струк­ту­ра­ми, не пыта­ясь при этом «впи­сать» их в вер­ти­каль – это вопрос поли­ти­че­ской мен­таль­но­сти и куль­ту­ры. Порою лег­че ска­зать, что волон­те­ры не нуж­ны или попы­тать­ся взять гори­зон­таль­ный ресурс под вер­ти­каль­ный кон­троль, как пока­зы­ва­ют послед­ние зако­но­да­тель­ные ини­ци­а­ти­вы по зако­ну о волон­те­рах.

Оста­ет­ся наде­ять­ся, что фор­ми­ро­ва­ние сете­вых инсти­ту­тов, даст понять инсти­ту­там иерар­хи­че­ским, что обще­ство, спо­соб­ное эффек­тив­но моби­ли­зо­вать­ся в кри­зис­ных ситу­а­ци­ях, может быть не толь­ко угро­зой, но и рав­но­прав­ным ответ­ствен­ным парт­не­ром.