Экстренное информирование в кризисных ситуациях

Фрагмент сайта приложения Red Panic Button
Фрагмент сайта приложения Red Panic Button
Чрезвычайные ситуации сопряжены с беспокойством за жизнь и состояние близких людей. Мобильные приложения – один из наиболее оперативных инструментов реагирования, который может упростить информирование, но в то же время – усугубить тревожность и стресс от недостатка информации.

Многие исследования показывают, что в экстренных ситуациях будь то природные катаклизмы, военные конфликты или террористические атаки, одна из первых потребностей людей – это узнать всё ли в порядке с их родными и близкими, а также сообщить о себе. Одна из стран, где эта тенденция особенно заметна, – это Израиль. Еще около 10 лет назад среди русскоязычных израильских пользователей Живого Журнала возникло сообщество “Перекличка”, где после очередной террористической атаки (в то время в Израиле взрывали много автобусов) люди отмечались, сообщая что с ними все в порядке.

Сегодня информационное технологии и в первую очередь мобильные приложения позволяют вывести коммуникацию во время экстренных ситуаций на новый уровень. Во время очередной эскалации палестино-израильского конфликта израильский сайт Ynet рассказал о новом мобильном приложение для Андроида и iPhone «Я в порядке» (иврит).

Приложение позволяет нажатием одной кнопки разослать SMS-сообщение по заранее определенному списку людей. Базисный текст сообщения: «Я в порядке. А как вы?», может быть изменен пользователем.

Израильский сайт также рассказывает об аналогах приложений для информирования в экстренных ситуациях — Red Panic Button, которая нажатием одной кнопки рассылает e-mail по заранее определенному списку и Emergency Panic Button которая за секунду сообщит через смс и e-mail о месте вашей геолокации на Гугл карте.

Критики утверждают, что кризисы часто сопровождаются временным коллапсом мобильных сетей, и поэтому использование SMS может быть проблематично
Конечно, у подобных приложений есть и спорные стороны. Во-первых, пользователи горячо дискутируют, какой канал информирования в кризисной ситуации более эффективен. Критики утверждают, что кризисы часто сопровождаются временным коллапсом мобильных сетей, и поэтому использование SMS может быть проблематично. Еще одна опасность несет более социально-психологический характер. Частое использование и привыкание к получению сообщений в каждой кризисной ситуации может привести к повышенной тревожности и стрессам, в случае если ваш близкий не послал немедленного сообщения, что является вполне вероятным сценарием. Таким образом, стремясь снизить стрессы близких, мы можем привести к появлению более острых стрессовых сценариев из-за привыкания к конкретным практикам использования мобильных приложений.

Кроме того, в случае, когда речь идет не об информирование, а просьбах о помощи, подобные приложения не могут заменить обращение в экстренные службы типа 911. Можно предположить, что наиболее перспективным направлением должны стать приложения, которые в кризисной ситуации интегрируют обращения к трем типам групп – профессиональным экстренным службам, близким и друзьям, а также тем кто находится недалеко от вас в физическом пространстве и может быть идентифицирован на базе своей геолокации или с использованием peer-to-peer ситуационных сетей в конкретном районе. В этом случае можно предполагать, что подобные решения смогут спасти жизни многих людей.