Революция по Крису Андерсону

Крис Андерсон. Фото предоставлено Григорием Асмоловым
Крис Андерсон. Фото предоставлено Григорием Асмоловым
Вне­штат­ный автор Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий Гри­го­рий Асмо­лов посе­тил пре­зен­та­цию новой кни­ги Кри­са Андер­со­на «Makers». Сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми он поде­лил­ся в бло­ге, а мы полу­чи­ли раз­ре­ше­ние опуб­ли­ко­вать мате­ри­ал для чита­те­лей Теп­ли­цы.

19 сен­тяб­ря Крис Андер­сон, автор зна­ме­ни­той тео­рии «Длин­но­го хво­ста», пре­зен­то­вал свою новую кни­гу «Makers» в Лон­доне.

Андер­сон – фигу­ра зна­ко­вая. Он не толь­ко автор выше­ука­зан­ной кон­цеп­ции и одно­имен­ной кни­ги, кото­рая пред­ла­га­ет новое пони­ма­ние эко­ном­ки в эпо­ху Интер­не­та, и автор тру­да под назва­ни­ем «Бес­плат­но», но и глав­ный редак­тор жур­на­ла Wired – изда­ния, опи­сы­ва­ю­ще­го не толь­ко дей­стви­тель­ность, но её кон­стру­и­ру­ю­ще­го (роли Wired в раз­ви­тие инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий фран­цуз­ский иссле­до­ва­тель Пат­рис Фли­ши посвя­тил отдель­ную гла­ву в сво­ей кни­ге). То есть, по сути, Андер­сон – немно­го редак­тор буду­ще­го.

Впро­чем, ника­кой осо­бой интри­ги перед пре­зен­та­ци­ей его кни­ги не было. Дело в том, что Андер­сон очень систем­но под­хо­дит к изло­же­нию сво­их идей. Сна­ча­ла он пишет подроб­ную ста­тью в Wired (кото­рый он же и редак­ти­ру­ет), а потом, через неко­то­рое вре­мя, эта ста­тья транс­фор­ми­ру­ет­ся в кни­гу.
Зал-амиф­те­атр Коро­лев­ско­го Бри­тан­ско­го Инсти­ту­та был полон, несмот­ря на то что биле­ты сто­и­ли доро­же, чем новая кни­га (25 фун­тов, а книж­ка 18).

Демократизация производства

Надо ска­зать, что выступ­ле­ние Андер­со­на с пер­вых минут нача­ло немно­го коро­бить. Он, конеч­но, заме­ча­тель­ный ора­тор, хоро­шо вла­де­ю­щий пуб­ли­кой, но при этом сти­ли­сти­ка выступ­ле­ния посто­ян­но созда­ва­ла ощу­ще­ние, что вам что-то про­да­ют…

Если бы это был Стив Джобс с айфо­ном в руке, это бы отлич­но гар­мо­ни­ро­ва­ло, но когда речь идет об эко­но­ми­че­ской кон­цеп­ции, то воз­ни­ка­ет некий дис­со­нанс. Андер­сон, конеч­но, не иссле­до­ва­тель, а смесь биз­не­сме­на и про­ро­ка, он про­да­ет буду­щее, при этом явно стре­мясь полу­чить как репу­та­ци­он­ные, так и финан­со­вые диви­ден­ды.
И соб­ствен­но, ниче­го предо­су­ди­тель­но­го в этом нет до тех пор, пока то, что гово­рит Андер­сон зву­чит убе­ди­тель­но, а оно-таки зву­чит.

Опу­щу ана­лиз пер­вой и вто­рой инду­стри­аль­ной рево­лю­ции, и сра­зу перей­ду к тому, что Андер­сон назы­ва­ет тре­тьей инду­стри­аль­ной рево­лю­ци­ей. Суть ее сво­дит­ся к демо­кра­ти­за­ции про­из­вод­ства и рас­про­стра­не­нию това­ров. Если рань­ше и то, и дру­гое было под силу боль­шим заво­дам и круп­ным инду­стри­ям, то сего­дня (вер­нее, может быть, еще не совсем сего­дня, но в доста­точ­но ско­ром зав­тра) это будет доступ­но всем.

Презентация книги «Makers». Автор фото: Григорий Асмолов
Пре­зен­та­ция кни­ги «Makers». Автор фото: Гри­го­рий Асмо­лов

Демо­кра­ти­за­ция про­из­вод­ства свя­за­на, преж­де все­го, с появ­ле­ни­ем 3-D прин­те­ров, кото­рые поз­во­ля­ют вам фак­ти­че­ски на дому про­из­во­дить то, что вам хочет­ся. По сло­вам Андер­со­на, все мы ста­но­вим­ся дизай­не­ра­ми про­дук­тов, спо­соб­ны­ми на месте эти про­дук­ты про­из­ве­сти.

Автор кон­цеп­ции тре­тьей инду­стри­аль­ной рево­лю­ции назы­ва­ет это «про­из­вод­ством вооб­ра­же­ния». Всё, что вооб­ра­зи­мо вами, может стать явью (появ­ля­ет­ся все боль­ше обще­до­ступ­ных плат­форм для моде­ли­ро­ва­ния 3-d про­ек­тов, напри­мер Tinkercad.com или сооб­ще­ства типа shapeways.com где люди могут делить­ся тем, что они уже про­из­ве­ли при помо­щи 3-D при­не­тров).

Фрагмент интерфейса сайта Tinkercad
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Tinkercad

В каче­стве при­ме­ра Андер­сон при­во­дит исто­рии сво­их детей. Сна­ча­ла его дочь хоте­ла мебель в куколь­ный дом, кото­рую нигде не воз­мож­но было купить, и тогда они ее нари­со­ва­ли на ком­пью­те­ре и тут же «рас­пе­ча­та­ли». Потом его сын таким же обра­зом про­из­вел робо­та, кото­ро­го он хотел.

По сло­вам Андер­со­на, это созда­ет совер­шен­но новые отно­ше­ния с про­дук­та­ми. Во-пер­вых, про­из­во­ди­мые про­дук­ты уни­каль­ны. Во-вто­рых, когда чело­век сам участ­ву­ет в дизайне, у него воз­ни­ка­ет к про­дук­ту совсем дру­гое отно­ше­ние (Андер­сон назы­ва­ет это «эффек­том Икеи», пото­му что даже если вы сами собра­ли мебель – это уже созда­ет некие лич­ные отно­ше­ния меж­ду вами и собран­ным пред­ме­том). Кро­ме того Андер­сон утвер­жда­ет, что дети впи­ты­ва­ют «дизай­нер­ство» как нечто есте­ствен­ное, поэто­му новое поко­ле­ние будет поко­ле­ни­ем дизай­не­ров про­дук­тов. В том чис­ле еще и пото­му, что играя в ком­пью­тер­ные игры, дети раз­ви­ва­ют трех­мер­ное мыш­ле­ние и учат­ся «пони­мать поли­го­ны».

Одна­ко вы може­те спра­вед­ли­во воз­ра­зить, что спектр про­дук­тов, кото­рые мож­но про­из­ве­сти на дому при помо­щи трех­мер­но­го прин­те­ра, более чем огра­ни­чен. Хоть Андер­сон и гово­рит что 3-D прин­те­ры актив­но раз­ви­ва­ют­ся и деше­ве­ют, и при­зы­ва­ет их купить, осо­бен­но если вы вос­пи­ты­ва­е­те ребен­ка (сего­дня 3D прин­те­ры мож­но купить за 2 тыся­чи дол­ла­ров), они могут про­из­ве­сти на свет очень огра­ни­чен­ный спектр про­дук­тов. На это у Андер­со­на есть сра­зу несколь­ко отве­тов.

Во-пер­вых, по все­му миру сей­час актив­но раз­ви­ва­ет­ся дви­же­ние про­из­вод­ствен­ных лабо­ра­то­рий, так­же име­ну­е­мых ХакЛа­ба­ми. Это место где нахо­дит­ся доста­точ­но мно­го раз­но­об­раз­ной про­дви­ну­той тех­ни­ки и мате­ри­а­лов, вклю­чая 3-D прин­те­ры и не толь­ко… Запла­тив за одно­ра­зо­вый доступ или еже­ме­сяч­ный або­не­мент вы може­те поль­зо­вать­ся всем что нахо­дит­ся в лабо­ра­то­рии. Таких лабо­ра­то­рий ста­но­вит­ся все боль­ше. Я сам был этим летом в ХакЛа­бе в Буда­пеш­те и дей­стви­тель­но, место твор­че­ское, живое и с энер­ге­ти­кой.

Судя по кар­те ХакЛа­бов, кото­рую про­де­мон­стри­ро­вал Андер­сон, они есть почти вез­де, кро­ме двух белых пятен – боль­шей части Афри­ки и Рос­сии. При­чем, что инте­рес­но, в ХакЛа­бах люди про­из­во­дят про­дук­ты не толь­ко для себя, но и по зака­зу боль­ших фирм. То есть, по сути, воз­ни­ка­ет новый класс инду­стри­аль­ных фри­лан­се­ров. Кста­ти, во мно­гих местах, ХакЛа­бы могут стать инте­рес­ным реше­ни­ем про­бле­мы тру­до­устрой­ства.
Во-вто­рых, демо­кра­ти­за­ция про­из­вод­ства не обя­за­тель­но долж­на зна­чить, что про­дукт долж­ны про­из­во­дить вы. Доста­точ­но, что вы може­те быть при­част­ны к его про­из­вод­ству. Речь идет о кра­уд­сор­син­ге про­дук­тов, когда потен­ци­аль­ный потре­би­тель напря­мую участ­ву­ет в про­из­вод­стве про­дук­та.

В каче­стве при­ме­ра Андер­сон про­де­мон­стри­ро­вал «E-Paper watch» для IPhone, раз­ра­бо­тан­ные дву­мя ребя­та­ми через кра­уд­фандин­го­вую плат­фор­му Kickstarter. Понят­но, что плат­фор­ма помог­ла собрать им день­ги, необ­хо­ди­мые для раз­ра­бот­ки и созда­ния про­дук­та, но этим ее функ­ции дале­ко не огра­ни­чи­лись. Преж­де все­го, плат­фор­ма выпол­ня­ет функ­цию мар­ке­тин­го­во­го иссле­до­ва­ния. Если за Ваш про­дукт голо­су­ют день­га­ми, зна­чит у него есть рынок. Во-вто­рых плат­фор­ма поз­во­ля­ет потен­ци­аль­ным потре­би­те­лям участ­во­вать непо­сред­ствен­но в раз­ра­бот­ке про­дук­та. Мно­гие поль­зо­ва­те­ли выска­зы­ва­ли мне­ние, каких функ­ций им не хва­та­ет и что еще они хоте­ли бы видеть в часах (так, напри­мер, был добав­лен Bluetooth и созда­ны новые цве­та). Про­дукт созда­ет­ся сни­зу-вверх. В-тре­тьих, на базе кра­уд­фандин­га и уча­стия в раз­ра­бот­ке вокруг кон­крет­но­го про­дук­та, по сути, фор­ми­ру­ет­ся сооб­ще­ство. «Это не сооб­ще­ство, кото­рое про­сто хочет купить про­дукт. Они поку­па­ют идею, они инве­сти­ру­ют себя в эту идею, они хотят, что­бы этот про­дукт слу­чил­ся», – гово­рит Андер­сон.

Демократизация распространения

Еще один фак­тор – это то, что Андер­сон назы­ва­ет демо­кра­ти­за­ци­ей рас­про­стра­не­ния. Он рас­ска­зал о сай­те Alibaba.com, на кото­ром вы може­те зака­зать в Китае кон­крет­ную деталь по ваше­му соб­ствен­но­му эски­зу и опи­са­нию, и бук­валь­но через несколь­ко дней Вы полу­чи­те на дом уни­каль­ный про­дукт. Редак­тор Wired дол­го весе­лил пуб­ли­ку рас­ска­за­ми, что надо было сде­лать, что­бы дого­во­рить­ся о чем-то с китай­ски­ми про­из­во­ди­те­ля­ми 10 лет назад: необ­хо­ди­мость поезд­ки в Китайв, встре­ча в ресто­ране, поеда­ние чьих-то глаз­ных яблок, мно­го алко­го­ля, пение кара­оке и подоб­ным, как назвал их Андер­сон, уни­зи­тель­ные про­це­ду­ры. Одна­ко сей­час появи­лись три фак­то­ра, кото­рые изме­ни­ли ситу­а­цию:

  1. В Китае на клю­че­вые пози­ции начи­на­ет при­хо­дить новое поко­ле­ние, хоро­шо зна­ко­мое с Интер­не­том.
  2. Тех­но­ло­гии ста­но­вят­ся более гиб­ки­ми, и поз­во­ля­ют лег­че делать изме­не­ние и выпол­нять кон­крет­ные зада­ния.
  3. Эко­но­ми­че­ский кри­зис застав­ля­ет искать новые фор­мы спро­са и пред­ло­же­ния.

В резуль­та­те появ­ля­ет­ся то, что Андер­сон назы­ва­ет «инду­стри­ей обла­ка» или «облач­ным про­из­вод­ством». Вы загру­жа­е­те в гло­баль­ное сете­вое обла­ко заказ на про­дукт, кото­рый вас инте­ре­су­ет, где даль­ше это зада­ние нахо­дит сво­е­го опти­маль­но­го испол­ни­те­ля, кото­рый может про­из­ве­сти это мак­си­маль­но быст­ро, каче­ствен­но и деше­во.

Я не знаю, насколь­ко пере­ме­на будет ради­каль­на, но что точ­но, это будет мир в кото­ром есть вещи, сде­лан­ные не толь­ко в Китае
И нако­нец, послед­ний аргу­мент Андер­со­на. Появ­ле­ние новых моде­лей про­из­вод­ства вовсе не отме­ня­ет ста­рых, точ­но так же, как появ­ле­ние эко­но­ми­ки длин­но­го хво­ста не отме­ни­ло того, к чему этот хвост при­над­ле­жит (напри­мер, неза­ви­си­мое кино не уни­что­жи­ло кино­ин­ду­стрию Гол­ли­ву­да). «Мас­со­вые инду­стрии по-преж­не­му будут про­из­во­дить мил­ли­о­ны ложек», – обна­де­жи­ва­ет Андер­сон. Одна­ко то, что меня­ет­ся – это моно­по­лия на про­из­вод­ствен­ные сред­ства. В резуль­та­те новые меха­низ­мы начи­на­ют сосу­ще­ство­вать со ста­ры­ми, а поми­мо допол­ни­тель­но­го фак­то­ра кон­ку­рен­ции, бла­го­да­ря воз­ник­но­ве­нию про­дук­тов с уни­каль­ной иден­тич­но­стью, резуль­та­том ста­но­вит­ся так­же боль­шее богат­ство и раз­но­об­ра­зие рын­ка. При­чем это богат­ство не толь­ко в выбо­ре това­ров, но и в сво­бо­де выбо­ра и куль­тур­ном раз­но­об­ра­зии. «Я не знаю, насколь­ко пере­ме­на будет ради­каль­на, но что точ­но, это будет мир в кото­ром есть вещи, сде­лан­ные не толь­ко в Китае», – заклю­ча­ет Андер­сон.

Кро­ме того, новые тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют то, что Андер­сон назы­ва­ет «моди­фи­ка­ци­ей реаль­но­сти», то есть над­строй­ку уни­каль­ной иден­тич­но­сти про­дук­та на базе про­дук­тов мас­со­во­го про­из­вод­ства. К при­ме­ру при­ло­же­ние 123d catch поз­во­ля­ет ска­ни­ро­ва­ние физи­че­ских пред­ме­тов, то есть пре­вра­ще­ние их в трех­мер­ные циф­ро­вые моде­ли. Вы може­те взять куп­лен­ную чаш­ку, про­ска­ни­ро­вать ее, потом вне­сти неко­то­рые изме­не­ние в ее модель или какой-либо из эле­мен­тов, а далее «рас­пе­ча­тать» моди­фи­ци­ро­ван­ный вари­ант.

Знания под свободной лицензией

Вме­сте с тем, в демо­кра­ти­зи­ро­ван­ной инду­стри­аль­ной систе­ме есть место для про­из­вод­ства и намно­го более слож­ных про­дук­тов. При­мер это­му подал сам Андер­сон, мно­го лет явля­ю­щей­ся фана­том раз­ра­бот­ки бес­пи­лот­ных лета­тель­ных аппа­ра­тов. Для нача­ла Андер­сон создан сооб­ще­ство люби­те­лей бес­пи­лот­ни­ков – diydrones.com. Все идеи и раз­ра­бот­ки, кото­рые в нем появ­ля­лись, были пол­но­стью open source, то есть чле­ны сооб­ще­ства дели­лись всем и мог­ли участ­во­вать во всем. Сам Андер­сон пояс­ня­ет, что изна­чаль­но идея заклю­ча­лась в созда­нии аль­тер­на­ти­вы с откры­том кодом для воен­ной инду­стрии. Сего­дня в сооб­ще­стве более 30 тысяч чле­нов и более 6 тысяч бло­гов. Через сооб­ще­ство Андер­сон нашел 19-лет­не­го пар­ня из Мек­си­ки, по его сло­вам, гения в обла­сти созда­ния бес­пи­лот­ни­ков, и вме­сте с ним создал фир­му и open-source лабо­ра­то­рию по созда­нию лета­тель­ных аппа­ра­тов (подроб­нее об этом тут).

Из этой исто­рии Андер­сон дела­ет несколь­ко выво­дов. Во-пер­вых, инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии и гло­баль­ные Сети поз­во­ля­ют най­ти вам луч­ших людей для выпол­не­ния кон­крет­ной зада­чи через фор­ми­ро­ва­ние тема­ти­че­ских сооб­ществ. В тра­ди­ци­он­ной инду­стрии рынок потен­ци­аль­ных испол­ни­те­лей огра­ни­чен и любой выбор явля­ет­ся ком­про­мис­сом («кста­ти, это каса­ет­ся ваших мужей и жен», – заме­ча­ет Андер­сон). Моде­ли фор­ми­ро­ва­ния сооб­ществ вокруг кон­крет­ных задач и на базе откры­то­го кода поз­во­ля­ют задей­ство­вать луч­ших и «самых умных», при­чем бес­плат­но, в сво­бод­ное от их основ­ной рабо­ты вре­мя (об этом вто­рая кни­га Андер­со­на «Free»).

Делай доб­ро и бро­сай его в воду. Оно не про­па­дёт — доб­ром к тебе вер­нёт­ся
Во-вто­рых, не сто­ит боять­ся, что Ваши идеи укра­дут. Мож­но украсть идею, но нель­зя украсть сооб­ще­ство. Кро­ме того, Андер­сон гово­рит: «Мы застав­ля­ем наших пира­тов рабо­тать на себя». Так или ина­че, пират­ство тоже при­во­дит к улуч­ше­нию про­дук­та, а луч­ших пира­тов Андер­сон нахо­дит и берет к себе на рабо­ту. То есть пират­ство, по сути, это инте­граль­ная часть инно­ва­ци­он­но­го про­цес­са.

В резуль­та­те, по сло­вам Андер­со­на, луч­шие люди дела­ют луч­шее. Вме­сте с тем, моти­вы уча­стия в таких инду­стри­аль­ных про­цес­сах явля­ют­ся совсем не аль­тру­и­сти­че­ски­ми. Андер­сон пред­ла­га­ет очень точ­ную фор­му­лу: «Меж­ду Интер­не­том и чело­ве­ком суще­ству­ет соци­аль­ный кон­тракт – отдай что-нибудь и посмот­ри что слу­чит­ся.» Мне это напом­ни­ло фор­му­лу из заме­ча­тель­но­го совет­ско­го мульт­филь­ма: «Делай доб­ро и бро­сай его в воду. Оно не про­па­дёт — доб­ром к тебе вер­нёт­ся».

Идеи бесполезны. Главное – их реализация

Под конец один из зри­те­лей спро­сил у Андер­со­на, что тот ему сове­ту­ет почи­тать на тему… «Ну вы зна­е­те, я тут одну книж­ку пре­зен­тую» – рас­сме­ял­ся Андер­сон, – «А вооб­ще, я реко­мен­дую делать, а не про­сто читать. Идеи сами по себе бес­по­лез­ны. Глав­ное – это реа­ли­за­ция. Идеи есть у каж­до­го. Но до тех пор, пока люди не начи­на­ют их вопло­щать, я не отно­шусь к это­му все­рьез.»
Андер­сон не зна­ет, насколь­ко тре­тья инду­стри­аль­ная рево­лю­ция изме­нит эко­но­ми­ку и мир в целом. Одна­ко, как гово­рит редак­тор Wired: «Вели­чие архи­тек­ту­ры опре­де­ля­ет­ся тем, насколь­ко люди, нахо­дя­щи­е­ся в архи­тек­тур­ных кон­струк­ци­ях, чув­ству­ют себя счаст­ли­вы­ми.»

Воз­мож­но, если мы будем жить в мире вещей, кото­рые тво­рят­ся нами сами­ми… мы будем чуть более счаст­ли­вы. И все-таки под конец лек­ции мне было слож­но изба­вить­ся от мыс­ли: А вдруг рево­лю­ци­он­ные идеи Андер­со­на – это про­сто заву­а­ли­ро­ван­ная реклам­ная кам­па­ния 3-D прин­те­ров.