Год, когда колледжи начнут воспринимать онлайн-образование серьезно

onlineedu
Обра­зо­ва­тель­ная систе­ма Аме­ри­ки явля­ет­ся ее гор­до­стью, но все осо­зна­ют тот факт, что сама обра­зо­ва­тель­ная систе­ма – в худ­шем ее про­яв­ле­нии – уси­ли­ва­ет суще­ству­ю­щее соци­аль­ное рас­сло­е­ние. Но буду­щее обра­зо­ва­ния может выгля­деть ина­че – онлайн-обра­зо­ва­ние ста­но­вит­ся новой обра­зо­ва­тель­ной моде­лью. Об этом раз­мыш­ля­ет Росс Кун­нин­г­хем на пор­та­ле Policymic.

Раз­ви­тие Интер­нет-тех­но­ло­гий при­ве­ло к изме­не­нию наших под­хо­дов к про­цес­су обра­зо­ва­ния – мы нача­ли учить­ся по-дру­го­му. Важ­ную роль в этом сыг­ра­ло появ­ле­ние плат­форм, предо­став­ля­ю­щих обра­зо­ва­тель­ные онлайн-кур­сы. Так, на Coursera мож­но най­ти кур­сы самых извест­ных уни­вер­си­те­тов, а плат­фор­ма Udacity содер­жит мно­же­ство кур­сов для про­грам­ми­стов и инже­не­ров. На кур­сы запи­сы­ва­ют­ся десят­ки тысяч слу­ша­те­лей, но у онлайн-обра­зо­ва­ния суще­ству­ет боль­шой потен­ци­ал и в сте­нах «тра­ди­цин­ных» учеб­ных заве­де­ний. В насто­я­щее вре­мя почти все уни­вер­си­те­ты – от обыч­ных кол­ле­джей до уни­вер­си­те­тов из Лиги плю­ща – обсуж­да­ют, чем для них может стать онлайн-обра­зо­ва­ние.

«Это самое боль­ше изме­не­ние в обра­зо­ва­нии со вре­мен изоб­ре­те­ния печа­ти», – Анант Агарвал (Anant Agarwal), пре­зи­дент edX.

Идея

На про­тя­же­нии всей исто­рии у аме­ри­кан­ской школь­ной ком­на­ты было мало кон­ку­рен­тов. С появ­ле­ни­ем почты ста­ло попу­ляр­но «обра­зо­ва­ние по пере­пис­ке», но доволь­но быст­ро инте­рес к нему про­шел. Такие ком­па­нии, как University of Phoenix или The DeVry Institute, пред­ла­гав­шие уда­лен­ное обра­зо­ва­ние, тоже не смог­ли стать зна­чи­мой аль­тер­на­ти­вой тра­ди­ци­он­но­му обра­зо­ва­нию.

Онлайн-обра­зо­ва­ние в пол­ной мере ста­ло воз­мож­но толь­ко с раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий, поз­во­ля­ю­щих учи­те­лям, сту­ден­там и пер­со­на­лу вза­и­мо­дей­ство­вать при помо­щи Интер­не­та. Идея, лежа­щая в осно­ве онлайн-обра­зо­ва­ния, заклю­ча­ет­ся в том, что лек­ции – это неэф­фек­тив­ный спо­соб исполь­зо­ва­ния опы­та пре­по­да­ва­те­ля и что сту­ден­ты луч­ше усва­и­ва­ют мате­ри­ал, когда у них есть воз­мож­ность учить­ся в их соб­ствен­ном тем­пе. Таким обра­зом, лек­ции заме­ня­ют­ся видео­за­пи­ся­ми, кото­рые сту­ден­ты могут пере­смат­ри­вать, пока они пол­но­стью не пой­мут мате­ри­ал. Вре­мя, «про­во­ди­мое» в клас­се, отво­дит­ся для онлайн-дис­кус­сий и груп­по­вой рабо­ты.

Это изме­не­ние в систе­ме цен­но­стей фор­ми­ру­ет новую обра­зо­ва­тель­ную модель: обра­зо­ва­ние ста­но­вит­ся адап­тив­ным, и такие тра­ди­ци­он­ные состав­ля­ю­щие обра­зо­ва­ния, как поступ­ле­ние, оцен­ки и т.д., теря­ют свое зна­че­ние для обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са. Кро­ме того, онлайн-класс явля­ет­ся источ­ни­ком раз­лич­ных дан­ных (напри­мер, как дол­го сту­дент был в клас­се и какие обра­зо­ва­тель­ные стра­те­гии более эффек­тив­ные), что поз­во­ля­ет выстра­и­вать обра­зо­ва­тель­ный про­цесс в соот­вет­ствии с эти­ми дан­ны­ми, а не тра­ди­ци­я­ми и обще­при­ня­ты­ми зна­ни­я­ми.

Непрерывный образовательный процесс

Онлайн-инстру­мен­ты, собран­ные в Learning Management Systems, поз­во­лят обра­зо­ва­нию быть непре­рыв­ным, про­дол­жа­ю­щим­ся про­цес­сом. Обу­че­ние не будет жест­ко при­вя­за­но к суще­ству­ю­щей схе­ме четы­рех и двух лет для бака­лав­ров и маги­стров соот­вет­ствен­но. Так­же у выпуск­ни­ков будет воз­мож­ность сохра­не­ния свя­зи с уни­вер­си­те­том – они смо­гут брать допол­ни­тель­ные кур­сы даже после сво­е­го выпус­ка.

Стоимость

Одна из самых насущ­ных про­блем обра­зо­ва­ния – это его сто­и­мость. Год обра­зо­ва­ния в топо­вом аме­ри­кан­ском уни­вер­си­те­те сто­ит 60 000 дол­ла­ров. Это на 10 000 дол­ла­ров боль­ше, чем сред­не­ста­ти­сти­че­ская семья в США зара­ба­ты­ва­ет за год. Цены на обу­че­ние в пуб­лич­ных уни­вер­си­те­тах стре­ми­тель­но рас­тут, и общий сту­ден­че­ский долг в США пре­вы­ша­ет один трил­ли­он дол­ла­ров. Мил­ли­о­ны моло­дых людей не могут поз­во­лить себе полу­чить обра­зо­ва­ние – воз­ни­ка­ет нехват­ка хоро­ших спе­ци­а­ли­стов. Макр Цукер­берг заявил, что сре­ди людей, пода­ю­щих заяв­ле­ния на рабо­ту в Facebook, недо­ста­точ­но ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стов.

Аме­ри­кан­ские тех­ни­че­ские ком­па­нии созда­ют высо­ко­опла­чи­ва­е­мые рабо­чие места быст­рее, чем аме­ри­кан­ская обра­зо­ва­тель­ная систе­ма может запол­нить их. Един­ствен­ное реше­ние в дан­ной ситу­а­ции – сде­лать обра­зо­ва­ние более эффек­тив­ным и доступ­ным. Исполь­зо­ва­ние онлайн-инстру­мен­тов может зна­чи­тель­но сни­зить сто­и­мость обра­зо­ва­ния и повы­сить эффек­тив­ность име­ю­щих­ся ресур­сов.

Для уни­вер­си­те­тов одним из спо­со­бов моне­ти­за­ции онлайн-обра­зо­ва­ния будет freemium-модель – воз­мож­ность поль­зо­вать­ся услу­гой бес­плат­но, в то вре­мя как рас­ши­рен­ные функ­ции доступ­ны за день­ги. Напри­мер, Coursera и Udacity, в насто­я­щее вре­мя, пере­шли на такую модель.

Сотрудничество

Для того, что­бы онлайн-обра­зо­ва­ние было эффек­тив­но, уни­вер­си­те­ты долж­ны выстра­и­вать парт­нер­ские отно­ше­ния и обме­ни­вать­ся дан­ны­ми. Было бы слиш­ком нера­ци­о­наль­но каж­до­му уни­вер­си­те­ту раз­ра­ба­ты­вать свою систе­му кур­сов, если есть воз­мож­ность вза­и­мо­дей­ствия с дру­ги­ми уни­вер­си­те­та­ми и обра­зо­ва­тель­ны­ми плат­фор­ма­ми.

При­ме­ры подоб­но­го сотруд­ни­че­ства уже мож­но наблю­дать: в про­шлом году Coursera под­пи­са­ла согла­ше­ние с Antioch University в Огайо, соглас­но кото­ро­му Antioch лицен­зи­ру­ет и пред­ла­га­ет сво­им сту­ден­там два кур­са, как часть их бака­лавр­ской обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы. San Jose State University недав­но объ­явил о еще более амби­ци­оз­ном согла­ше­нии с Udacity, в кото­ром онлайн-кур­сы будут спе­ци­аль­но созда­ны для сту­ден­тов уни­вер­си­те­та.

Разногласия

У онлайн-обра­зо­ва­ния, несмот­ря на все его оче­вид­ные досто­ин­ства, есть мно­го про­тив­ни­ков. Так, одним из вопро­сов, вызы­ва­ю­щих рас­хож­де­ние во взгля­дах, явля­ет­ся ста­тус про­фес­со­ра, кото­ро­му онлайн-обра­зо­ва­ние угро­жа­ет. Напри­мер, про­фес­сор Марк Эдмунд­сон (Mark Edmundson) счи­та­ет, что «живые» отно­ше­ния сту­дент-про­фес­сор свя­щен­ны и не могут быть заме­не­ны видео­за­пи­сью на YouTube.

Без­услов­но, отно­ше­ния меж­ду сту­ден­та­ми и про­фес­со­ром очень цен­ны, и лек­ция когда-то была луч­шим спо­со­бом дать обра­зо­ва­ние, но сей­час появи­лись более удоб­ные и эффек­тив­ные спо­со­бы сде­лать это. Кро­ме того, перед уни­вер­си­те­та­ми не сто­ит выбор: про­фес­сор или Интер­нет. Ско­рее, это сме­ше­ние ста­рой и новой фор­мы. Но пре­по­да­ва­те­ли, как более кон­сер­ва­тив­ная груп­па, не могут или не хотят адап­ти­ро­вать­ся к ново­му миру, и склон­ны встав­лять пал­ки в коле­са про­грес­са. Что­бы сде­лать про­цесс инно­ва­ций про­ще, про­ис­хо­дя­щее долж­но быть мак­си­маль­но про­зрач­ным, а уни­вер­си­те­ты долж­ны пред­ла­гать про­фес­со­рам воз­мож­но­сти экс­пе­ри­мен­тов с новы­ми онлайн-инстру­мен­та­ми в их педа­го­ги­че­ской прак­ти­ке.

Заключение

За послед­ние два года Coursera, Udacity, edX, the Khan Academy и мно­гие дру­гие обра­зо­ва­тель­ные плат­фор­мы дали учи­те­лям и сту­ден­там – от школь­ни­ков до аспи­ран­тов – воз­мож­ность попро­бо­вать онлайн-обра­зо­ва­ние. Но 2013 будет годом, когда уни­вер­си­те­ты нач­нут вос­при­ни­мать онлайн-обра­зо­ва­ние, как состав­ную часть обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы сво­их сту­ден­тов.

Гиб­кость и адап­тив­ность – это един­ствен­ная стра­те­гия сохра­не­ние обра­зо­ва­тель­ных инсти­ту­тов. Сей­час самое под­хо­дя­щее вре­мя для того, что­бы пере­смот­реть то, чем же для нас явля­ет­ся обра­зо­ва­ние и в каких фор­мах оно может суще­ство­вать в буду­щем.