Дафна Коллер: о портале Coursera, жажде знаний и онлайн-образовании в настоящем

Лекция Дафны Коллер в Digital October
В про­шлый поне­дель­ник соос­но­ва­тель­ни­ца пор­та­ла Coursera вышла на связь с рос­сий­ской ауди­то­ри­ей фана­тов онлайн-обра­зо­ва­ния в рам­ках одной из лек­ций, орга­ни­зо­ван­ных про­ек­том Knowledge Stream в Digital October. Мы были на этой лек­ции и делим­ся основ­ны­ми фак­та­ми и инте­рес­ны­ми мыс­ля­ми, про­зву­чав­ши­ми в зале.

Плат­фор­ма Coursera была запу­ще­на в 2012 году Даф­ной Кол­лер (@DafneKoller в Twitter) и ее кол­ле­гой Энд­рю Нг – моло­ды­ми пре­по­да­ва­те­ля­ми Стэн­форд­ско­го уни­вер­си­те­та. Сей­час на плат­фор­ме мож­но най­ти кур­сы пре­по­да­ва­те­лей из 33 уни­вер­си­те­тов, в том чис­ле, Brown, Penn, Berklee college of music, The Hong Kong University of Science and Technology и дру­гие.

Доступ ко всем кур­сам предо­став­ля­ет­ся сту­ден­там из любых стран абсо­лют­но бес­плат­но, а по окон­ча­нии обу­че­ния они полу­ча­ют дипло­мы, под­пи­сан­ные соот­вет­ству­ю­щи­ми кол­ле­джа­ми и уни­вер­си­те­та­ми.

Несколько фактов о Coursera:

Общее коли­че­ство сту­ден­тов на Coursera пре­вы­си­ло 2 млн чело­век. 21,4% – сту­ден­ты из Азии; лишь треть живет в США. Рос­сия вхо­дит в пятер­ку стран.

Несмот­ря на то, что почти все кур­сы чита­та­ют­ся на англий­ском язы­ке, для мно­гих доступ­ны рус­ско­языч­ные суб­тит­ры, сде­лан­ные сами­ми сту­ден­та­ми.

Жизнь мно­гих сту­ден­тов Coursera меня­ет­ся после про­хож­де­ния обу­че­ния. Напри­мер, Рауль хотел учить­ся в США, про­шел несколь­ко кур­сов по ком­пью­тер­ным тех­но­ло­ги­ям и, в ито­ге, выиг­рал грант Fullbright для полу­че­ния обра­зо­ва­ния в аме­ри­кан­ском уни­вер­си­те­те. Джо­лин живет в Паки­стане. Она про­шла курс по социо­ло­гии уни­вер­си­те­та Прин­стон (Princeton) и вме­сте с дру­гим сту­ден­том, кото­рый учил­ся вме­сте с ней, созда­ла него­су­дар­ствен­ную орга­ни­за­цию. Ачинт про­слу­шал курс по гей­ми­фи­ка­ции и сей­час участ­ву­ет в кон­кур­се биз­нес-про­ек­тов у себя на родине.

Тес­ный кон­такт меж­ду сту­ден­та­ми в про­цес­се обу­че­ния дает дру­гие инте­рес­ные резуль­та­ты. Напри­мер, резуль­та­том вто­ро­го по попу­ляр­но­сти кур­са по гей­ми­фи­ка­ции (исполь­зо­ва­ния игро­вых меха­ник в неиг­ро­вых кон­текстах) ста­ло воз­ник­но­ве­ние Рос­сий­ско­го сооб­ще­ства гей­ми­фи­ка­ции, кото­рое про­во­дит свои соб­ствен­ные меро­при­я­тия и пере­во­дит мате­ри­а­лы на рус­ский язык. «Кур­се­ров­цы» объ­еди­ня­ют­ся в сооб­ще­ства по все­му миру.

Если кур­сы будут вести домо­ро­щен­ные пре­по­да­ва­те­ли, мы полу­чим Youtube
Нуж­ны ли уни­вер­си­те­ты, если есть хоро­шие пре­по­да­ва­те­ли, кото­рые гото­вы читать эти кур­сы? Уни­вер­си­те­ты – необ­хо­ди­мое зве­но цепи обу­че­ния, посколь­ку они выпол­ня­ют функ­цию филь­тра и гаран­та каче­ства. Рабо­то­да­те­лям инте­рес­ны дипло­мы уни­вер­си­те­тов, а не факт про­слу­ши­ва­ния лек­ций у каких-то отдель­ных пре­по­да­ва­те­лей.

Coursera – это не про­сто онлайн-лек­ции – это целая систе­ма для вза­и­мо­дей­ствия пре­по­да­ва­те­ля со сту­ден­та­ми и самих сту­ден­тов меж­ду собой. Про­ак­тив­ное обу­че­ние дает луч­шие резуль­та­ты, чем про­сто лек­ции и пас­сив­ное изу­че­ние мате­ри­а­лов.

Слайд из лекции о Coursera
Слайд из лек­ции о Coursera

В буду­щем Coursera будет предо­став­лять маги­стер­ское обра­зо­ва­ние: пол­но­цен­ные про­грам­мы, а не толь­ко узко спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные темы, как это про­ис­хо­дит сей­час. Осо­бен­ность заклю­ча­ет­ся в том, что эти про­грам­мы будут состо­ять из кур­сов сра­зу несколь­ких учеб­ных заве­де­ний с тем, что­бы отобрать самых «силь­ных» пре­по­да­ва­та­лей.

Самые рас­про­стра­нен­ные вопро­сы свя­за­ны с мето­да­ми оцен­ки рабо­ты сту­ден­тов в груп­пах, дости­га­ю­щих десят­ков тысяч чело­век. Coursera ста­ра­ет­ся мак­си­маль­но авто­ма­ти­зи­ро­вать про­цесс про­вер­ки, учи­ты­вая, одна­ко, воз­мож­ные опе­чат­ки и ошиб­ки в син­так­си­се. Инте­ре­сен метод гори­зон­таль­ной оцен­ки, когда вто­ря груп­па сту­ден­тов про­ве­ря­ет рабо­ты пер­вой груп­пы, а тре­тья груп­па про­ве­ря­ет вто­рую. Таким обра­зом, полу­ча­ет­ся, что сту­ден­ты не про­сто сда­ют рабо­ту и ждут резуль­та­тов, но мно­го­крат­но погру­жа­ют­ся в мате­ри­ал и еще более тща­тель­но изу­ча­ют его, что­бы кор­рект­но оце­нить рабо­ту кол­лег.

Есть ли смысл изда­вать учеб­ни­ки, кото­рые уста­ре­ва­ют сра­зу после окон­ча­ния семест­ра? Рабо­та­ет ли Coursera в направ­ле­нии онлайн-обу­че­ния школь­ни­ков млад­ших и сред­них клас­сов? Ста­нет ли онлайн-обра­зо­ва­ние экви­ва­лент­ным тра­ди­ци­он­но­му? Заме­нит ли его? Отве­ты на эти вопро­сы вы може­те узнать сами, про­смот­рев лек­цию Даф­ны Кол­лер на рус­ском или англий­ском язы­ке.

Посмот­реть видео выступ­ле­ния Даф­ны Кол­лер

Видение российских экспертов

Coursera была бы рада сотруд­ни­чать с рос­сий­ски­ми уни­вер­си­те­та­ми, но для это­го ини­ци­а­ти­ва и офи­ци­аль­ный запрос долж­ны исхо­дить от адми­ни­стра­ции ВУЗа, а не от самих педа­го­гов, кото­рые будут читать кур­сы. Напря­мую дого­во­ры не заклю­ча­ют­ся. Впро­чем, похо­же, что рос­сий­ские учеб­ные заве­де­ния и госу­дар­ствен­ные орга­ны име­ют инте­рес к подоб­ным инно­ва­ци­ям в обра­зо­ва­нии: после лек­ции Даф­ны Кол­лер в зале нача­лась дис­кус­сия, в кото­рой при­ня­ли уча­стие Юлия Селю­ко­ва (Рос­сий­ская эко­но­ми­че­ская шко­ла), Гри­го­рий Милов (газе­та «Ведо­мо­сти»), заме­сти­тель мини­стра свя­зей и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций РФ Марк Шму­ле­вич, Дмит­рий Пес­ков (Агент­ство Стра­те­ги­че­ских Ини­ци­а­тив) и дру­гие.

Смот­реть дис­кус­сию рос­сий­ских экс­пер­тов