«NextGIS» — открытая география

Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

«NextGIS» строит свой бизнес вокруг открытого программного обеспечения,  данных и методологии.

Генеральный директор «NextGIS» Максим Дубинин рассказал о востребованности геоинформационных систем, работе с заказчиками и о том, почему важно создавать проекты с открытым исходным кодом.

Беседовал Евгений Воропай

Е.В.: Сеть и мобильный Интернет заполнен картографическими и геолокационными сервисами. Аудитория с ними знакома и использует. Что такое геоинформационные системы?

М.Д.: Классическое определение ГИС – это комплекс пространственных данных, ПО для работы с ними, набор специфических алгоритмов и методов. Все в ГИС крутится вокруг пространственных данных, которые создаются, обновляются и видоизменяются. Пространственные данные отличаются от обычных тем, что они описывают объекты и явления, которые находятся в пространстве, явным образом указывая их координаты. Первая задача, с которой многие сталкивались и которая решается с помощью ГИС — простое отображение объектов или явлений на картах. Вторая — разновидности поиска, сервисы для check-in, поиск ближайшей пиццы или заправок, прокладка маршрутов. Третья — анализ данных, создание новой информации из существующей.  ГИС это нечто большее, чем то, что вы видите в знакомых, широко распространенных сервисах. Они намеренно упрощены, чтобы охватить массовую аудиторию.

Е.В.: Геоинформационные системы использует бизнес и некоммерческие организации, чем они могут быть полезны рядовому пользователю?

М.Д.: Рядовой пользователь может использовать то, что создали для него другие или сделать что-то свое. Существуют сервисы, которые позволяют пользователям создавать карты (например, проект OpenStreetMap).  Государство чрезмерно закрывает пространственные данные, а коммерческим поставщикам не всегда есть дело до вашей деревни, или ваш городок может не входить в число приоритетных, но вы все равно хотите карту для своего навигатора, чтобы прокладывать маршруты или ходить в походы. Сейчас этому можно легко научиться.

У рядового пользователя также могут возникнуть вопросы аналитического характера. Как проголосовали на соседнем участке? В соседнем районе? Действительно ли водохранилище находилось выше по течению и насколько? Пожары 2010 года –  это исключительное по своей редкости явление или в других районах страны регулярно горит еще больше? На все эти вопросы он может ответить сам, изучив инструменты и данные.

Многообразие сервисов, использующих карты или геоданные, полезных рядовому пользователю очень велико.

Е.В.: Среди клиентов «NextGIS» государственные структуры и частные компании. Какие проекты приходиться выполнять чаще всего для каждой из категорий заказчиков?

М.Д.: Очень большое внимание государственные организации уделяют реестровым и кадастровым задачам – отображение учитываемого объекта на картах вместе с набором инструментов для ведения таких баз. Коммерческие организации  заинтересованы в заполнении вакуума данных, развитии и создании новых инструментов, которые могут добавить стоимость к их текущим предложениям или решить конкретные проблемы.

Е.В.: В Сети мы видим уже результат проделанной работы. Из каких этапов состоит подготовка и реализация проектов?

М.Д.: Сначала планируется архитектура и функциональность системы. Если проект связан с визуализацией данных, то первый вопрос – где и что за данные? Если их нет, и это возможно, они создаются. Создание новых или подготовка существующих данных может занимать существенное время. После программисты разрабатывают новый инструмент для работы с информацией (показывать, анализировать или просто распространять), в это время ГИС-специалисты подготавливают локальное решение на базе одного из пакетов настольных ГИС, например Quantum GIS. Иногда приходится что-то дорабатывать для реализации специфических функций. Так как мы используем, в основном, ГИС с открытым исходным кодом и активно участвуем в их разработке, подобная доработка не смущает, а наоборот, радует. Улучшения становятся доступными не только заказчику, но и сообществу.

Е.В.: Сколько времени ушло на реализацию «Избирательной географии Москвы» и «Леснадзора»?

М.Д.: Я бы не пытался сравнивать эти проекты. Они очень разные и решают совершенно разные задачи. Между ними прошло много времени, за которое наше понимание инструментов значительно улучшилось.

«Леснадзор» был создан в 2009 году на базе одного из наших первых движков для краудсорсинга (OpenIFL) на Google API (впоследствии мы от него отказались). Над его созданием пару месяцев работали два специалиста. Цель проекта – сбор данных с географической привязкой. Скажем так, он бы состоялся и без карты (хотя, конечно, выиграл от ее наличия).

«Избирательная география Москвы»  это проект из серии «штурм и натиск». После выборов очень захотелось что-то сделать. Собралась команда, ядро которой составили наши специалисты, присоединилось и несколько людей извне. Всего участвовало 10 человек, и проект был сделан буквально за 3-4 дня и бессонные ночи. Цель этого проекта – чистая географическая визуализация данных о результатах выборов. У «Избирательной географии Москвы» была серия интересных продолжений, хотя и не таких мощных, как бы нам хотелось. Но не все сразу.

Е.В.: Каждый проект – это отдельная тематическая история. Вы набираете команду под каждый отдельный проект или это люди с универсальным функционалом?

М.Д.: В основном, это наши сотрудники, большие молодцы и знатоки своего дела (хоть и без специального картографического образования). В успешных проектах прослеживается влияние и активное участие заказчиков. Клиентам не все равно, они привносят свою экспертизу, знания в проекты, над которыми работаем.

Иногда мы и сами выступаем в роли специалистов в тематике. Я лично защищался по пожарам, и у нас было несколько картографических проектов на эту тему. Но такие совпадения случаются редко. Для успеха проекта очень важно, чтобы заказчик понимал, чего он хочет хотя бы в общих чертах. Иногда приходится привлекать и внешних специалистов, но это случается достаточно редко.

Е.В.: Вы помогаете заказчикам актуализировать данные карт в выполненных проектах?

М.Д.: Помогаем там, где это осмысленно, и актуализируем связанные с этими данными источники. В рамках «Избирательной географии Москвы» мы не только сделали систему, но и сообщили участникам проекта «OpenStreetMap» об ошибках в картографической основе, многие из них были исправлены. Там, где это возможно, мы пытаемся открыть побольше результатов своей работы. Открытые геоданные – это не просто демонстрация картинок-карт, а данные которые можно распространять, использовать и изменять (см.  определение Open Knowledge Foundation). К сожалению, значение открытых данных понимают не все и даже без какого-то коммерческого интереса, люди стремятся закрывать данные «на всякий случай».

Е.В.: Сейчас ГИС очень востребованы, с чем связан такой интерес?

М.Д.: ГИС всегда были востребованы, просто только сейчас мы, наконец, получаем к ним полный доступ. Это касается не только геоинформационных систем, но любых областей, ранее изолированных от рядового гражданина. Развивается общество, развиваются инструменты и, главное, демократизируется доступ к ним. Решив личные проблемы, люди начинают думать о более сложных задачах, интересоваться и экспериментировать. Постоянно возникает множество житейских ситуаций, которые вбрасывают в общество мощные стимулы действовать, создавать.

Недостаток данных или  неприятные чрезвычайные ситуации требуют карт или просто желание получить объективные ответы на вопросы. Это отличный стимул.

Для бизнеса – это еще один способ заработать, создать новые сервисы. Для государственных структур –  лучший контроль, учет, большая эффективность в управлении ресурсами. ГИС просто стали более доступны и понятны, и все стали интенсивнее их использовать.

Е.В.: Какие отрасли проявляют наибольший интерес к ГИС?

М.Д.: В первую очередь, это всё, что связано с природными ресурсами и транспортом. Безусловно, ГИС востребованы там, где стоит задача поиска чего-либо в географическом пространстве. Сложно назвать отрасль, которая не нуждается в картографии или географическом анализе данных.

Е.В.: Есть какие-то различия в работе и эксплуатации ГИС в России и на Западе?

М.Д.: Российский рынок ужасно страдает от «каменновековой» нормативно-правовой базы в области картографии. Это сильно сдерживает его развитие, ограничивает гражданское участие, создает бесчисленные серые зоны, в которые нормальный бизнес никогда не пойдет.

Очень страдает образование. Любой разговор по душам начинается с жалоб «у нас кризис кадров», вакансии с солидными, даже по московским меркам, зарплатами месяцами висят на профильных сайтах. Все это, по-моему, результат консервации отрасли. Не удивительно, что наша роль на рынке проприетарных ГИС (ПО, данные, сервисы и т. д.) в мире во многом вторична. Большинство отечественных компаний занимаются перепродажей зарубежных разработок, хотя Россия – страна программистов и IT специалистов. Хорошо, что есть движение в сторону ПО с открытым исходным кодом, где можно по-настоящему проявить себя и делать глобально полезные вещи.

Главная страница
Главная страница

Выполненные проекты - Леснадзор
Выполненные проекты Леснадзор

Выполненные проекты - Избирательная география Москвы
Выполненные проекты Избирательная география Москвы