QRpedia: ещё один способ использовать Википедию себе на пользу

MIT License
Скриншот сайта QRpedia, содержащий ссылку на статью о QRpedia в Википедии (лицензия MIT)
Реаль­ный мир и Интер­нет посте­пен­но, по мере повы­ше­ния инфор­ма­ти­за­ции, спле­та­ют­ся. Это не хоро­шо и не пло­хо: с этим важ­но и инте­рес­но рабо­тать. В каче­стве при­ме­ра явно­го «мости­ка» меж­ду Интер­не­том и реаль­но­стью мож­но при­ве­сти вре­мя от вре­ме­ни встре­ча­ю­щи­е­ся на реклам­ных пла­ка­тах стран­ные квад­ра­ты, помо­га­ю­щие пере­хо­дить по ссыл­кам, добав­лять в запис­ную книж­ку кон­так­ты или запи­сы­вать текст — QR-коды.

QR-код — это двух­мер­ный (квад­рат­ный, а не линей­ный) штрих-код. Его досто­ин­ства — в том, что он лег­ко рас­по­зна­ёт­ся каме­ра­ми мобиль­ных теле­фо­нов, и при этом вме­ща­ет в себя доволь­но боль­шое коли­че­ство инфор­ма­ции. Счи­тав код, ока­зы­ва­ет­ся не нуж­но вво­дить рука­ми длин­ную Интер­нет-ссыл­ку или дол­го вби­вать визит­ку парт­нё­ра в адрес­ную кни­гу теле­фо­на — инфор­ма­ция ока­зы­ва­ет­ся полу­че­на авто­ма­ти­че­ски. В Япо­нии и Австрии такие коды даже ста­ли печа­тать на над­гро­би­ях, что­бы боль­ше рас­ска­зать всем жела­ю­щим об усоп­шем.

Одна­ко обыч­ное при­ме­не­ние QR-кодов куда более при­ят­но: коды при­ме­ня­ют­ся в рекла­ме и, что важ­но, в куль­тур­ной сфе­ре. В Москве, Льво­ве и мно­гих дру­гих горо­дах орга­ни­за­ции или отдель­ные энту­зи­а­сты раз­ме­ща­ют такие коды рядом с досто­при­ме­ча­тель­но­стя­ми; тури­сты могут прой­ти по ссыл­ке, сосчи­тав код сво­им теле­фо­ном, и попасть на стра­ни­цу, на кото­рой подроб­но опи­сы­ва­ет­ся исто­рия заин­те­ре­со­вав­ше­го их объ­ек­та. В Рос­сии, напри­мер, выпу­сти­ли мар­ку с QR-кодом; она посвя­ще­на Олим­пий­ским играм в Сочи, и ссыл­ка с неё ведёт на сайт Олим­пи­а­ды.

Так что же такое QRpedia и чем она хороша?

Ста­вить ли код со ссыл­кой на стра­ни­цу, в кото­рой будет мно­го тек­ста на раз­ных язы­ках? Ста­вить ли код со ссыл­кой на стра­ни­цу лишь с парой язы­ков? Ста­вить ли у памят­ни­ка несколь­ко кодов, раз­ных для раз­ных язы­ков? А удоб­но ли всё это? А где най­ти пере­вод­чи­ков, и сто­ит ли пла­тить им?
Про­бле­ма QR-кодов в том, что люди, для кото­рых они раз­ме­ща­ют­ся, могут при­ез­жать из раз­ных стран и гово­рить на раз­ных язы­ках. Ста­вить ли код со ссыл­кой на стра­ни­цу, в кото­рой будет мно­го тек­ста на раз­ных язы­ках? Ста­вить ли код со ссыл­кой на стра­ни­цу лишь с парой язы­ков? Ста­вить ли у памят­ни­ка несколь­ко кодов, раз­ных для раз­ных язы­ков? А удоб­но ли всё это? А где най­ти пере­вод­чи­ков, и сто­ит ли пла­тить им?

Реше­ние нашлось бла­го­да­ря Вики­пе­дии, в кото­рой о важ­ных («зна­чи­мых») вещах и так пишут — при­чём на 285 язы­ках, и абсо­лют­но бес­плат­но. Если создать QR-код с помо­щью сай­та QRpedia, ссыл­ка будет вести на стра­ни­цу Вики­пе­дии на том язы­ке, на кото­ром гово­рит счи­тав­ший код чело­век. Язык систе­ма опре­де­ля­ет сама, посмот­рев на язык интер­фей­са мобиль­но­го теле­фо­на, кото­рым счи­тан код. При­ду­ман­ный в Вели­ко­бри­та­нии, этот про­ект в 2011 году был при­знан на Smart UK Project одним из самых инно­ва­ци­он­ных про­ек­тов стра­ны.

//commons.wikimedia.org/wiki/File:Директор_Викимедии_Владимир_Медейко_считывает_QR-код_выставочное_фотографии..jpg
Про­цесс счи­ты­ва­ния QR-кода QRpedia на выстав­ке «Вики­пе­дия любит Петер­бург». Автор: Алек­сандр Ски­биц­кий, CC-BY-SA 3.0

Изна­чаль­но QRpedia была при­ду­ма­на для рабо­ты в Музее и худо­же­ствен­ной гале­рее Дер­би. Это неболь­шой музей, раз­ме­стив­ший коды рядом со сво­и­ми экс­по­на­та­ми; бла­го­да­ря QRpedia он стал музе­ем, в кото­ром будет инте­рес­но тури­стам, гово­ря­щим более чем на шести­де­ся­ти язы­ках мира. Со вре­ме­ни появ­ле­ния про­ек­та его коды исполь­зо­ва­ли Наци­о­наль­ный архив Вели­ко­бри­та­нии, Софий­ский зоо­парк, Дет­ский музей Инди­а­на­по­ли­са и мно­гие дру­гие; вал­лий­ский город Мон­мут полу­чил титул Пер­во­го вики­пе­дий­но­го горо­да, раз­ме­стив коды QRpedia рядом со сво­и­ми досто­при­ме­ча­тель­но­стя­ми.
Впро­чем, исполь­зо­ва­ние QRpedia не огра­ни­че­но исклю­чи­тель­но куль­тур­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми — их исполь­зу­ет, напри­мер, и Дви­же­ние захва­та (Occupy) на сво­их пла­ка­тах. Оче­вид­но, что про­ект может быть поле­зен и в дру­гих сфе­рах — для при­вле­че­ния к инфор­ма­ции новых посе­ти­те­лей (напри­мер, инте­ре­су­ю­щей­ся совре­мен­ной пода­чей инфор­ма­ции моло­де­жи или тех же ино­стран­цев), для попу­ля­ри­за­ции зна­ний о про­бле­мах, с кото­ры­ми рабо­та­ют бла­го­тво­ри­тель­ные фон­ды; а может, имен­но вы при­ду­ма­е­те новые спо­со­бы при­ме­не­ния?

Инструкция

Поль­зо­вать­ся QRpedia — про­сто и бес­плат­но. Надо:

  1. Зай­ти на сайт //qrpedia.org/;
    Есть дру­гие гене­ра­то­ры QR-кодов, но лишь этот помо­жет Вам полу­чать в ответ ссыл­ку на нуж­ном язы­ке.
  2. Вбить нуж­ную ссыл­ку на ста­тью Вики­пе­дии вме­сто «paste your Wikipedia URL here»;
    Реко­мен­ду­ем встав­лять ссыл­ку на англо­языч­ную вер­сию ста­тьи.
  3. Сохра­нить код как кар­тин­ку;
  4. Раз­ме­стить его!

Сна­ча­ла, веро­ят­но, вы раз­ме­сти­те код в маке­те доку­мен­та для печа­ти. Реко­мен­ду­ем печа­тать код со сто­ро­ной не менее 2,5 см (а луч­ше — 5 см).
Помни­те, что раз­ме­ще­ние рядом с точ­ка­ми бес­плат­но­го Wi-Fi будет более эффек­тив­но, так как код лишь гене­ри­ру­ет ссыл­ку, и для полу­че­ния инфор­ма­ции всё-таки нужен доступ в Интер­нет. Поста­рай­тесь, учи­ты­вая место раз­ме­ще­ния, пом­нить о доступ­но­сти кода для детей и людей в инва­лид­ных коляс­ках, а так­же об осве­щён­но­сти — если код раз­ме­стить в тени, его труд­нее будет счи­тать. Кро­ме того, убе­ди­тесь, что мате­ри­ал, на кото­ром вы напе­ча­та­ли код, не бли­ку­ет.

По воз­мож­но­сти мож­но так­же раз­ме­стить где-либо побли­зо­сти крат­кую инструк­цию об исполь­зо­ва­нии QR-кодов или справ­ку о QRpedia; впро­чем, это удоб­но лишь в выста­воч­ных усло­ви­ях и в целом не так обя­за­тель­но, так как люди, уже исполь­зо­вав­шие QR-коды, точ­но зна­ют, как счи­тать их сво­им соб­ствен­ным мобиль­ным теле­фо­ном.

Сложности?

А что же делать, если в Вики­пе­дии нет инте­ре­су­ю­щей вас ста­тьи?

  • Поду­май­те, не слиш­ком ли узка выбран­ная вами тема.

В Музее и худо­же­ствен­ной гале­рее Дер­би сто­ит фар­фо­ро­вая ста­ту­эт­ка кло­у­на. Вряд ли о ней когда-нибудь напи­шут соб­ствен­ную ста­тью, одна­ко сам этот кло­ун широ­ко изве­стен. Его зва­ли Джо­зеф Гри­маль­ди, и это имен­но о нём рас­ска­зы­ва­ли неко­гда анек­дот, в кото­ром док­тор сове­то­вал кли­ен­ту раз­лич­ные спо­со­бы выхо­да из тяжё­лой депрес­сии, и в ито­ге поре­ко­мен­до­вал схо­дить на пред­став­ле­ние кло­у­на, кото­рым ока­зал­ся сам этот кли­ент. Ссыл­ка с кода у экс­по­на­та-ста­ту­эт­ки ведёт на ста­тью о кло­уне; а для инфор­ма­ции о чём-нибудь типа года изго­тов­ле­ния новые тех­но­ло­гии не так нуж­ны.

  • Что делать, если нуж­ной ста­тьи всё-таки нет?

При­знать­ся, это самое боль­шое огра­ни­че­ние QRpedia из всех воз­мож­ных (вто­рым огра­ни­че­ни­ем явля­ет­ся то, что не все мобиль­ные теле­фо­ны уме­ют счи­ты­вать коды), ведь в Вики­пе­дии есть мно­же­ство пра­вил о зна­чи­мо­сти той или иной инфор­ма­ции. Но, может быть, вы всё же може­те напи­сать эту ста­тью сами или попро­сив одно­го из волон­тё­ров вашей орга­ни­за­ции? В край­нем слу­чае вы може­те посо­ве­то­вать­ся, оста­вив ком­мен­та­рий здесь или напи­сав на [email protected]

  • Что делать, если инте­ре­су­ю­щая ста­тья есть на совсем малом коли­че­стве язы­ков — напри­мер, вы сами толь­ко что её напи­са­ли?

Сооб­ще­ство Вики­пе­дии интер­на­ци­о­наль­но. Про­сто напи­ши­те на ука­зан­ный адрес, что нуж­на помощь в пере­во­де — и коли­че­ство пере­во­дов вырас­тет. Сто­ит учесть, что мно­гие куль­тур­ные орга­ни­за­ции устра­и­ва­ли кон­кур­сы для того, что­бы ста­тьи для них суще­ство­ва­ли на мно­гих язы­ках; они разыг­ры­ва­ли фут­бол­ки, кни­ги и про­чие суве­ни­ры, а вза­мен полу­ча­ли ста­тьи и, зача­стую, допол­ни­тель­ный инте­рес прес­сы.

Кста­ти, QRpedia явля­ет­ся про­ек­том, раз­ра­бо­тан­ным неком­мер­че­ской орга­ни­за­ци­ей и пуб­ли­ку­ю­щим сво­бод­но свой исход­ный код. То есть одна из луч­ших инно­ва­ций Вели­ко­бри­та­нии 2011 года — резуль­тат вза­и­мо­дей­ствия мно­же­ства людей, желав­ших сде­лать мир луч­ше, раз­ме­щав­ших под откры­ты­ми лицен­зи­я­ми тек­сты и про­грам­мы, и, таким обра­зом, немнож­ко изме­нив­шим через Интер­нет реаль­ный мир.

Ста­тья опуб­ли­ко­ва­на под сво­бод­ной лицен­зи­ей CC-BY-SA 3.0