«Зарплата учителей меняется» – открытые данные об оплате труда учителей

Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

Приложение «Зарплата учителей меняется» – это новый проект Межрегионального профсоюза работников образования “УЧИТЕЛЬ”, разработанный при поддержке «Теплицы социальных технологий» по инициативе финалистки ТеСТ-кэмп Поволжье Елены Годуновой. Проект построен на анализе официальных данных по показателю «Заработная плата учителей» сайта КПМО и позволяет в доходчивой форме ознакомиться с официальными данными и обсудить их в конструктивном ключе.

Проект «Зарплата учителей меняется…» – online-навигатор в сфере оплаты труда российских учителей. Проект поможет обнаружить разницу в официальных и фактических зарплатах, а также объединит профессиональное сообщество вокруг проблемы, которая требует решения.

 В интервью Теплице социальных технологий руководитель проекта «Зарплата учителей меняется…» Елена Годунова рассказала о том, как менялась инициатива в процессе ее реализации и о несовершенстве и сложности существующих баз данных в сфере образования.

 Беседовал Евгений Воропай

Е.В.: «Зарплата учителей меняется…» очень отличается от большинства социальных инициатив в Рунете. Как возникла идея проекта и почему решили перенести существующую проблему в online?

Е.Г.: Еще задолго до появления идеи проекта, я столкнулась с проблемой прозрачности начислений заработной платы. Работав учителем в одной из школ г. Искитима (Новосибирская обл.), я заметила расхождения в сумме, прописанной в трудовом договоре и фактической зарплатой. За разъяснениями обратилась к директору школы. Ни письменные заявления, ни беседы не принесли результатов. Администрация школы меня игнорировала. В итоге я уволилась и решала вопрос уже в судебном порядке. Процесс длился с апреля по декабрь месяц 2011 года.

Учителя – народ занятой – и не всегда у них есть время отстаивать собственные права. Ввиду потраченных сил и времени у меня возникла идея некого проекта, который мог бы, минуя общение с администрацией школы, ответить на вопросы, связанные с оплатой труда.

Так совпало, что до этого я посетила «Школу видео активистов», на которой участникам рассказывали о краудсорсинге и краудсорсинговых платформах. Тогда и началась работа над картой на базе Ushahidi.

Е.В.: Очень часто работа над Интернет-проектами не заходит дальше концепции. Людям, не связанным с IT-историями, сложно дается технологическая составляющая. Как этот процесс протекал для «Зарплата учителей меняется…»?

Е.Г.: Еще до того, как Теплица социальных технологий предложила свою помощь в реализации проекта, был готов некий шаблон сайта. Но отсутствие специальных навыков не позволяло развивать инициативу.

Сейчас над проектом «Зарплата учителей меняется…» работаю я и программист Александр Музыченко. Он занимается картой и поддержкой ресурса. Мы разделили сферы обязанностей на идеологическую и техническую. Поиск новых идей и способов усовершенствования проекта продолжается. Сегодня на карту нанесена не только информация о зарплате учителей, но и данные о ставках преподавателей ВУЗов, данные Росстата по средней начисленной зарплате учителей за сентябрь 2012г.

Е.В.: Вы представляли проект на ТеСТ-кэмп Поволжье. В ходе обсуждения немного изменилась концепция. От чего пришлось отказаться и почему?

Е.Г.: Я очень благодарна людям, которые были со мной в одной команде. Они поддержали и помогли развить идею. Концепция проекта изменилась кардинально. На командных обсуждениях стало понятно, что карта, над которой я работала, не может противостоять тем официальным ресурсам, которые используют административный ресурс.

У «Зарплата учителей меняется…» не было возможности задействовать всю цепочку передачи данных о зарплате от школ, муниципалитов и регионов в Москву.

В ходе работы стало очевидно, что 100% охват учителей невозможен. Этот факт мы приняли во внимание и начали искать альтернативные способы выхода на аудиторию.

Команда приняла единственно правильное решение – проекту нужна была программа-серия алгоритмов, которая бы работала с данными «Комплексного проекта модернизации образования» и преобразовывала их в более понятные цифры и процессы.

Е.В.: Вы провели анализ данных «Комплексных проектов модернизации образования» (КПМО). Что показало исследование?

Е.Г.: На самом деле, исследования данных КПМО как такового не предполагалось. Проект «Зарплата учителей меняется…» состоит из трех частей.

Первая составляющая – информационная. Вот для нее и использовались данные КПМО, чтобы в доходчивом виде (с графиками и выделением цветом роста или снижения зарплат) донести до учителей информацию о средних начисленных зарплатах в их школе, муниципалитете, регионе; сравнении их зарплат со средней зарплатой по экономике в каждом конкретном регионе. Новшеством по сравнению с данными КПМО является выделение суммы (% к фонду оплаты труда), направленной на стимулирование учителей.

Вторая – аналитическая. Мы стараемся показать динамику и причины изменений в зарплатах учителей, дать пользователям простую информацию для анализа.

Третья часть – деятельностная. Для нас это означает поиски изменений, выявление нарушений.

Проект только появился в Сети, поэтому пока мы можем говорить о реализации первой части задуманного. Анализ изменений заработных плат учителей еще впереди.

Е.В.: Если рассматривать проект как альтернативу «Комплексного проекта модернизации образования», возникает вопрос, что делать учителю с полученной информацией?

Е.Г.: Первое, что может сделать учитель, ознакомиться с правовой и нормативной базой, которая представлена у нас на сайте. «Зарплата учителей меняется…» и инициирует обсуждение проблемы в профессиональной среде. Увидев несоответствие официальных данных с фактическими, учитель может и должен задаться вопросом «почему?».

Данные, полученные с карты, – это повод поговорить с администрацией школы, директором. Никто уже не сможет сказать о том, что в этом месяце школа недополучила финансирование или придумать еще какие-то отговорки.

Е.В.: Проект «Зарплата учителей меняется…» очень точечный, чтобы его найти пользователь, как минимум, должен хорошо разбираться в вопросе и постоянно находиться в поиске информации. Из каких источников о вас узнает аудитория?

Е.Г.: Все достаточно традиционно. Первый источник – это сайт нашего профсоюза. На нем есть информация о проекте и «кнопка» быстрого перехода на «Зарплата учителей меняется…». Следующий источник трафика – это социальные сети. Кроме того, я сама стараюсь продвигать проект через собственные аккаунты.

Е.В.: Чтобы выдавать релевантные результаты на запросы пользователей, необходимо постоянно обновлять базу, проделывать серьезную работу, в том числе, аналитическую. Как вы организовали процесс работы над «Зарплата учителей меняется…»?

Е.Г.: Все, что касается аналитики, пока остается открытым вопросом. Сейчас мы стараемся привлечь внимание СМИ к проблеме, рассылаем пресс-релизы. Я работаю с профсоюзом, который поддерживает идею проекта. Пытаемся выйти на реальных людей, инициировать проверку нагрузок учителей и ее соответствие финансовым показателям.

Е.В.: Идея «Зарплата учителей меняется» хороша для представителей бюджетного сектора. Не планируете ли вы открыть исходный код сайта или создать еще несколько специализированных площадок в этом направлении?

Е.Г.: Когда в «Известиях» появилась статья о нашей идее проекта, было много комментариев от медиков, которые высказали интерес к такому формату. Я думаю, что если это живой интерес, люди могут создать аналогичный проект.

Что касается открытого кода, то здесь есть одна большая проблема. Проект «Зарплата учителей меняется…» работает с готовыми данными. Их доступность и открытость – это скорее исключение. Я не знаю площадок, которые бы работали с похожей информацией в других бюджетных секторах. Пока эти данные не появятся, воспроизвести модель «Зарплата учителей меняется…» будет сложно.

Фрагмент интерфейса приложения «Зарплата учителей меняется»
Фрагмент интерфейса приложения «Зарплата учителей меняется»

Фрагмент интерфейса приложения «Зарплата учителей меняется»
Фрагмент интерфейса приложения «Зарплата учителей меняется»