RIW 2012: Как «захантить» IT-волонтёра – заветы Алёны Владимирской

Russian Internet Week 2012
Russian Internet Week 2012
Russian Internet Week– одно из круп­ней­ших IT-меро­при­я­тий года, на кото­ром обсуж­да­ет­ся и пред­став­ля­ет­ся всё, что свя­за­но с онлайн-сер­ви­са­ми, инстру­мен­та­ми и про­дук­та­ми. О том, как может и долж­но стро­ить­ся вза­и­мо­дей­ствие меж­ду волон­те­ра­ми и IT-ком­па­ни­ей рас­ска­зы­ва­ла один из веду­щих экс­пер­тов рын­ка хан­тин­га Руне­та и созда­тель агент­ства интер­нет-рекру­тин­га «PRUFFI» Але­на Вла­ди­мир­ская.

Один из круг­лых сто­лов, про­хо­див­ших во вре­мя трех­днев­ной RIW 2012 был посвя­щен… бла­го­тво­ри­тель­но­сти и кор­по­ра­тив­но­му волон­тёр­ству в IT. Ини­ци­и­ро­вал эту «неожи­дан­ную» тему фонд «Разум­ный Интер­нет», пре­сле­дуя бла­гую цель позна­ко­мить обще­ствен­ные орга­ни­за­ции и волон­тё­ров с прак­ти­кой вза­и­мо­дей­ствия с IT-ком­па­ни­я­ми.

Сра­зу нуж­но ска­зать, что сотруд­ни­ки бла­го­тво­ри­тель­ных фон­дов такие про­филь­ные меро­при­я­тия как Рос­сий­ская Неде­ля Интер­не­та посе­ща­ют нечаст­но: уж очень слож­но най­ти неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции свое место меж­ду кра­си­во раз­ри­со­ван­ны­ми обна­жен­ны­ми моде­ля­ми, бале­ри­на­ми и робо­та­ми, раз­да­ю­щи­ми про­мо-листов­ки. И тем не менее, мно­гие поста­ра­лись и при­шли.

Зачем RIW некоммерческим организациям

Что даёт посе­ще­ние таких про­филь­ных меро­при­я­тий неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям? Воз­мож­но, ещё 10 лет назад инте­рес к IT-сфе­ре, кото­рая напря­мую не свя­за­на с обще­ствен­ной рабо­той, со сто­ро­ны бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да мож­но было назвать здо­ро­вым любо­пыт­ством «отлич­ни­ка», но сей­час – это ско­рее лик­без для дво­еш­ни­ка. У вас нет сай­та, но вы хоти­те понять, на какой плат­фор­ме его сде­лать, как луч­ше опти­ми­зи­ро­вать, как создать вокруг него сооб­ще­ство, как рас­про­стра­нить инфор­ма­цию по нуж­ным кана­лам? Все эти зна­ния мож­но в тече­ние 3-х дней полу­чить от экс­пер­тов инду­стрии.

Одна­ко несмот­ря на всю оче­вид­ность это­го выво­да, «экс­пер­ты инду­стрии» ока­зы­ва­ют­ся суще­ства­ми чуже­род­ны­ми и мало­по­нят­ны­ми. О том, как с ними общать­ся, рас­ска­за­ла как бы слу­чай­но зашед­шая на круг­лый стол Але­на Вла­ди­мир­ская – один из веду­щих экс­пер­тов рын­ка хан­тин­га (под­бо­ра и най­ма сотруд­ни­ков) Руне­та, созда­тель агент­ства Интер­нет-рекру­тин­га, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­ще­е­ся на под­бо­ре луч­ших кад­ров для рос­сий­ских интер­нет-ком­па­ний «PRUFFI».

Единственное исключение – для благотворительности

Един­ствен­ная исто­рия, когда на нашем сер­ви­се воз­ни­ка­ют бес­плат­ные объ­яв­ле­ния – это когда к нам обра­ща­ют­ся волон­тер­ские орга­ни­за­ции.

Не факт, что все, кто к нам обра­ща­ют­ся полу­чат помощь, пото­му что очень часто под волон­тер­ством скры­ва­ет­ся все, что угод­но: вы экс­пер­ты и навер­ня­ка зна­е­те об этом даже луч­ше нас. Спе­ци­аль­но мы про­во­дим мини-экс­перт­ную оцен­ку, что­бы убе­дить­ся, что это дей­стви­тель­но неком­мер­че­ский про­ект и за ним сто­ит некая бла­гая мис­сия.

Люди, кото­рые откли­ка­ют­ся на волон­тер­ские пред­ло­же­ния очень часто не пони­ма­ют, что под­ра­зу­ме­ва­ет­ся под волон­тер­ством…

Даль­ше, когда мы про­ве­дем пер­вич­ную вали­да­цию, мы стал­ки­ва­ем­ся с дру­ги­ми слож­но­стя­ми: про­бле­ма отнюдь не заклю­ча­ет­ся в том, что откли­ков на волон­тер­ские вакан­сии фон­дов мало – откли­ков на волон­тер­ство чрез­вы­чай­но мно­го. Но люди, кото­рые откли­ка­ют­ся на волон­тер­ские пред­ло­же­ния очень часто не пони­ма­ют, что под­ра­зу­ме­ва­ет­ся под волон­тер­ством. Они пони­ма­ют совер­шен­но раз­ные вещи, начи­ная от того, что пута­ют волон­тер­ство и ста­жер­ство. Клас­си­че­ский при­мер: «А могу ли я прий­ти волон­те­ров в Yandex?» И закан­чи­вая тем, что боль­шое коли­че­ство людей, декла­ри­руя свою мис­сию, то что они дей­стви­тель­но хотят быть волон­те­ра­ми, когда речь захо­дит о кон­крет­ном про­ек­те, что услов­но зав­тра нуж­но вста­вить в 6 утра и пой­ти раз­гру­жать маши­ну, в общем, зани­мать­ся не совсем такой «пре­крас­ной» рабо­той, какой она кажет­ся на пер­вый взгляд, тут, соб­ствен­но, огром­ное коли­че­ство людей гово­рят: «Нет».

Орга­ни­за­ции нечёт­ко фор­му­ли­ру­ют свою потреб­ность, сколь­ко им людей нуж­но и для чего.

Вто­рая про­бле­ма, кото­рую мы видим: волон­тер­ские орга­ни­за­ции доволь­но часто не справ­ля­ют­ся с тем пото­ком людей, кото­рые при­хо­дят к ним по нашим реко­мен­да­ци­ям. Орга­ни­за­ции нечёт­ко фор­му­ли­ру­ют свою потреб­ность, сколь­ко им людей нуж­но и для чего.

Люди, кото­рые сту­чат­ся и хотят помочь недо­уме­ва­ют: «Поче­му нам никто не отве­ча­ет? Поче­му с нами никто не рабо­та­ет?»
Более того, вы долж­ны пони­мать, что когда объ­яв­ле­ние появ­ля­ет­ся в соци­аль­ной сети, оно даль­ше идет вирус­но, поэто­му даже если напи­са­но, что нуж­но 5 чело­век, к вам может прий­ти 300. В этот момент люди, кото­рые сту­чат­ся и хотят помочь недо­уме­ва­ют: «поче­му нам никто не отве­ча­ет? Поче­му с нами никто не рабо­та­ет?»

Соб­ствен­но, я при­зы­ваю волон­тер­ские орга­ни­за­ции очень вни­ма­тель­но отно­сить­ся к вопро­су управ­ле­ния подоб­ны­ми ситу­а­ци­я­ми. Будь­те гото­вы к тому, что будет очень боль­шая реак­ция.

Что должно произойти с IT-средой или с волонтерской организацией, чтобы они смогли договориться?

- Что долж­но про­изой­ти с IT-сре­дой или с волон­тер­ской орга­ни­за­ци­ей, что­бы они смог­ли дого­во­рить­ся?
– Ниче­го не долж­но про­ис­хо­дить ни с той, ни с дру­гой. Они долж­ны начать гово­рить на одном язы­ке.
Ниче­го не долж­но про­ис­хо­дить ни с той, ни с дру­гой. Они долж­ны начать гово­рить на одном язы­ке. Давай­те пой­мем, что в слу­чае с неком­мер­че­ской орга­ни­за­ци­ей, кото­рая хочет помо­щи от IT-ком­па­нии, IT-ком­па­ния – это ее кли­ент. Вы долж­ны прий­ти к HR-спе­ци­а­ли­сту или к чело­ве­ку, кото­рый зани­ма­ет­ся CSR (кор­по­ра­тив­ной соци­аль­ной ответ­ствен­но­стью) и объ­яс­нить на понят­ном ему язы­ке, зачем ему в этом участ­во­вать.

Пото­му что на дан­ный момент от это­го вза­и­мо­дейт­ствия он видит огром­ное коли­че­ство про­блем. Он дума­ет: «Ну вот, сей­час при­дут какие-то стран­ные люди, будут отни­мать огром­ное коли­че­ство вре­ме­ни, огром­ное коли­че­ство ресур­сов». Долж­ны воз­ник­нуть нор­маль­ные KPI (клю­че­вые пока­за­те­ли эффек­тив­но­сти), озву­чен­ные на их (кор­по­ра­тив­ном) язы­ке.

Ну вот, сей­час при­дут какие-то стран­ные люди, будут отни­мать огром­ное коли­че­ство вре­ме­ни, огром­ное коли­че­ство ресур­сов

Про­бле­мы в том, что волон­те­ры из IT-ком­па­ний не идут к обще­ствен­ным орга­ни­за­ци­ям нет. Про­бле­ма в том, что они никак не могут до вас дой­ти. Они гото­вы при­хо­дить и делать что-то через PRUFFI. Я гото­ва хоть в поне­дель­ник поста­вить объ­яв­ле­ние о том, что для цен­ной волон­тер­ской орга­ни­за­ции нуж­ны помощ­ни­ки, и они к вам при­дут (конеч­но, если объ­яв­ле­ние будет кра­си­во напи­са­но). Если у вас по-дру­го­му, зна­чит вы непра­виль­но ком­му­ни­ци­ру­е­те с ауди­то­ри­ей. Нач­ни­те писать на их язы­ке.

Работайте в социальных сетях

Надо про­сто запу­стить меха­низм, IT-ком­па­нии его пой­ма­ют.
В день мне при­хо­дит поряд­ка 60–80 обра­ще­ний, – я могу про­сто не уви­деть и не про­чи­тать вашу прось­бу помочь, – гово­рит Але­на (и это спра­вед­ли­во не толь­ко в ее ситу­а­ции) – но если я уви­жу на стене кого-то из сво­их дру­зей некое обра­ще­ние, я обя­за­тель­но пере­ша­рю и, веро­ят­нее все­го, помо­гу. Надо про­сто запу­стить меха­низм, IT-ком­па­нии его пой­ма­ют.