Прогнозы: развитие краудфандинга в 2013 году

Фрагмент сайта Kickstarter
Фрагмент сайта Kickstarter
Тер­мин «кра­уд­фандинг» уве­рен­но вхо­дит в лек­си­кон авто­ров про­ек­тов, ищу­щих финан­си­ро­ва­ние для реа­ли­за­ции сво­их про­ек­тов – твор­че­ских, соци­аль­ных, науч­ных и ком­мер­че­ских. Пред­по­ло­же­ния о том, что ждет нас в 2013 году рас­суж­да­ет Рай­ан Кол­дб­эк, Forbes.

В 2012 году в США был под­пи­сан акт JOBS (the Jumpstart Our Business Startups Act), поз­во­ля­ю­щий инве­сти­ци­он­ным про­ек­там, а осо­бен­но это акту­аль­но для IT-про­ек­тов, при­вле­кать инве­сти­ции на началь­ном эта­пе по упро­щен­ной схе­ме. На Kickstarter была собра­на рекорд­ная для кра­уд­фандин­га сум­ма – более 10 мил­ли­о­нов дол­ла­ров для созда­ния часов Pebble. В Рос­сии, тем вре­ме­нем, было запу­ще­но более 20 Интер­нет-пло­ща­док для сбо­ра средств на осно­ве кра­уд­фандин­га. Общий миро­вой рынок вырос с 1,5 до 2,8 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров.

Все это гово­рит о том, что модель софи­нан­си­ро­ва­ния и сопро­из­вод­ства ста­но­вит­ся все более выгод­ной и инте­рес­ной как для авто­ров идей, так и для тех, кто будет поль­зо­вать­ся гото­вым про­дук­том, неваж­но, что он из себя пред­став­ля­ет – новый музы­каль­ный аль­бом, музей или элек­трон­ный при­бор.

Рай­эн Кол­дб­эк выдви­га­ет основ­ных гипо­те­зы о пер­спек­ти­вах даль­ней­ше­го раз­ви­тия кра­уд­фандин­га. В ори­ги­наль­ной ста­тье речь идет об инве­сти­ци­он­ном кра­уд­фандин­ге, кото­рый не про­сто не отре­гу­ли­ро­ван зако­но­да­тель­но в Рос­сии – его про­сто не суще­ству­ет. И тем не менее, основ­ные трен­ды лег­ко про­сле­дить, посколь­ку они свя­за­ны с зако­на­ми рын­ка, а не с его регу­ли­ро­ва­ни­ем.

Одна из них – это то, что кра­уд­фандин­го­вые пор­та­лы, при­ни­ма­ю­щие пожерт­во­ва­ния для реа­ли­за­ции про­ек­тов, долж­ны эво­лю­ци­о­ни­ро­вать в какую-то дру­гую модель, либо закрыть­ся совсем. Kickstarter занял лиди­ру­ю­щую пози­цию и раз­рыв меж­ду его дохо­да­ми и дохо­да­ми дру­гих пло­ща­док про­дол­жа­ет уве­ли­чи­вать­ся. На дан­ный момент объ­ем про­фи­нан­си­ро­ван­ных на плат­фор­ме про­ек­тов состав­ля­ет 371 мил­ли­он дол­ла­ров. Это зна­чит, что для того, что­бы выжить, дру­гим пло­щад­кам пона­до­бит­ся созда­вать новое уни­каль­ное пред­ло­же­ние и диф­фе­рен­ци­и­ро­вать свой про­дукт.

Вто­рая гипо­те­за гово­рит о том, что любая попу­ляр­ная ниша с не слиш­ком высо­ки­ми барье­ра­ми для вхо­да при­вле­ка­ет огром­ное коли­че­ство участ­ни­ков. К кон­цу это­го года будет более 500 круп­ных плат­форм кол­лек­тив­но­го финан­си­ро­ва­ния по все­му миру, что на 60% боль­ше, что в 2011 году. Озна­ча­ет ли это воз­мож­ность для объ­еди­не­ния ресур­сов и кон­со­ли­да­ции про­ек­тов? Вре­мя пока­жет.