Новая модель краудфандинга: интервью с создателями Goteo.org

Woman operating machinery at the Bureau of Engraving and Printing
Woman operating machinery at the Bureau of Engraving and Printing (Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C)
Наши социальные и культурные практики все время меняются: требуются новые способы сотрудничества внутри проектов и их финансирования. В секторе культуры коммерческие модели, строящиеся на копирайте (продаже копий), и модели правительственных грантов (субсидий) находятся в состоянии кризиса и все меньше отвечают текущей ситуации. Есть ли у существующих моделей альтернативы и какими они могут быть?

Ответом на эти проблемы стало появление и распространение такого явления, как краудфандинг. Краудфандинг — способ финансирования создания продута за счет организующегося вокруг него сообщества. Сайт Kickstarter.com стал моделью краудфандинга и послужил примером для многих похожих сервисов.

К сожалению, Kickstarter – это просто обратная рыночная модель.

Вместо того, чтобы покупать продукт после того, как он был произведен, теперь его можно купить до того, как он произведен.

Но обязательно ли это должно быть именно так? Краудфандинг – это перспективная область, поскольку может решить проблемы, лежащие в основе кризиса в культурной экономике. Сейчас самое подходящее время для того, чтобы подумать и поэкспериментировать с этим подходом – как он может быть использован для создания и поддержки общественных фондов, а не очередного «крутого» проекта?

Для того, чтобы попробовать найти ответ на этот вопрос, Феликс Сталдер (Felix Stalder) встретился с Энриком Сенабре (Enric Senabre) и Оливье Шулбаумом (Olivier Schulbaum), которые запустили испаноязычную платформу Goteo (что значит «капать»). Goteo является «социальной сетью для со-финансирования и сотрудничества в рамках креативных проектов».

F.S.: Вы создали свою краудфандинговую платформу в 2010, в то время, когда появился Kickstarter. Зачем было делать что-то другое?

Во-первых, существовало ограничение – нельзя было опубликовать проект, не имея счета в американском банке. Но были и другие причины. Kickstarter и похожие сервисы сделали процесс краудфандинга таким, что это привело к так называемому «капитализму толпы». Например, один из самых популярных проектов, TikTok, часы, использующие iPod Nano вместо циферблата, использует краудфандинг просто для того, чтобы распространить коммерческую модель – установить новые стандарты для глобального производственного процесса.

Там все понятно: ты, например, получаешь копию книги, если жертвуешь 20 долларов, или подписанную копию книги, если жертвуешь 50 долларов, и т.д. Но при этом больше никаким способом ты в проект не вовлечен.

Мы не хотели поддерживать это. Или, например, то, что Kickstarter изменил свою политику таким образом, чтобы избежать проектов по разработке программного обеспечения. Вероятно, из-за того, что вознаграждение в таких проектах не всегда очевидно и границы между денежным пожертвованием и другими способами участия в проекте довольно размыты, если сравнивать с такими типами проектов, как кино или книги. Там все понятно: ты, например, получаешь копию книги, если жертвуешь 20 долларов, или подписанную копию книги, если жертвуешь 50 долларов, и т.д. Но при этом больше никаким способом ты в проект не вовлечен.

Таким образом, модель, которую предлагает Kickstarter, ограничивает социальность проекта, когда барьер между производителем и потребителем исчезает. С другой стороны, если бы была возможность участвовать в проекте не только деньгами, можно было бы создать другой тип экономики – кооперативный.

И это то, что нам особенно интересно. Мы считаем, что краудфандинг предоставляет много возможностей для образования и совместной деятельности, и все «преимущества толпы», как финансовые, так и социальные.

Вы не могли об объяснить, что вы имеете в виду под «социальностью» проекта?

Мы считаем, что краудфандинг должен приносить пользу сообществу в том числе. Эта польза может быть социальной, образовательной или экономической. Goteo – это эффективный инструмент как для тех, кто создает проект, так и для тех, кто готов помогать.

Вопрос социальности – это, на самом деле, вопрос развития возможности взаимодействия друг с другом на равных.

Как мы можем создать новую экономику и использовать потенциал коллективного производства? Для этого необходимо пойти дальше существующих стандартов в индустрии. Мы хотим, чтобы инновации были распределены между всеми. Этого можно достичь объединением краудфандинга и краудсорсинга таким образом, чтобы это не было простой помощью частным компаниям в улучшении их проектов. Совместное производство должно давать возможности для участия, а участники проекта должны становиться частью экономического / производственного / креативного процесса.

Пример подходящей для такого развития области — открытое аппаратное обеспечение или open craft. Если мы сможем достичь той точки, в которой те, кто поддерживает проект, в результате становятся его продюсерами или помогают сделать его доступным для сообщества, или находят какую-либо другую возможность быть активной частью проекта, которому они помогают, это и будет той социальностью, к которой мы стремимся.

Кроме того, что продукт должен быть социальным, он должен быть общим.

Кроме того, что продукт должен быть социальным, он должен быть общим. В Goteo мы четко различаем социальное благо и общее благо. Некоммерческие организации обычно ориентированы на производство социальных благ в том смысле, что они ориентированы на создание позитивных изменений в определенных местах или сообществах. Для нас этого недостаточно. Мы не очень заинтересованы в социальных инициативах, если проект не может быть использован другими людьми (и, таким образом, не является общественным благом).

Краудфандинг — это не деньги, это создание сообщества.

 Как с этим обстоит дело в Испании, где находится ваш проект?

В последние годы появляется все больше проектов, выходящих за пределы традиционных представлений об искусстве и культуре. Это инновационные проекты с большим потенциалом для социального и экономического сектора, способные привносить новые ценности в самом широком их понимании. Хотя, в Испании все еще существует недостаток в коммуникативных каналах, которые соединяли бы творческих людей, социальных / культурных агентов и потенциальных инвесторов.

Мы все еще сильно привязаны к таким традиционным ресурсам, как гранты и стипендии, которые, на наш взгляд, должны быть пересмотрены. Стать таким коммуникативным каналом – это и есть цель Goteo. Онлайн-сообщество, способное создавать эффективную и прозрачную связь между общественными и частными агентами; определять проблемные области и предлагать решения; определять возможные варианты финансирования.

Вы сказали, что Goteo больше о создании сообщества, чем о финансировании. Вы можете объяснить, как это работает на примере какого-нибудь конкретного проекта?

Кроме просьбы о финансовой поддержке, каждый проект имеет возможность обратиться к аудитории с просьбой о сотрудничестве, что может включать обмен знаниями, конкретные задания и/или материальные блага. Это было то, что мы считали необходимым в краудфандинговой модели. И это делает возможным краудсорсинг в той форме, которая ведет к созданию сообщества в процессе создания открытого проекта.

Например, tuderechoasaber. Это проект, цель которого – создать веб-сервис, где любой человек может отправить запрос и получить доступ к открытой информации об испанских государственных органах. Кроме сбора 150% необходимых средств, проект попросил и получил много помощи от людей: от сбора данных о государственных органах до администрирования сервера и перевода сайт на разные языки.

Еще одним примером может быть проект Infinit Loop. Это многоразовая упаковка для подарков или одежда с QR кодом, позволяющая вам отслеживать перемещение подарка в пространстве в соответствии с его геолокацией. Проект получил необходимую финансовую поддержку, а так же помощь от волонтеров, которые вызвались тестировать систему, и помощь от разработчиков приложения для смартфонов.

Мы собираем всю информацию со страницы проекта на нашем сайте, где люди могут публично заявить о своем согласии сотрудничать. Goteo так же представляет инструмент для коммуникации между лидерами проектов и волонтерами. Как только общение началось, проект может использовать любую площадку для организации работы волонтеров, но мы считаем, что очень важно начать диалог именно на нашем сайте для обеспечения прозрачности происходящего.

Как много проектов удалось реализовать благодаря Goteo?

На сегодняшний момент 25 проектов были полностью спонсированы. Они собрали больше 100 тысяч евро и получили 400 различных видов волонтерской помощи.

Помимо уже упомянутых проектов, можно привести в пример:

  • Copy this Festival разработал формулу распространения самоорганизующихся кинофестивалей, которые проходят с лицензией Creative Commons. Проект повторили в таких городах, как Лима и Буэнос-Айрес, а на очереди и многие другие города.
  • KinoRaw разрабатывает аудиовизуальные инстументы: использует лучшее в программном обеспечении Blender для экспериментов с камерой Elphel с открытым аппаратным обеспечением.

Goteo работает и над созданием более традиционного фонда. На поддержку чего направлен фонд и как он связан с краудфандингом и краудсорсингом?

Фонд Fundación Fuentes Abiertas (что значит «открытые источники») делает две вещи. Во-первых, это юридическое лицо, обеспечивающее работу сервиса Goteo. Каждый год фонд публикует отчеты о своей работе.

Во-вторых, это обеспечивает возможность партнерства с другими организациями. Мы стараемся собрать капитал, который не связан напрямую со средствами, пожертвованными на проекты, а формируется за счет специальных кампаний, соглашений и параллельной активности вроде мастер-классов. Затем эти средства распределяются на проекты самим фондом. Это помогает нам поддерживать проекты, которые мы считаем важными, но которые по той или иной причине имеют сложности со сбором необходимой суммы.

Мы ищем способы финансирования помимо индивидуальных пожертвований: государственные организации и другие фонды, которые разделяют наши цели, могут помочь в финансировании наших проектов. Кроме того, таким образом эти организации могут стать участниками новой модели краудфандинга.