Онлайн-образование: платформы, системы и видение

online_education3-1

Воз­мож­но­сти, кото­рые откры­ва­ет онлайн-обра­зо­ва­ние перед сту­ден­та­ми наше­го вре­ме­ни слож­но пере­оце­нить. Рав­ный доступ к инфор­ма­ции, низ­кие барье­ры полу­че­ния зна­ний, мобиль­ность, широ­кие воз­мож­но­сти выбо­ра тем и спе­ци­а­ли­за­ций и посто­ян­но обнов­ля­е­мый мате­ри­ал – это основ­ные досто­ин­ства плат­форм, кото­рые, в пер­спек­ти­ве, заме­нят тра­ди­ци­он­ные инсти­ту­ты. А пока это­го не про­изо­шло, помо­жет мил­ли­о­нам слу­ша­е­тей по все­му миру стать более кон­ку­рен­то­спо­соб­ны­ми и вос­тре­бо­ван­ны­ми.

Если посмот­реть на пря­мой смысл извест­ной фра­зы «как здо­ро­во, что все мы здесь сего­дня собра­лись», имея вви­ду людей, живу­щих на нашей пла­не­те, ста­но­вит­ся опре­де­лен­но ясно, что мало кому понят­но: «дей­стви­тель­но, зачем?»

Кто-то ищет смысл жиз­ни, а кто-то про­сто хочет быть счаст­ли­вым. Так или ина­че – суще­ству­ют общие основ­ные потреб­но­сти людей: жить, любить, учить­ся и оста­вить след потом­кам.

Сей­час мы живем в инте­рес­ное вре­мя: появ­ля­ет­ся все боль­ше воз­мож­но­стей, инфор­ма­ция ста­но­вит­ся более доступ­ной и лег­кой в полу­че­нии. Посто­ян­ное совер­шен­ство­ва­ние и обу­че­ние, рас­ши­ре­ние сво­их гра­ниц – один из путей быть счаст­ли­вым. Поэто­му мно­гие полу­ча­ют вто­рое, а то и тре­тье выс­шее обра­зо­ва­ние, в надеж­де луч­ше понять себя и быть более адап­ти­ро­ван­ны­ми к быст­рым изме­не­ни­ям жиз­ни и про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти. Ина­че гово­ря, обу­че­ние и полу­че­ние зна­ний сей­час долж­но стать непре­рыв­ным про­цес­сом.

Если гово­рить о полу­че­нии клас­си­че­ско­го выс­ше­го обра­зо­ва­ния, в вооб­ра­же­нии каж­до­го чело­ве­ка воз­ни­ка­ет уни­вер­си­тет: про­фес­сор, чита­ю­щий лек­ции, семи­на­ры, лабо­ра­тор­ный прак­ти­кум (для тех­ни­че­ских направ­ле­ний), биб­лио­те­ки, кам­пус и т.д.

Кол­ледж – это место, где лек­ции про­фес­со­ра попа­да­ют в сту­ден­че­ские кон­спек­ты, минуя их моз­ги

Эдвин Эмэ­ри Слос­сон

Дан­ная систе­ма уни­вер­си­тет­ско­го обра­зо­ва­ния не меня­лась века­ми и нель­зя не согла­сить­ся, что она уста­ре­ва­ет. В послед­ние два­дцать лет, без­услов­но, нача­ли появ­лят­ся новые спо­со­бы полу­че­ния обра­зо­ва­ния: как дистан­ци­он­ное, так и сме­шан­ное, когда часть зна­ний сту­ден­ты полу­ча­ют через Интер­нет, но все же необ­хо­ди­мо при­сут­ствие на семи­на­рах и экза­ме­нах. В основ­ном, сами уни­вер­си­те­ты пред­ла­га­ли сту­ден­там раз­но­го типа кур­сы, но до недав­не­го вре­ме­ни не было еди­ной плат­фор­мы, объ­еди­ня­ю­щей мно­же­ство веду­щих уни­вер­си­те­тов и кур­сов в одном месте. Бук­валь­но пару лет назад появи­лось несколь­ко таких плат­форм, из кото­рых мож­но выде­лить Coursera и edX, как наи­бо­лее круп­ных.

По суще­ству – это похо­жие плат­фор­мы, объ­еди­ня­ю­щие в себе кур­сы веду­щих уни­вер­си­те­тов США (как при­мер полу­че­ния акту­аль­ных тех­но­ло­ги­че­ских зна­ний), где пред­ла­га­ет­ся широ­кий спектр направ­ле­ний, как тех­ни­че­ских, так и гума­ни­тар­ных. Раз­ни­ца меж­ду ними заклю­ча­ет­ся лишь в типе финан­си­ро­ва­ния, где Coursera явля­ет собой биз­нес-орга­ни­за­цию, где пред­по­ла­га­ет­ся полу­че­ние при­бы­ли инве­сто­ра­ми, в отли­чии от edx, кото­рая пред­став­ля­ет собой неком­мер­че­скую орга­ни­за­цию.

Из дру­гих мож­но выде­лить сле­ду­ю­щие:

Coursera

Бук­валь­но на днях в Цен­тре Digital October (г. Москва) в рам­ках обра­зо­ва­тель­но­го про­ек­та Knowledge Stream про­хо­дил теле­мост с Даф­ной Кол­лер, соос­но­ва­те­лем пор­та­ла Coursera, где была пред­став­ле­на кон­цеп­ция ресур­са и ее виде­ние обра­зо­ва­ния в целом. Видео мож­но посмот­реть здесь.

Фрагмент интерфейса портала Coursera
Фраг­мент интер­фей­са пор­та­ла Coursera

Даф­на Кол­лер крат­ко рас­ска­за­ла о сути про­ек­та, а так же отве­ти­ла на вопро­сы из зала, после чего была про­ве­де­на дис­кус­сия рос­сий­ских спе­ци­а­ли­стов в обла­сти обра­зо­ва­ния и тех­но­ло­гий, кото­рые выска­за­ли свою точ­ку зре­ния отно­си­тель­но про­ек­та Coursera:

  • зна­ния и обра­зо­ва­ние, кото­рые рань­ше были доступ­ны лишь мало­му коли­че­ству людей, сей­час откры­лось прак­ти­че­ски всем, у кого есть ком­пью­тер и Интер­нет (кур­сы бес­плат­ны);
  • сту­ден­ты созда­ют сооб­ще­ства и локаль­ные встре­чи, как в социль­ных сетях, так и в раель­ной сре­де (что при­во­дит к эффек­ту level-up, когда более успеш­ные сту­ден­ты могут про­дви­нут­ся по карьер­ной лест­ни­це или про­сто най­ти высо­опла­чи­ва­е­мую рабо­ту);
  • так как коли­че­ство сту­ден­тов вели­ко, сту­ден­ты сами про­ве­ря­ют зада­ния друг у дру­га, если речь идет о слож­ных про­вер­ках, как напри­мер оцен­ка эссе;
  • такая систе­ма обра­зо­ва­ния (mastery learning) намно­го эффек­тив­нее клас­си­че­ской и ста­но­вит­ся бли­же к эффек­тив­но­сти обу­че­ния 1 на 1 (инди­ви­ду­аль­ное полу­че­ние зна­ний: один сту­дент – один пре­по­да­ва­тель). Если рас­смот­реть рас­пре­де­ле­ние сту­ден­тов при клас­си­че­ском лек­ци­он­ном обу­че­нии – то успеш­но усво­ят мате­ри­ал при­мер­но 50%. Тогда как при обу­че­нии 1 на 1 успеш­но будет усво­ен мате­рил 98% сту­ден­та­ми. зада­ча двух сигм – это при­бли­зить эффек­тив­ность обра­зо­ва­ния к обра­зо­ва­нию «один на один» (на гра­фи­ке – tutorial, инди­ви­ду­аль­ные заня­тия) путем «масте­ри лер­нинг» и пер­со­на­ли­за­ции обу­че­ния. Эта зада­ча назы­ва­ет­ся «про­бле­мой сигм» и заклю­ча­ет­ся в стрем­ле­нии полу­чить мак­си­маль­ные резуль­та­ты, исполь­зуя более деше­вые под­хо­ды, чем инди­ви­ду­аль­ное кура­тор­ство.
Иллюстрация эффекта «Mastery learning»
Иллю­стра­ция эффек­та «Mastery learning»

Так как Coursera пред­став­ля­ет собой откры­тый про­ект по полу­че­нию зна­ний и сотруд­ни­че­ству с луч­ши­ми уни­вер­си­те­та­ми, инве­сто­ры все же хотят полу­чить при­быль, поэто­му сей­час про­ект актив­но рас­смат­ри­ва­ет раз­ные спо­со­бы моне­ти­за­ции. Кста­ти, запись одно­го онлайн-кур­са обхо­дит­ся для уни­вер­си­те­та в сред­нем в 50 тысяч дола­ров. Как ни стран­но, неко­то­рые вари­ан­ты могут быть на руку сту­ден­там: уже сей­час вво­дит­ся воз­мож­ность сокра­тить «дистан­цию» меж­ду ком­па­ни­я­ми, кото­рым нуж­ны спе­ци­а­ли­сты с акту­аль­ны­ми зна­ни­я­ми, и сту­ден­та­ми, кото­рые вла­де­ют имен­но прак­ти­че­ски­ми навы­ка­ми в нуж­ной обла­сти.

Во вре­мя дис­кус­сии в Цен­тре Digital October были озву­че­ны мыс­ли отно­си­тель­но про­ек­та Coursera и буду­ще­го онлайн-обра­зо­ва­ния:

  • после полу­че­ния стан­дарт­но­го выс­ше­го обра­зо­ва­ния люди хотят про­дол­жать обу­че­ние;
  • такие кур­сы могут рас­смат­ри­вать­ся как сво­е­го рода профори­ен­та­ция, так как они име­ют низ­кий порог вхо­да и чело­век с лег­ко­стью может полу­чить зна­ния в новых обла­стях, осно­вы­ва­ясь на кото­рых может при­нять реше­ние о про­дол­же­нии обу­че­ния на более серьез­ном уровне;
  • клас­си­че­ское обра­зо­ва­ние оста­нет­ся, так как зна­чи­мость име­ни уни­вер­си­те­та все еще име­ет цен­ность;
  • важ­ной будет являть­ся инфор­ма­ция о том, как, когда и где чело­век про­хо­дит обу­че­ние и полу­ча­ет зна­ния: наря­ду с “соци­аль­ным гра­фом” рож­да­ет­ся “ака­де­ми­че­ский граф”. Цен­ность такой плат­фор­мы, как Coursera может быть имен­но в накоп­ле­нии и ана­ли­зе имен­но такой инфор­ма­ции;
  • буду­щее за сов­ме­ще­ни­ем онлайн-обра­зо­ва­ния и клас­си­че­ско­го;
  • кон­цеп­ция обра­зо­ва­ния фор­сайт – “обра­зо­ва­ние 2030”.

В про­фес­си­о­наль­ном тех­но­ло­ги­че­ском сооб­ще­стве Хаб­ра­хабр есть несколь­ко инте­рес­ных ста­тей-раз­мыш­ле­ний о Coursera и подоб­ных ей явле­ни­ях:

Khanacademy

Один един­ствен­ный чело­век – Сал­ман Хан – создал зна­ме­ни­тую Ака­де­мию Хана – орга­ни­зо­ван­ную систе­му обу­ча­ю­щих видео, кото­рая может при­ме­нять­ся как пол­ный курс обу­че­ния по раз­лич­ным пред­ме­там.

Фрагмент интерфейса платформы Khanacedemy
Фраг­мент интер­фей­са плат­фор­мы Khanacedemy

Все начи­на­лось с несколь­ких кур­сов мате­ма­ти­ки. Сей­час ресурс насчи­ты­ва­ет поряд­ка 3900 видео. Луч­шим рас­ска­зом об этом ресур­се послу­жит видео выступ­ле­ния Сал­ма­на Хана на TED2011.

TED

Назва­ние TED – это аббре­ви­а­ту­ра – Technology, Entertainment, Design (тех­но­ло­гии, раз­вле­че­ния, дизайн). Сего­дня TED – это луч­шие мыс­ли гло­баль­но­го сооб­ще­ства, кото­рое откры­то пред­ста­ви­те­лям любой дис­ци­пли­ны и куль­ту­ры, ищу­щих глу­бо­кое пони­ма­ние наше­го мира. По сути, TED – это сво­е­го обра­зо­ва­тель­ная плат­фор­ма, где выкла­ды­ва­ют­ся видео выступ­ле­ний одно­имен­ной кон­фе­рен­ции.

Фрагмент интерфейса портала TED
Фраг­мент интер­фей­са пор­та­ла TED

На сего­дняш­ний день видео выступ­ле­ний TED были про­смот­ре­ны более 1 мил­ли­ар­да раз. Такую попу­ляр­ность «идеи, дост­ной­ные рас­про­стра­не­ние» полу­чи­ли за счет того, что каж­дый чело­век, полу­чив­ший лицен­зию TED, может само­сто­я­тель­но про­ве­сти локаль­ное меро­при­я­тие, при­гла­сив мест­ных лиде­ров мне­ний, авто­ров инте­рес­ных про­ек­тов и вдох­нов­ля­ю­щих реше­ний.

Фрагмент интерфейса портала TED
Фраг­мент интер­фей­са пор­та­ла TED

TEDed

Дан­ный сер­вис – млад­ший брат TED. Цель ресур­са – созда­ние видео-уро­ков на осно­ве рас­про­стра­не­ния вели­ких идей. Более подроб­но о том, как это рабо­та­ет – здесь.

Поль­зо­ва­те­лям пред­ла­га­ет­ся про­смот­реть видео и отве­тить на вопро­сы по теме для оцен­ки усво­е­ния инфор­ма­ции. Если урок заин­те­ре­со­вал, предо­став­ля­ет­ся воз­мож­ность кап­нуть глуб­же и изу­чить дру­гие мате­ри­а­лы по теме.

Отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью это­го ресур­са явля­ет­ся воз­мож­ность самим поль­зо­ва­те­лям созда­вать уро­ки на осно­ве видео-роли­ков в раз­де­ле Flip this video.

О будущем и настоящем онлайн-образования

На дан­ный момент, зна­ния, полу­чен­ные после про­хож­де­ния кур­сов на таких плат­фор­мах, без­услов­но, не могут стать пол­но­цен­ной заме­ной клас­си­че­ско­го выс­ше­го обра­зо­ва­ния. Основ­ная функ­ция уни­вер­си­те­тов сей­час видит­ся лишь в обу­че­нии обу­че­нию – нам пока­зы­ва­ют, как искать и отби­рать инфор­ма­цию, пра­виль­но ее интер­пре­ти­ро­вать и полу­чать конеч­ное цель­ное зна­ние. Акту­аль­ность зна­ний и вла­де­ние прак­ти­че­ски­ми навы­ка­ми ценит­ся намно­го боль­ше, чем диплом уни­вер­си­те­та.

Низ­кий порог вхо­да для обу­че­ния на таких плат­фор­мах онлайн-кур­сов веду­щих уни­вер­си­те­тов дает воз­мож­ность людям быст­рее пере­про­фи­ли­ро­вать­ся и полу­чать зна­ния в новых обла­стях. Такая систе­ма обу­че­ния гиб­кая, в отли­чие от клас­си­че­ских уни­вер­си­тет­ских кур­сов, где, под­пи­сав­шись, сту­дент уже обя­зан потра­тить на это хотя бы семестр. Пер­со­на­ли­за­ция вари­ан­тов полу­че­ния зна­ний, коли­че­ство затра­чи­ва­е­мо­го вре­ме­ни сту­ден­том – все это дела­ет такие плат­фор­мы намно­го более эффек­тив­ным ана­ло­гом клас­си­че­ско­го обра­зо­ва­ния.

К обра­зо­ва­нию нуж­но при­тя­ги­вать, а не тол­кать

Чарльз Лид­би­тер

Спо­со­бы моне­ти­за­ции таких плат­форм уже сей­час дают воз­мож­ность сту­ден­там, полу­чив­шим выс­ший балл и сер­ти­фи­кат, най­ти рабо­ту в веду­щих ком­па­ни­ях. И, самое важ­ное: внеш­няя моти­ва­ция клас­си­че­ско­го обра­зо­ва­ния заме­ня­ет­ся внут­рен­ней, когда жела­ние полу­чать зна­ние исхо­дит от само­го чело­ве­ка, а не от внеш­них пуга­ю­щих фак­то­ров, таких как армия, иллю­зия полу­че­ния луч­шей рабо­ты после ВУЗа или стад­но­го чув­ства. Пер­со­на­ли­за­ция вари­ан­тов полу­че­ния зна­ний, коли­че­ство затра­чи­ва­е­мо­го вре­ме­ни сту­ден­том – все это дела­ет такие плат­фор­мы намно­го эффек­тив­нее клас­си­че­ско­го уни­вер­си­тет­ско­го обра­зо­ва­ния.

Все это не в буду­щем, а уже дав­но сего­дня. Такое обра­зо­ва­ние доступ­но уже сей­час – поэто­му совет – не упус­кай­те воз­мож­но­сти, посто­ян­но совер­шен­ствуй­тесь и будь­те счаст­ли­вы! Как гово­рил один из высту­па­ю­щих TED Чарльз Лид­би­тер, «к обра­зо­ва­нию нуж­но при­тя­ги­вать, а не тол­кать».