«Заливает.СПб» — карта протечек Санкт Петербурга

Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

«Заливает СПб» – это многопользовательский блог, который объединил жителей Санкт-Петербурга в борьбе с коммунальными службами за достойные условия проживания в своих квартирах.

В интервью Теплице социальных технологий руководитель «Заливает.СПб» Федор Горожанко рассказал о причинах, по которым гражданские активисты уходят в политику и о том, почему неэффективны агрегаторы online-жалоб.

Беседовал Евгений Воропай

Е.В.: «Заливает.СПб» – проект уникальный. Это локальная, но долгоиграющая инициатива. Как все начиналось?

Ф.Г.: Все началось весной 2010 года. После трех месяцев борьбы с коммунальщиками, когда я написал с десяток обращений во все возможные инстанции, а вода не переставала течь с потолка, я съехал из своей комнаты. Жить там стало невозможно, а проблему никто решать не собирался. Тогда я сделал на скорую руку сайт: поставил туда блоговый движок и написал подробно о своих приключениях.

Изначально я планировал получить какую-то обратную связь, которая позволит мне решить свою частную проблему. Я кинул ссылки на этот сайт в паре сообществ в ЖЖ и во ВКонтакте. За первую неделю существования сайта на нем появилось еще около 200 записей, похожих на мою. Также писали про отсутствие какой-либо обратной связи от коммунальщиков и чиновников, писали, что не знают как быть. Проблема в городе стояла очень остро, а я своим сайтом попал в болевую точку.

Сначала я сделал карту, где стал отмечать дома тех людей, которые пишут в блог, потом стал собирать жалобы через отдельную форму, потом провел встречу пользователей сайта в offline, стал общаться со СМИ и завертелась активность. Сам этого не ожидал.

Е.В.: «Заливает.СПб» появился в 2010 году, что поменялось в работе ресурса с того времени?

Ф.Г.: Изначально была карта, которую я заполнял вручную. Сейчас все переписано, люди отправляют информацию, сами отмечают свой дом, я только проверяю.

Изменилась схема работы с обращениями, теперь я сам работаю со всеми документами. Первые полтора года жалобы с сайта передавались в прокуратуру через Сергея Миронова. Для начала это было здорово, прокуроры получали письма из Москвы, от третьего лица в государстве. Но сам я этим сотрудничеством был не очень доволен, так как его пытались использовать для пиара Сергея Михайловича, да и меня во все эти переписки не посвящали. Сейчас я являюсь общественным помощником депутата Максима Резника (Законодательное собрание Петербурга) и от имени депутата отправляю все запросы и письма по жалобам с сайта и веду учет.

Также с простого сбора жалоб на текущие крыши я переключил деятельность на контроль ремонтов, которые город проводит за бюджетные средства. Прошлым летом работал раздел «Гражданский контроль», с помощью которого люди, чьи дома попали в адресные программы ремонта кровель, сообщали о нарушениях. В лучшую сторону налажено общение со СМИ, хотя и раньше взаимодействие было хорошим.

Е.В.: В Рунете появляется все больше проектов посвященных ЖКХ и проблемам города. Например, «РосЖХК» – инициатива с пулом юристов, базой адресов online-приемных. Почему пользователи продолжают интересоваться «Заливает.СПб» и обращаются к вам?

Ф.Г.: Мне не очень нравятся проекты, которые обещают решить мигом все проблемы. ЖКХ слишком сложная сфера, чтобы решить все одним сайтом. Я уже три года занимаюсь исключительно крышами в рамках Петербурга и добился ощутимых успехов, вижу системные сдвиги благодаря моей деятельности. Люди тоже это видят, потому и доверяют.

Тем более, когда сайт появился, в Петербурге власти давали понять, что не будут помогать людям, говорили, что виной всему «аномальная зима», но никак не плохая работа администрации. Люди в отчаянии писали ко мне и получали ту обратную связь, которой не получали от государства.

Что касается «РосЖКХ», мне нравится этот проект, он правильный. Но пока он находится на уровне «давайте все вместе отошлем 1000 жалоб». Это не достаточно конструктивно. Хотя я верю, что команда юристов, которая над ним работает, способна развить его в сильный проект, который будет эффективно решать конкретные проблемы.

Е.В.: Почему гражданские активисты, менеджеры социальных Интернет-проектов не остаются в третьем секторе и уходят в политику?

Ф.Г.: Трудно сказать. Я тоже отчасти ушел в политику, участвовал в выборах. Хотя я шел во власть именно для того, чтобы эффективнее решать проблемы людей, которые ко мне обращались. Не для каких-то личных целей.

К сожалению, любая проблема, будь то разгон митингов или те же крыши всегда упирается в политику. Так у нас устроено в стране. Никто не хочет отвечать, все держится на вертикали, где все друг друга покрывают, где народ грабят и не краснеют.

Если бы крыши нормально отремонтировали, и протечек больше не было, то я бы закрыл свой сайт. Но в ходе моей деятельности выяснилось, что текут в основном те крыши, где за бюджетные деньги проводился ремонт: выделенные деньги распилили, а на оставшиеся сделали плохой ремонт из некачественных материалов, в первую же зиму такие крыши текут. Потом высшее руководство города покрывает провинившихся, после ты устраиваешь митинг и призываешь чиновников к ответственности, и на тебя начинают приходить в университет запросы из ФСБ, а центр по экстремизму приглашает на беседы. Потом вице-губернатор говорит примерно следующее: «раз ты такой умный, попробуй поработать сам», я иду на выборы, и у меня воруют все голоса. Без политики никак. Во всяком случае, трудно.

Е.В.: В отличие от аналогичных сайтов, которые работают с online-приемными ЖКХ и соответствующими ведомствами, «Заливает.СПб» направляет жалобы на адрес депутата Максима Резника. Почему вы выбрали такой способ решения вопроса?

Ф.Г.: По приглашению Максима Львовича я баллотировался 4 декабря 2011 года в ЗакС. Мы с ним в хороших отношениях, договорились сотрудничать. Всю работу с обращениями веду я самостоятельно, у меня своя отдельная папочка с перепиской. Я читаю все ответы, готовлю новые обращения. Мне это удобно. И все-таки депутатское письмо чиновники рассматривают охотнее, чем простое обращение. Я считаю, что это эффективная схема. Она придает каждой жалобе, которую я получаю на сайте, официальный статус.

Е.В.: «Адресная программа» ремонта кровель носит лишь номинальный характер. После вмешательства властей, «отремонтированные точки» остаются на «Карте протечек». Есть еще какие-то механизмы влияния на чиновников и управляющее компании, кроме депутатских писем и жалоб?

Ф.Г.: Адресная программа далеко не номинальная. На ее выполнение выделяются деньги из бюджета, за деньги должны отвечать. Сейчас в городе наконец-то начались обыски и проверки по факту разворовывания денег в предыдущие годы, я жду результатов. Обещают много уголовных дел. Конечно, можно было начинать это еще в 2011-м, когда я писал первые письма в прокуратуру. Но лучше поздно, чем никогда. Правоохранительные органы не скрывают, что львиная доля материалов ими была получена с моего сайта.

Е.В.: Я помню «Карту протечек» формата 2011 года, тогда это было пространство испещренное красными отметками. Сегодня точек на карте поубавилось. Каких результатов удалось достичь за почти три года существования проекта?

Ф.Г.: Точки с карты не исчезают, старые карты находятся в архиве, сейчас на основной карте отмечены жалобы, поступившие с 1 ноября 2012, пока их 78. Но и снег нормальный выпал только пару дней назад.

Удалось добиться того, что протечки кровель стали проблемой №1 в петербургском ЖКХ. Да и по всей стране у Питера теперь репутация города, где текут крыши. О проблеме заговорили. Раньше крыши тоже текли, но каждый был один на один со своей проблемой и не знал, что делать. Я объединил людей и дал им алгоритм действия.

Удалось добиться снятия некоторых чиновников, проверок, административных и уголовных дел. Благодаря сайту в адресную программу ремонтов 2011 года были дополнительно внесены более 2500 адресов.

Во многих частных случаях удается помочь. Чиновники смотрят карту, знают, что их начальство тоже смотрит, они стараются избавить себя от проблем, чинят, иногда хорошо. Приходит много благодарностей от пользователей сайта. Главное, что происходят системные изменения.

Е.В.: Был период, когда вы в одиночку занимались проектом. Кто сегодня работает над «Заливает.СПб»?

Ф.Г.: Я по-прежнему делаю все один. От программирования, до общения со СМИ. Честно говоря, это не очень сложно, это уже стало стилем моей жизни. Раз в неделю сейчас я трачу 4-5 часов в Законодательном собрании – подготавливаю и печатаю письма. К зиме придется тратить на это больше времени, но это не страшно. Главное, сейчас написать и защитить диплом. Он как раз середине января.

А потом я смогу уделять общественной работе еще больше времени. Я работаю фрилансером (делаю сайты), у меня всегда есть свободное время, чтобы сделать что-то полезное.

Е.В.: Как долго проблема с протечками кровли может быть интересна петербуржцам, вы не думали над расширением сферы компетенций «Заливает.СПб»?

Ф.Г.: У меня есть несколько задумок и в других сферах, я думаю, что в следующем году обязательно запущу 1-2 проекта. А тема с протечками будет интересна до тех пор, пока крыши текут. А течь они еще будут. За год и даже за два всего не решить, но я буду двигаться к цели.

Появление «Заливает СПб» – это реакция общественности Петербурга на протечки кровли. Ресурс объединил пользователей, которые хотели обратить внимание на существующую проблему. Карта протечек показала масштабы происходящего и дала четкое понимание, что коммунальные службы города бездействуют.

Функционал:

  • Многопользовательский блог
  • Интерактивная карта протечек
  • UGC
  • Обратная связь
  • Простая архитектура сайта
  • Законы и правовые акты, которые можно загрузить
  • Прописанный алгоритм действий при протечке

Проект «Заливает СПб» стал площадкой для обмена опытом и мнениями о решении существующей проблемы. Пользователи могут оставлять свои сообщения, добавлять в них видео и фотоматериалы, комментировать и оценивать записи других пользователей. Для лучшей навигации по сайту, создатели ресурса предложили прикреплять к каждому посту теги.

Особый интерес представляет интерактивная карта Санкт-Петербурга, на которой отмечены все дома, пострадавшие от протечек. Вся информация реальна и взята из записей пользователей. Именно этот фактор, в сумме с активностью граждан, позволил, составлять коллективные жалобы и обращения.

Проект «Заливает СПб» доказал свою эффективность. Благодаря работе сайта удалось добиться включения точек с карты в городские программы текущих и капитальных ремонтов.

Если коммунальщики не хотят использовать информацию с сайта «Заливает СПб», то ею непременно должна заинтересоваться прокуратура.

Эксперт рынка ЖКХ Илья Завьялов
Газета Невское время

Благодаря новому сервису «Гражданский контроль» у каждого дома появилась своя страница, на которой можно получить информацию об управляющей компании и подрядчике работ, программе ремонта, в которую включено здание; уточнить сроки выполнения работ и выделенные на них суммы.

Карта протечек
Карта протечек

Пользователи ресурса
Пользователи ресурса