Новая модель краудфандинга: интервью с создателями Goteo.org

Woman operating machinery at the Bureau of Engraving and Printing
Woman operating machinery at the Bureau of Engraving and Printing (Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C)
Наши соци­аль­ные и куль­тур­ные прак­ти­ки все вре­мя меня­ют­ся: тре­бу­ют­ся новые спо­со­бы сотруд­ни­че­ства внут­ри про­ек­тов и их финан­си­ро­ва­ния. В сек­то­ре куль­ту­ры ком­мер­че­ские моде­ли, стро­я­щи­е­ся на копи­рай­те (про­да­же копий), и моде­ли пра­ви­тель­ствен­ных гран­тов (суб­си­дий) нахо­дят­ся в состо­я­нии кри­зи­са и все мень­ше отве­ча­ют теку­щей ситу­а­ции. Есть ли у суще­ству­ю­щих моде­лей аль­тер­на­ти­вы и каки­ми они могут быть?

Отве­том на эти про­бле­мы ста­ло появ­ле­ние и рас­про­стра­не­ние тако­го явле­ния, как кра­уд­фандинг. Кра­уд­фандинг – спо­соб финан­си­ро­ва­ния созда­ния про­ду­та за счет орга­ни­зу­ю­ще­го­ся вокруг него сооб­ще­ства. Сайт Kickstarter.com стал моде­лью кра­уд­фандин­га и послу­жил при­ме­ром для мно­гих похо­жих сер­ви­сов.

К сожалению, Kickstarter – это просто обратная рыночная модель.

Вме­сто того, что­бы поку­пать про­дукт после того, как он был про­из­ве­ден, теперь его мож­но купить до того, как он про­из­ве­ден.

Но обя­за­тель­но ли это долж­но быть имен­но так? Кра­уд­фандинг – это пер­спек­тив­ная область, посколь­ку может решить про­бле­мы, лежа­щие в осно­ве кри­зи­са в куль­тур­ной эко­но­ми­ке. Сей­час самое под­хо­дя­щее вре­мя для того, что­бы поду­мать и поэкс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с этим под­хо­дом – как он может быть исполь­зо­ван для созда­ния и под­держ­ки обще­ствен­ных фон­дов, а не оче­ред­но­го «кру­то­го» про­ек­та?

Для того, что­бы попро­бо­вать най­ти ответ на этот вопрос, Феликс Стал­дер (Felix Stalder) встре­тил­ся с Энри­ком Сена­бре (Enric Senabre) и Оли­вье Шул­ба­у­мом (Olivier Schulbaum), кото­рые запу­сти­ли испа­но­языч­ную плат­фор­му Goteo (что зна­чит «капать»). Goteo явля­ет­ся «соци­аль­ной сетью для со-финан­си­ро­ва­ния и сотруд­ни­че­ства в рам­ках кре­а­тив­ных про­ек­тов».

F.S.: Вы созда­ли свою кра­уд­фандин­го­вую плат­фор­му в 2010, в то вре­мя, когда появил­ся Kickstarter. Зачем было делать что-то дру­гое?

Во-пер­вых, суще­ство­ва­ло огра­ни­че­ние – нель­зя было опуб­ли­ко­вать про­ект, не имея сче­та в аме­ри­кан­ском бан­ке. Но были и дру­гие при­чи­ны. Kickstarter и похо­жие сер­ви­сы сде­ла­ли про­цесс кра­уд­фандин­га таким, что это при­ве­ло к так назы­ва­е­мо­му «капи­та­лиз­му тол­пы». Напри­мер, один из самых попу­ляр­ных про­ек­тов, TikTok, часы, исполь­зу­ю­щие iPod Nano вме­сто цифер­бла­та, исполь­зу­ет кра­уд­фандинг про­сто для того, что­бы рас­про­стра­нить ком­мер­че­скую модель – уста­но­вить новые стан­дар­ты для гло­баль­но­го про­из­вод­ствен­но­го про­цес­са.

Там все понят­но: ты, напри­мер, полу­ча­ешь копию кни­ги, если жерт­ву­ешь 20 дол­ла­ров, или под­пи­сан­ную копию кни­ги, если жерт­ву­ешь 50 дол­ла­ров, и т.д. Но при этом боль­ше ника­ким спо­со­бом ты в про­ект не вовле­чен.

Мы не хоте­ли под­дер­жи­вать это. Или, напри­мер, то, что Kickstarter изме­нил свою поли­ти­ку таким обра­зом, что­бы избе­жать про­ек­тов по раз­ра­бот­ке про­грамм­но­го обес­пе­че­ния. Веро­ят­но, из-за того, что воз­на­граж­де­ние в таких про­ек­тах не все­гда оче­вид­но и гра­ни­цы меж­ду денеж­ным пожерт­во­ва­ни­ем и дру­ги­ми спо­со­ба­ми уча­стия в про­ек­те доволь­но раз­мы­ты, если срав­ни­вать с таки­ми типа­ми про­ек­тов, как кино или кни­ги. Там все понят­но: ты, напри­мер, полу­ча­ешь копию кни­ги, если жерт­ву­ешь 20 дол­ла­ров, или под­пи­сан­ную копию кни­ги, если жерт­ву­ешь 50 дол­ла­ров, и т.д. Но при этом боль­ше ника­ким спо­со­бом ты в про­ект не вовле­чен.

Таким обра­зом, модель, кото­рую пред­ла­га­ет Kickstarter, огра­ни­чи­ва­ет соци­аль­ность про­ек­та, когда барьер меж­ду про­из­во­ди­те­лем и потре­би­те­лем исче­за­ет. С дру­гой сто­ро­ны, если бы была воз­мож­ность участ­во­вать в про­ек­те не толь­ко день­га­ми, мож­но было бы создать дру­гой тип эко­но­ми­ки – коопе­ра­тив­ный.

И это то, что нам осо­бен­но инте­рес­но. Мы счи­та­ем, что кра­уд­фандинг предо­став­ля­ет мно­го воз­мож­но­стей для обра­зо­ва­ния и сов­мест­ной дея­тель­но­сти, и все «пре­иму­ще­ства тол­пы», как финан­со­вые, так и соци­аль­ные.

Вы не мог­ли об объ­яс­нить, что вы име­е­те в виду под «соци­аль­но­стью» про­ек­та?

Мы счи­та­ем, что кра­уд­фандинг дол­жен при­но­сить поль­зу сооб­ще­ству в том чис­ле. Эта поль­за может быть соци­аль­ной, обра­зо­ва­тель­ной или эко­но­ми­че­ской. Goteo – это эффек­тив­ный инстру­мент как для тех, кто созда­ет про­ект, так и для тех, кто готов помо­гать.

Вопрос соци­аль­но­сти – это, на самом деле, вопрос раз­ви­тия воз­мож­но­сти вза­и­мо­дей­ствия друг с дру­гом на рав­ных.

Как мы можем создать новую эко­но­ми­ку и исполь­зо­вать потен­ци­ал кол­лек­тив­но­го про­из­вод­ства? Для это­го необ­хо­ди­мо пой­ти даль­ше суще­ству­ю­щих стан­дар­тов в инду­стрии. Мы хотим, что­бы инно­ва­ции были рас­пре­де­ле­ны меж­ду все­ми. Это­го мож­но достичь объ­еди­не­ни­ем кра­уд­фандин­га и кра­уд­сор­син­га таким обра­зом, что­бы это не было про­стой помо­щью част­ным ком­па­ни­ям в улуч­ше­нии их про­ек­тов. Сов­мест­ное про­из­вод­ство долж­но давать воз­мож­но­сти для уча­стия, а участ­ни­ки про­ек­та долж­ны ста­но­вить­ся частью эко­но­ми­че­ско­го / про­из­вод­ствен­но­го / кре­а­тив­но­го про­цес­са.

При­мер под­хо­дя­щей для тако­го раз­ви­тия обла­сти – откры­тое аппа­рат­ное обес­пе­че­ние или open craft. Если мы смо­жем достичь той точ­ки, в кото­рой те, кто под­дер­жи­ва­ет про­ект, в резуль­та­те ста­но­вят­ся его про­дю­се­ра­ми или помо­га­ют сде­лать его доступ­ным для сооб­ще­ства, или нахо­дят какую-либо дру­гую воз­мож­ность быть актив­ной частью про­ек­та, кото­ро­му они помо­га­ют, это и будет той соци­аль­но­стью, к кото­рой мы стре­мим­ся.

Кро­ме того, что про­дукт дол­жен быть соци­аль­ным, он дол­жен быть общим.

Кро­ме того, что про­дукт дол­жен быть соци­аль­ным, он дол­жен быть общим. В Goteo мы чет­ко раз­ли­ча­ем соци­аль­ное бла­го и общее бла­го. Неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции обыч­но ори­ен­ти­ро­ва­ны на про­из­вод­ство соци­аль­ных благ в том смыс­ле, что они ори­ен­ти­ро­ва­ны на созда­ние пози­тив­ных изме­не­ний в опре­де­лен­ных местах или сооб­ще­ствах. Для нас это­го недо­ста­точ­но. Мы не очень заин­те­ре­со­ва­ны в соци­аль­ных ини­ци­а­ти­вах, если про­ект не может быть исполь­зо­ван дру­ги­ми людь­ми (и, таким обра­зом, не явля­ет­ся обще­ствен­ным бла­гом).

Кра­уд­фандинг – это не день­ги, это созда­ние сооб­ще­ства.

Как с этим обсто­ит дело в Испа­нии, где нахо­дит­ся ваш про­ект?

В послед­ние годы появ­ля­ет­ся все боль­ше про­ек­тов, выхо­дя­щих за пре­де­лы тра­ди­ци­он­ных пред­став­ле­ний об искус­стве и куль­ту­ре. Это инно­ва­ци­он­ные про­ек­ты с боль­шим потен­ци­а­лом для соци­аль­но­го и эко­но­ми­че­ско­го сек­то­ра, спо­соб­ные при­вно­сить новые цен­но­сти в самом широ­ком их пони­ма­нии. Хотя, в Испа­нии все еще суще­ству­ет недо­ста­ток в ком­му­ни­ка­тив­ных кана­лах, кото­рые соеди­ня­ли бы твор­че­ских людей, соци­аль­ных / куль­тур­ных аген­тов и потен­ци­аль­ных инве­сто­ров.

Мы все еще силь­но при­вя­за­ны к таким тра­ди­ци­он­ным ресур­сам, как гран­ты и сти­пен­дии, кото­рые, на наш взгляд, долж­ны быть пере­смот­ре­ны. Стать таким ком­му­ни­ка­тив­ным кана­лом – это и есть цель Goteo. Онлайн-сооб­ще­ство, спо­соб­ное созда­вать эффек­тив­ную и про­зрач­ную связь меж­ду обще­ствен­ны­ми и част­ны­ми аген­та­ми; опре­де­лять про­блем­ные обла­сти и пред­ла­гать реше­ния; опре­де­лять воз­мож­ные вари­ан­ты финан­си­ро­ва­ния.

Вы ска­за­ли, что Goteo боль­ше о созда­нии сооб­ще­ства, чем о финан­си­ро­ва­нии. Вы може­те объ­яс­нить, как это рабо­та­ет на при­ме­ре како­го-нибудь кон­крет­но­го про­ек­та?

Кро­ме прось­бы о финан­со­вой под­держ­ке, каж­дый про­ект име­ет воз­мож­ность обра­тить­ся к ауди­то­рии с прось­бой о сотруд­ни­че­стве, что может вклю­чать обмен зна­ни­я­ми, кон­крет­ные зада­ния и/или мате­ри­аль­ные бла­га. Это было то, что мы счи­та­ли необ­хо­ди­мым в кра­уд­фандин­го­вой моде­ли. И это дела­ет воз­мож­ным кра­уд­сор­синг в той фор­ме, кото­рая ведет к созда­нию сооб­ще­ства в про­цес­се созда­ния откры­то­го про­ек­та.

Напри­мер, tuderechoasaber. Это про­ект, цель кото­ро­го – создать веб-сер­вис, где любой чело­век может отпра­вить запрос и полу­чить доступ к откры­той инфор­ма­ции об испан­ских госу­дар­ствен­ных орга­нах. Кро­ме сбо­ра 150% необ­хо­ди­мых средств, про­ект попро­сил и полу­чил мно­го помо­щи от людей: от сбо­ра дан­ных о госу­дар­ствен­ных орга­нах до адми­ни­стри­ро­ва­ния сер­ве­ра и пере­во­да сайт на раз­ные язы­ки.

Еще одним при­ме­ром может быть про­ект Infinit Loop. Это мно­го­ра­зо­вая упа­ков­ка для подар­ков или одеж­да с QR кодом, поз­во­ля­ю­щая вам отсле­жи­вать пере­ме­ще­ние подар­ка в про­стран­стве в соот­вет­ствии с его гео­ло­ка­ци­ей. Про­ект полу­чил необ­хо­ди­мую финан­со­вую под­держ­ку, а так же помощь от волон­те­ров, кото­рые вызва­лись тести­ро­вать систе­му, и помощь от раз­ра­бот­чи­ков при­ло­же­ния для смарт­фо­нов.

Мы соби­ра­ем всю инфор­ма­цию со стра­ни­цы про­ек­та на нашем сай­те, где люди могут пуб­лич­но заявить о сво­ем согла­сии сотруд­ни­чать. Goteo так же пред­став­ля­ет инстру­мент для ком­му­ни­ка­ции меж­ду лиде­ра­ми про­ек­тов и волон­те­ра­ми. Как толь­ко обще­ние нача­лось, про­ект может исполь­зо­вать любую пло­щад­ку для орга­ни­за­ции рабо­ты волон­те­ров, но мы счи­та­ем, что очень важ­но начать диа­лог имен­но на нашем сай­те для обес­пе­че­ния про­зрач­но­сти про­ис­хо­дя­ще­го.

Как мно­го про­ек­тов уда­лось реа­ли­зо­вать бла­го­да­ря Goteo?

На сего­дняш­ний момент 25 про­ек­тов были пол­но­стью спон­си­ро­ва­ны. Они собра­ли боль­ше 100 тысяч евро и полу­чи­ли 400 раз­лич­ных видов волон­тер­ской помо­щи.

Поми­мо уже упо­мя­ну­тых про­ек­тов, мож­но при­ве­сти в при­мер:

  • Copy this Festival раз­ра­бо­тал фор­му­лу рас­про­стра­не­ния само­ор­га­ни­зу­ю­щих­ся кино­фе­сти­ва­лей, кото­рые про­хо­дят с лицен­зи­ей Creative Commons. Про­ект повто­ри­ли в таких горо­дах, как Лима и Буэнос-Айрес, а на оче­ре­ди и мно­гие дру­гие горо­да.
  • KinoRaw раз­ра­ба­ты­ва­ет аудио­ви­зу­аль­ные инсту­мен­ты: исполь­зу­ет луч­шее в про­грамм­ном обес­пе­че­нии Blender для экс­пе­ри­мен­тов с каме­рой Elphel с откры­тым аппа­рат­ным обес­пе­че­ни­ем.

Goteo рабо­та­ет и над созда­ни­ем более тра­ди­ци­он­но­го фон­да. На под­держ­ку чего направ­лен фонд и как он свя­зан с кра­уд­фандин­гом и кра­уд­сор­син­гом?

Фонд Fundación Fuentes Abiertas (что зна­чит «откры­тые источ­ни­ки») дела­ет две вещи. Во-пер­вых, это юри­ди­че­ское лицо, обес­пе­чи­ва­ю­щее рабо­ту сер­ви­са Goteo. Каж­дый год фонд пуб­ли­ку­ет отче­ты о сво­ей рабо­те.

Во-вто­рых, это обес­пе­чи­ва­ет воз­мож­ность парт­нер­ства с дру­ги­ми орга­ни­за­ци­я­ми. Мы ста­ра­ем­ся собрать капи­тал, кото­рый не свя­зан напря­мую со сред­ства­ми, пожерт­во­ван­ны­ми на про­ек­ты, а фор­ми­ру­ет­ся за счет спе­ци­аль­ных кам­па­ний, согла­ше­ний и парал­лель­ной актив­но­сти вро­де мастер-клас­сов. Затем эти сред­ства рас­пре­де­ля­ют­ся на про­ек­ты самим фон­дом. Это помо­га­ет нам под­дер­жи­вать про­ек­ты, кото­рые мы счи­та­ем важ­ны­ми, но кото­рые по той или иной при­чине име­ют слож­но­сти со сбо­ром необ­хо­ди­мой сум­мы.

Мы ищем спо­со­бы финан­си­ро­ва­ния поми­мо инди­ви­ду­аль­ных пожерт­во­ва­ний: госу­дар­ствен­ные орга­ни­за­ции и дру­гие фон­ды, кото­рые раз­де­ля­ют наши цели, могут помочь в финан­си­ро­ва­нии наших про­ек­тов. Кро­ме того, таким обра­зом эти орга­ни­за­ции могут стать участ­ни­ка­ми новой моде­ли кра­уд­фандин­га.