Экстренное информирование в кризисных ситуациях

Фрагмент сайта приложения Red Panic Button
Фрагмент сайта приложения Red Panic Button
Чрез­вы­чай­ные ситу­а­ции сопря­же­ны с бес­по­кой­ством за жизнь и состо­я­ние близ­ких людей. Мобиль­ные при­ло­же­ния – один из наи­бо­лее опе­ра­тив­ных инстру­мен­тов реа­ги­ро­ва­ния, кото­рый может упро­стить инфор­ми­ро­ва­ние, но в то же вре­мя – усу­гу­бить тре­вож­ность и стресс от недо­стат­ка инфор­ма­ции.

Мно­гие иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что в экс­трен­ных ситу­а­ци­ях будь то при­род­ные ката­клиз­мы, воен­ные кон­флик­ты или тер­ро­ри­сти­че­ские ата­ки, одна из пер­вых потреб­но­стей людей – это узнать всё ли в поряд­ке с их род­ны­ми и близ­ки­ми, а так­же сооб­щить о себе. Одна из стран, где эта тен­ден­ция осо­бен­но замет­на, – это Изра­иль. Еще око­ло 10 лет назад сре­ди рус­ско­языч­ных изра­иль­ских поль­зо­ва­те­лей Живо­го Жур­на­ла воз­ник­ло сооб­ще­ство “Пере­клич­ка”, где после оче­ред­ной тер­ро­ри­сти­че­ской ата­ки (в то вре­мя в Изра­и­ле взры­ва­ли мно­го авто­бу­сов) люди отме­ча­лись, сооб­щая что с ними все в поряд­ке.

Сего­дня инфор­ма­ци­он­ное тех­но­ло­гии и в первую оче­редь мобиль­ные при­ло­же­ния поз­во­ля­ют выве­сти ком­му­ни­ка­цию во вре­мя экс­трен­ных ситу­а­ций на новый уро­вень. Во вре­мя оче­ред­ной эска­ла­ции пале­сти­но-изра­иль­ско­го кон­флик­та изра­иль­ский сайт Ynet рас­ска­зал о новом мобиль­ном при­ло­же­ние для Андро­и­да и iPhone «Я в поряд­ке» (иврит).

При­ло­же­ние поз­во­ля­ет нажа­ти­ем одной кноп­ки разо­слать SMS-сооб­ще­ние по зара­нее опре­де­лен­но­му спис­ку людей. Базис­ный текст сооб­ще­ния: «Я в поряд­ке. А как вы?», может быть изме­нен поль­зо­ва­те­лем.

Изра­иль­ский сайт так­же рас­ска­зы­ва­ет об ана­ло­гах при­ло­же­ний для инфор­ми­ро­ва­ния в экс­трен­ных ситу­а­ци­ях – Red Panic Button, кото­рая нажа­ти­ем одной кноп­ки рас­сы­ла­ет e-mail по зара­нее опре­де­лен­но­му спис­ку и Emergency Panic Button кото­рая за секун­ду сооб­щит через смс и e-mail о месте вашей гео­ло­ка­ции на Гугл кар­те.

Кри­ти­ки утвер­жда­ют, что кри­зи­сы часто сопро­вож­да­ют­ся вре­мен­ным кол­лап­сом мобиль­ных сетей, и поэто­му исполь­зо­ва­ние SMS может быть про­бле­ма­тич­но
Конеч­но, у подоб­ных при­ло­же­ний есть и спор­ные сто­ро­ны. Во-пер­вых, поль­зо­ва­те­ли горя­чо дис­ку­ти­ру­ют, какой канал инфор­ми­ро­ва­ния в кри­зис­ной ситу­а­ции более эффек­ти­вен. Кри­ти­ки утвер­жда­ют, что кри­зи­сы часто сопро­вож­да­ют­ся вре­мен­ным кол­лап­сом мобиль­ных сетей, и поэто­му исполь­зо­ва­ние SMS может быть про­бле­ма­тич­но. Еще одна опас­ность несет более соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский харак­тер. Частое исполь­зо­ва­ние и при­вы­ка­ние к полу­че­нию сооб­ще­ний в каж­дой кри­зис­ной ситу­а­ции может при­ве­сти к повы­шен­ной тре­вож­но­сти и стрес­сам, в слу­чае если ваш близ­кий не послал немед­лен­но­го сооб­ще­ния, что явля­ет­ся вполне веро­ят­ным сце­на­ри­ем. Таким обра­зом, стре­мясь сни­зить стрес­сы близ­ких, мы можем при­ве­сти к появ­ле­нию более ост­рых стрес­со­вых сце­на­ри­ев из-за при­вы­ка­ния к кон­крет­ным прак­ти­кам исполь­зо­ва­ния мобиль­ных при­ло­же­ний.

Кро­ме того, в слу­чае, когда речь идет не об инфор­ми­ро­ва­ние, а прось­бах о помо­щи, подоб­ные при­ло­же­ния не могут заме­нить обра­ще­ние в экс­трен­ные служ­бы типа 911. Мож­но пред­по­ло­жить, что наи­бо­лее пер­спек­тив­ным направ­ле­ни­ем долж­ны стать при­ло­же­ния, кото­рые в кри­зис­ной ситу­а­ции инте­гри­ру­ют обра­ще­ния к трем типам групп – про­фес­си­о­наль­ным экс­трен­ным служ­бам, близ­ким и дру­зьям, а так­же тем кто нахо­дит­ся неда­ле­ко от вас в физи­че­ском про­стран­стве и может быть иден­ти­фи­ци­ро­ван на базе сво­ей гео­ло­ка­ции или с исполь­зо­ва­ни­ем peer-to-peer ситу­а­ци­он­ных сетей в кон­крет­ном рай­оне. В этом слу­чае мож­но пред­по­ла­гать, что подоб­ные реше­ния смо­гут спа­сти жиз­ни мно­гих людей.