НКО: методы монетизации Интернет-проектов

adv5_2
Все Интер­нет-про­ек­ты, в том чис­ле и неком­мер­че­ские, име­ют потен­ци­ал при­но­сить при­быль. В дан­ном мате­ри­а­ле собра­ны наи­бо­лее под­хо­дя­щие для НКО спо­со­бы моне­ти­за­ции сай­та, сре­ди кото­рых вы може­те выбрать те, кото­рые луч­ше все­го подой­дут имен­но вам.

Контекстная реклама

Одним из самых рас­про­стра­нен­ных спо­со­бов моне­ти­за­ции сай­та явля­ет­ся кон­текст­ная рекла­ма. Ее пре­иму­ще­ство заклю­ча­ет­ся в том, что реклам­ные объ­яв­ле­ния под­би­ра­ют­ся систе­мой исхо­дя из тема­ти­ки ваше­го ресур­са: по содер­жа­нию стра­ни­цы и клю­че­вым сло­вам. Таким обра­зом, рекла­ма все­гда будет соот­вет­ство­вать про­ек­ту. Напри­мер, если ваш про­ект направ­лен на под­держ­ку без­дом­ных живот­ных, то ско­рее все­го кон­текст­ной рекла­мой будут являть­ся про­грам­мы схо­жей тема­ти­ки или, напри­мер, това­ры для живот­ных. Кро­ме того, есть воз­мож­ность офор­мить реклам­ный блок таким обра­зом, что­бы он впи­сы­вал­ся в общий дизайн вашей стра­ни­цы.

Недо­стат­ки:

  • Необ­хо­ди­ма боль­шая посе­ща­е­мость сай­та – доход зави­сит от коли­че­ства пока­зов и кли­ков;
  • Вы засо­ря­е­те свой сайт рекла­мой сто­рон­них ресур­сов, не отно­ся­щих­ся к ваше­му про­ек­ту и рис­ку­е­те поте­рять дове­рие вашей ауди­то­рии;
  • Не во всех сег­мен­тах лег­ко про­дать рекла­му.

Попу­ляр­ные систе­мы кон­текст­ной рекла­мы:

Партнерские программы

Парт­нер­ская про­грам­ма пред­став­ля­ет собой кос­вен­ную рекла­му. Вы полу­ча­е­те день­ги за коли­че­ство при­ве­ден­ных кли­ен­тов и/или про­цент с поку­пок, кото­рые они совер­ши­ли. Раз­де­ле­ние дохо­да обыч­но постро­е­но на созда­нии парт­нер­ско­го интер­фей­са, в кото­ром мож­но посмот­реть сколь­ко кли­ен­тов при­вле­че­но, и какой доход они при­нес­ли.

Баннер с компаниями-партнерами на сайте WWF
Бан­нер с ком­па­ни­я­ми-парт­не­ра­ми на сай­те WWF

Появ­ле­ние подоб­ных бан­не­ров на вашем сай­те ско­рее гово­рит о том, что эти ком­па­нии уже под­дер­жи­ва­ют про­ект финан­со­во или инфор­ма­ци­он­но в фор­ма­те спон­сор­ства.

Недо­стат­ки:

  • Как и в слу­чае кон­текст­ной рекла­мы для боль­ших дохо­дов нуж­на боль­шая ауди­то­рия;
  • Ваши поль­зо­ва­те­ли пере­хо­дят на дру­гие ресур­сы.

Офферы / Оплата за сбор информации

Мно­гие сер­ви­сы опро­сов и изу­че­ния мне­ния ауди­то­рии пла­тят за то, что поль­зо­ва­те­ли запол­ня­ют анке­ты, реги­стри­ру­ют­ся на сай­те и про­хо­дят интер­ак­тив­ные опро­сы.

Такие ком­па­нии, как Nielsen, TNS, PlanB media и AdLabs пред­ла­га­ют подоб­ные услу­ги.

Офферная реклама Вконтакте
Оффер­ная рекла­ма Вкон­так­те

Недо­стат­ки:

  • Отвле­ка­ет вни­ма­ние поль­зо­ва­те­лей от содер­жа­ния ваше­го сай­та

Модель Краудфандинга

Модель кра­уд­фандин­га может исполь­зо­вать­ся в ситу­а­ци­ях, когда иной спо­соб моне­ти­за­ции невоз­мо­жен. Суть этой моде­ли в том, что вы обра­ща­е­тесь к сво­ей ауди­то­рии с прось­бой помочь про­ек­ту.

Суще­ству­ет две моде­ли кра­уд­фандин­га:

  • Сбор денег до запус­ка про­ек­та, на таких пло­щад­ках как Kickstarter;
  • Прось­ба помочь уже на рабо­та­ю­щем сай­те.
Джимми Уэйлс просит помочь Википедии
Джим­ми Уэйлс про­сит помочь Вики­пе­дии
Кра­уд­фандинг в Рос­сии: опыт НКО в сбо­ре средств через плат­фор­мы.

Модель кра­уд­фандин­га успеш­но исполь­зу­ют мно­гие ресур­сы:

  • Вики­пе­дия еже­год­но соби­ра­ет сред­ства на раз­ви­тие про­ек­та;
  • На сай­те TV Underground еже­ме­сяч­но соби­ра­ют $500 на под­дер­жа­ние сер­ве­ров, обслу­жи­ва­ю­щих фай­ло­об­мен;
  • На сай­те DeadFish в нояб­ре собра­ли £350 на под­дер­жа­ние сер­ве­ров, обслу­жи­ва­ю­щих фай­ло­об­мен.

О том, насколь­ко подоб­ная модель успеш­но рабо­та­ет для рос­сий­ских НКО, вы може­те про­чи­тать в нашем мате­ри­а­ле.

Недо­стат­ки:

  • Не все ресур­сы име­ют такое коли­че­ство гото­вых под­дер­жать людей, что­бы покрыть все свои рас­хо­ды.

Модель «Плати сколько хочешь»

В этой моде­ли ауди­то­рии пред­ла­га­ет­ся самой назна­чить цену, кото­рую она гото­ва запла­тить за какой-либо про­дукт или услу­гу. Модель появи­лась в 2008, когда груп­па Radiohead пред­ло­жи­ла слу­ша­те­лям запла­тить за их аль­бом «In Rainbows» столь­ко, сколь­ко они посчи­та­ют нуж­ным. Это ока­за­лось очень удач­ным экс­пе­ри­мен­том – по ито­гам года было про­да­но более 3х мил­ли­о­нов копий аль­бо­ма. Сей­час такая модель встре­ча­ет­ся не толь­ко онлайн, но и исполь­зу­ет­ся для опла­ты в сетях обще­ствен­но­го пита­ния, гости­ни­цах и кино­те­ат­рах. Одним из наи­бо­лее извест­ных про­ек­тов явля­ет­ся Humble Bundle.

Какой способ выбрать?

  • Если у ваше­го ресур­са высо­кая посе­ща­е­мость, луч­ше все­го выбрать спо­со­бы, при кото­рых доход зави­сит от чис­ла пока­зов или коли­че­ства кли­ков.
  • Парт­нер­ские про­грам­мы смо­гут при­не­сти доход, если спе­ци­фи­ка сай­та будет точ­но соот­вет­ство­вать пред­ло­же­нию, и будет доста­точ­но целе­вых посе­ти­те­лей.
  • Модель кра­уд­фандин­га хоро­шо подой­дет ресур­сам со сфор­ми­ро­вав­шей­ся ауди­то­ри­ей.

В любом слу­чае, по мере жиз­ни про­ек­та вы може­те про­бо­вать самые раз­ные спо­со­бы и выби­рать те, кото­рые имен­но для вас будут рабо­тать луч­ше все­го. Пра­виль­но выбран­ный спо­соб может стать хоро­шим источ­ни­ком дохо­да и под­держ­кой ваше­му про­ек­ту.