RIW 2012: Как «захантить» IT-волонтёра – заветы Алёны Владимирской

Russian Internet Week 2012
Russian Internet Week 2012
Russian Internet Week– одно из крупнейших IT-мероприятий года, на котором обсуждается и представляется всё, что связано с онлайн-сервисами, инструментами и продуктами. О том, как может и должно строиться взаимодействие между волонтерами и  IT-компанией рассказывала один из ведущих экспертов рынка хантинга Рунета и создатель агентства интернет-рекрутинга «PRUFFI» Алена Владимирская.

Один из круглых столов, проходивших во время трехдневной RIW 2012 был посвящен… благотворительности и корпоративному волонтёрству в IT. Инициировал эту «неожиданную» тему фонд «Разумный Интернет», преследуя благую цель познакомить общественные организации и волонтёров с практикой взаимодействия с IT-компаниями.

Сразу нужно сказать, что сотрудники благотворительных фондов такие профильные мероприятия как Российская Неделя Интернета посещают нечастно: уж очень сложно найти некоммерческой организации свое место между красиво разрисованными обнаженными моделями, балеринами и роботами, раздающими промо-листовки. И тем не менее, многие постарались и пришли.

Зачем RIW некоммерческим организациям

Что даёт посещение таких профильных мероприятий некоммерческим организациям? Возможно, ещё 10 лет назад интерес к IT-сфере, которая напрямую не связана с общественной работой, со стороны благотворительного фонда можно было назвать здоровым любопытством «отличника», но сейчас – это скорее ликбез для двоешника. У вас нет сайта, но вы хотите понять, на какой платформе его сделать, как лучше оптимизировать, как создать вокруг него сообщество, как распространить информацию по нужным каналам? Все эти знания можно в течение 3-х дней получить от экспертов индустрии.

Однако несмотря на всю очевидность этого вывода, «эксперты индустрии» оказываются существами чужеродными и малопонятными. О том, как с ними общаться, рассказала как бы случайно зашедшая на круглый стол Алена Владимирская – один из ведущих экспертов рынка хантинга (подбора и найма сотрудников) Рунета, создатель агентства Интернет-рекрутинга, специализирующееся на подборе лучших кадров для российских интернет-компаний  «PRUFFI».

Единственное исключение – для благотворительности

Единственная история, когда на нашем сервисе возникают бесплатные объявления – это когда к нам обращаются волонтерские организации.

Не факт, что все, кто к нам обращаются получат помощь, потому что очень часто под волонтерством скрывается все, что угодно: вы эксперты и наверняка знаете об этом даже лучше нас. Специально мы проводим мини-экспертную оценку, чтобы убедиться, что это действительно некоммерческий проект и за ним стоит некая благая миссия.

Люди, которые откликаются на волонтерские предложения очень часто не понимают, что подразумевается под волонтерством…

Дальше, когда мы проведем первичную валидацию, мы сталкиваемся с другими сложностями: проблема отнюдь не заключается в том, что откликов на волонтерские вакансии фондов мало – откликов на волонтерство чрезвычайно много. Но люди, которые откликаются на волонтерские предложения очень часто не понимают, что подразумевается под волонтерством. Они понимают совершенно разные вещи, начиная от того, что путают волонтерство и стажерство. Классический пример: «А могу ли я прийти волонтеров в Yandex?» И заканчивая тем, что большое количество людей, декларируя свою миссию, то что они действительно хотят быть волонтерами, когда речь заходит о конкретном проекте, что условно завтра нужно вставить в 6 утра и пойти разгружать машину, в общем, заниматься не совсем такой «прекрасной» работой, какой она кажется на первый взгляд, тут, собственно, огромное количество людей говорят: «Нет».

Организации нечётко формулируют свою потребность, сколько им людей нужно и для чего.

Вторая проблема, которую мы видим:  волонтерские организации довольно часто не справляются с тем потоком людей, которые приходят к ним по нашим рекомендациям. Организации нечётко формулируют свою потребность, сколько им людей нужно и для чего.

Люди, которые стучатся и хотят помочь недоумевают: «Почему нам никто не отвечает? Почему с нами никто не работает?»
Более того, вы должны понимать, что когда объявление появляется в социальной сети, оно дальше идет вирусно, поэтому даже если написано, что нужно 5 человек, к вам может прийти 300. В этот момент люди, которые стучатся и хотят помочь недоумевают: «почему нам никто не отвечает? Почему с нами никто не работает?»

Собственно, я призываю волонтерские организации очень внимательно относиться к вопросу управления подобными ситуациями. Будьте готовы к тому, что будет очень большая реакция.

Что должно произойти с IT-средой или с волонтерской организацией, чтобы они смогли договориться?

— Что должно произойти с IT-средой или с волонтерской организацией, чтобы они смогли договориться?
— Ничего не должно происходить ни с той, ни с другой. Они должны начать говорить на одном языке.
Ничего не должно происходить ни с той, ни с другой. Они должны начать говорить на одном языке. Давайте поймем, что в случае с некоммерческой организацией, которая хочет помощи от IT-компании, IT-компания – это ее клиент. Вы должны прийти к HR-специалисту или к человеку, который занимается CSR (корпоративной социальной ответственностью) и объяснить на понятном ему языке, зачем ему в этом участвовать.

Потому что на данный момент от этого взаимодейтствия он видит огромное количество проблем. Он думает: «Ну вот, сейчас придут какие-то странные люди, будут отнимать огромное количество времени, огромное количество ресурсов». Должны возникнуть нормальные KPI  (ключевые показатели эффективности), озвученные на их (корпоративном) языке.

Ну вот, сейчас придут какие-то странные люди, будут отнимать огромное количество времени, огромное количество ресурсов

Проблемы в том, что волонтеры из IT-компаний не идут к общественным организациям нет. Проблема в том, что они никак не могут до вас дойти. Они готовы приходить и делать что-то через PRUFFI. Я готова хоть в понедельник поставить объявление о том, что для ценной волонтерской организации нужны помощники, и они к вам придут (конечно, если объявление будет красиво написано). Если у вас по-другому, значит вы неправильно коммуницируете с аудиторией. Начните писать на их языке.

Работайте в социальных сетях

Надо просто запустить механизм, IT-компании его поймают.
В день мне приходит порядка 60-80 обращений, – я могу просто не увидеть и не прочитать вашу просьбу помочь, – говорит Алена (и это справедливо не только в ее ситуации) – но если я увижу на стене кого-то из своих друзей некое обращение, я обязательно перешарю и, вероятнее всего, помогу. Надо просто запустить механизм, IT-компании его поймают.