Как рассказывать истории с помощью данных

data
В сво­ем выступ­ле­нии на кон­фе­рен­ции Tapestry Джо­на­тан Корум (Jonathan Corum), редак­тор науч­ной гра­фи­ки в The New York Times и осно­ва­тель сту­дии инфор­ма­ци­он­но­го дизай­на 13pt, поде­лил­ся сове­та­ми о том, как рас­ска­зы­вать исто­рии с помо­щью дан­ных.

Аудитория

Гра­фи­ка долж­на помо­гать понять вашу исто­рию. Поэто­му, когда вы гото­ви­те гра­фи­ку, сле­ду­ет поду­мать о том, кто ваша ауди­то­рия.

Шон Кар­тер, кото­рый дела­ет мно­го интер­ак­тив­ной гра­фи­ки для The New York Times ино­гда гово­рит о дизайне одно­вре­мен­но для Бар­та и Лизы Симп­сон. Там, где Бар­ту инте­рес­но лишь бег­ло взгля­нуть на гра­фи­ку и ее общую суть, Лизе будет важ­но про­ве­сти с гра­фи­кой мно­го вре­ме­ни, пол­но­стью изу­чить и понять ее. Т.е. гра­фи­ка долж­на под­хо­дить как для пер­во­го, так и для вто­ро­го слу­чая.

Это может быть удоб­ным, осо­бен­но для интер­ак­тив­но­го дизай­на, но сам Корум в сво­их про­ек­тах пред­по­чи­та­ет думать о трех людях. Кар­тин­ка раз­мы­та, посколь­ку дета­ли не важ­ны – важ­на общая идея. Пред­став­ляя свою ауди­то­рию, Джо­на­тан дума­ет о:

Storytelling with Data
Storytelling with Data
  • Cту­ден­те, кото­ро­му дали зада­ние, свя­зан­ное с гра­фи­кой Джо­на­та­на.
  • Чело­ве­ке, кото­рый чита­ет жур­нал по доро­ге на рабо­ту – у него не очень мно­го вре­ме­ни и он лег­ко может отвлечь­ся на что-то дру­гое. Если гра­фи­ка не при­вле­чет его вни­ма­ние, он про­сто пере­вер­нет стра­ни­цу.
  • Чело­ве­ке, похо­жем на его бабуш­ку, кото­рая была худож­ни­цей, вышед­шей замуж за хими­ка. Она люби­ла гра­фи­ку Джо­на­та­на и смот­ре­ла на нее с точ­ки зре­ния искус­ства.

Дизайн для других

Поче­му вооб­ще нужен весь этот про­цесс пред­став­ле­ния ауди­то­рии?

Пото­му что, если это­го не делать, есть опас­ность созда­ния гра­фи­ки, понят­ной толь­ко авто­ру. Пред­став­ле­ние раз­ных людей, раз­но­го воз­рас­та и раз­но­го пола, дает более широ­кий спектр потен­ци­аль­ных чита­те­лей, и основ­ной вызов – это сде­лать так, что­бы ваша гра­фи­ка рас­ска­зы­ва­ла исто­рию каж­до­му из них.

Есть несколь­ко лову­шек, в кото­рые вы може­те уго­дить, рас­ска­зы­вая исто­рии при помо­щи дан­ных.

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Во-пер­вых, есть риск слиш­ком все упро­стить, что­бы это было понят­но вашей ауди­то­рии. Или, наобо­рот, сде­лать все слиш­ком слож­ным, что­бы всех пора­зить. Джо­на­тан ста­ра­ет­ся не забы­вать о сво­ей ауди­то­рии и нахо­дить­ся где-то посе­ре­дине этих край­но­стей.

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Вы не долж­ны забы­вать, что основ­ная цель – это объ­яс­нить дан­ные, а не сде­лать кра­си­вую кар­тин­ку. Ино­гда нам очень нра­вит­ся какой-то дизайн про­сто пото­му, что он выгля­дит очень здо­ро­во, но, в то же вре­мя, это может быть не луч­ший спо­соб объ­яс­нить дан­ные. Джо­на­тан при­дер­жи­ва­ет­ся левой сто­ро­ны шка­лы. 

Storytelling with Data
Storytelling with Data

И вам так­же нуж­но решить, чем явля­ет­ся ваш дизайн: рас­ска­зом исто­рии, может быть, не очень интер­ак­тив­ным, или вы хоти­те лишь ука­зать чита­те­лям направ­ле­ние и поз­во­лить им при­ду­мы­вать исто­рию сами­ми.

Не будьте вашей собственной аудиторией

Не будь­те вашей соб­ствен­ной ауди­то­ри­ей – вы уже зна­е­те исто­рию. Боль­шин­ству же ваших чита­те­лей нужен «пере­вод­чик», что­бы понять исто­рию. Джо­на­тан рас­смат­ри­ва­ет свою рабо­ту как подоб­но­го рода пере­вод.

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Рабо­тая с науч­ны­ми ста­тья­ми, Джо­на­тан выби­ра­ет одну идею и визу­а­ли­зи­ру­ет ее. Но идею нель­зя пред­ста­вить про­сто в виде фак­та – необ­хо­дим набор дока­за­тельств, под­дер­жи­ва­ю­щих идею и даю­щих чита­те­лям чув­ство, что они име­ют дело с чем-то науч­ным. Поэто­му, по-пер­вых, необ­хо­ди­мо понять идею (ина­че ее невоз­мож­но будет объ­яс­нить дру­гим), во-вто­рых, пере­ве­сти ее для ауди­то­рии и най­ти спо­соб гра­фи­че­ско­го отоб­ра­же­ния, кото­рый объ­яс­нял бы идею.

Storytelling with Data
Storytelling with Data

«Кине­ма­ти­ка погру­же­ний и корм­ле­ние китов» – назва­ние типич­ной науч­ной ста­тьи, с кото­рой Джо­на­тан может столк­нуть­ся в рабо­те. Сло­во «кине­ма­ти­ка» сра­зу гово­рит ему, что эта ста­тья – не для его ауди­то­рии.

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Хотя цен­траль­ная идея доволь­но про­стая – уче­ные закреп­ля­ют спе­ци­аль­ные при­бо­ры на китах и отсле­жи­ва­ют их пока­за­ния, в то вре­мя как киты погру­жа­ют­ся для корм­ле­ния. 

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Но полу­чен­ные в резуль­та­те гра­фи­ки едва мож­но понять.

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Поэто­му Джо­на­тан про­дол­жал про­смат­ри­вать ста­тью, и, нако­нец, нашел этот гра­фик. Гра­фик пока­зы­ва­ет глу­би­ну погру­же­ния китов – кит дышит на поверх­но­сти, погру­жа­ет­ся на 250 мет­ров, дела­ет несколь­ко более глу­бо­ких погру­же­ний, а затем выплы­ва­ет на поверх­ность. Это было уже что-то реаль­ное.

Но, посколь­ку уче­ных инте­ре­со­ва­ло толь­ко то, что про­ис­хо­дит на поверх­но­сти и на глу­бине, они выре­за­ли сере­ди­ну гра­фи­ка.

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Так что пер­вое, что сде­лал Джо­на­тан, – свя­зал­ся с иссле­до­ва­те­ля­ми и полу­чил недо­ста­ю­щие дан­ные.

Гра­фик стал выгля­деть сле­ду­ю­щим обра­зом. Вокруг него уже мож­но было выста­и­вать осталь­ную гра­фи­ку, но все еще необ­хо­ди­мо было объ­яс­нить всплы­тия и погру­же­ния китов на глу­бине.

Storytelling with Data
Storytelling with Data

На самом деле, эта часть гра­фи­ка отоб­ра­жа­ла изме­не­ние ско­ро­сти кита: кит уско­ря­ет­ся, оста­нав­ли­ва­ет­ся, затем сно­ва уско­ря­ет­ся и оста­нав­ли­ва­ет­ся.

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Во вто­рой ста­тье Джо­на­тан нашел этот гра­фик. Рисун­ки китов были кра­си­вы­ми и пока­зы­ва­ли, что про­ис­хо­дит: кит уско­ря­ет­ся, откры­ва­ет рот, загла­ты­ва­ет воду с планк­то­ном и замед­ля­ет­ся. Но на гра­фи­ке, поми­мо ско­ро­сти, пока­за­ны еще несколь­ко пере­мен­ных.

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Если взять толь­ко одну пере­мен­ную – ско­рость, – то гра­фик выгля­дит сле­ду­ю­щим обра­зом. Теперь есть тайм­лайн, рисун­ки и ско­рость китов. 

Storytelling with Data
Storytelling with Data

И это­го доста­точ­но, что­бы делать гра­фи­ку для жур­на­ла. К гра­фи­ку был добав­лен текст и анно­та­ции, объ­яс­ня­ю­щие раз­ные аспек­ты гра­фи­ка, и это то, как выгля­дит финаль­ный гра­фик.

Уважайте читателя

Ува­жай­те чита­те­лей – помо­гай­те им понять вашу исто­рию.

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Напри­мер, есть толь­ко один спо­соб чте­ния дан­ной гра­фи­ки про дви­же­ние лед­ни­ков в Грен­лан­дии, но, тем не менее, мож­но поме­стить неболь­шой пояс­ни­тель­ный текст и в пра­вый верх­ний угол, что­бы тому, кто уви­дит сна­ча­ла пра­вую часть, была понят­ная общая идея гра­фи­ки. 

Используйте разные масштабы

Как пра­ви­ло, при рабо­те с гра­фи­кой, сле­ду­ет поду­мать об исполь­зо­ва­нии раз­ных мас­шта­бов.

Storytelling with Data
Storytelling with Data

В дан­ном при­ме­ре бри­тан­ский спортс­мен выиг­рал золо­тую медаль в прыж­ках в дли­ну. В видео, сде­лан­ном по это­му слу­чаю, пока­зы­ва­ют­ся раз­ные мас­шта­бы, что дает нагляд­ное пред­став­ле­ние о рас­сто­я­нии в 25 футов. 

Добавляйте имеющие смысл аннотации

В видео из преды­ду­ще­го при­ме­ра был дик­тор, рас­ска­зы­ва­ю­щий о том, что про­ис­хо­дит. В печат­ной гра­фи­ке подоб­но­го эффек­та мож­но достичь, исполь­зуя анно­та­ции.

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Бабуш­ка Джо­на­та­на, худож­ни­ца, кото­рая была заму­жем за хими­ком, люби­ла рас­ска­зы­вать, что когда они ходи­ли в музеи, она смот­ре­ла на на про­из­ве­де­ния, а ее муж читал их опи­са­ния.

Это то, с чем часто мож­но столк­нуть­ся в музе­ях: про­из­ве­де­ние искус­ства нахо­дит­ся где-то в одном месте, а опи­са­ние – где-то в дру­гом. Джо­на­тан ста­ра­ет­ся избе­гать тако­го в сво­ей рабо­те и объ­еди­нять гра­фи­ку и ее опи­са­ние.

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Дан­ное изоб­ра­же­ние из ста­тьи «Био­ме­ха­ни­ка прыж­ка бло­хи». Фото­гра­фии поче­му-то рас­по­ло­же­ны в очень стран­ном поряд­ке. И, несмот­ря на диа­грам­му, пока­зы­ва­ю­щую поло­же­ние раз­ных частей ноги бло­хи во вре­мя дви­же­ния, здесь та же про­бле­ма: при­сут­ству­ют лишь две анно­та­ции. Одна – «пры­жок», а вто­рая – «пер­вое дви­же­ние зад­ней ноги».

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Джо­на­тан раз­ме­стил изоб­ра­же­ния так, что­бы их мож­но было про­чи­тать сле­ва напра­во, и доба­вил диа­грам­мы с анно­та­ци­я­ми, объ­яс­ня­ю­щи­ми, что про­ис­хо­дит во вре­мя каж­до­го дви­же­ния.

Показывайте изменения

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Один из про­стых спо­со­бов рас­ска­зать исто­рию – пока­зать изме­не­ния, будь это дви­же­ние бло­хи или дви­же­ние кос­ми­че­ско­го кораб­ля вокруг Сатур­на, даю­щее чита­те­лям пред­став­ле­ние о слож­но­сти орби­таль­но­го пла­ни­ро­ва­ния.

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Это может быть диа­грам­ма, объ­яс­ня­ю­щая раз­лич­ные пат­тер­ны сбор­ки куби­ка Руби­ка.

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Или гра­фик, пока­зы­ва­ю­щий изме­не­ния в потреб­ле­нии мяса за послед­ние сто лет.

Делайте взаимодействие с графикой менее утомительным

Ува­жать чита­те­лей – это давать им воз­мож­ность вза­и­мо­дей­ство­вать глав­ным обра­зом с дан­ны­ми, а не с интер­фей­сом.

Strorytelling with Data
Strorytelling with Data

Каж­дый год Times пуб­ли­ку­ет «Год в фото­гра­фи­ях». В 2010 было 97 фото­гра­фий, но что­бы посмот­реть их, чита­те­лю нуж­но было клик­нуть мыш­кой 97 раз. В после­ду­ю­щие годы это было исправ­ле­но, и мож­но было лег­ко пере­ме­щать­ся меж­ду все­ми фото­гра­фи­я­ми.

Визуализация ≠ объяснение

Необ­хо­ди­мо пом­нить о том, что визу­а­ли­за­ция не все­гда явля­ет­ся объ­яс­не­ни­ем. Визу­а­ли­за­ция – это очень важ­ная часть в пони­ма­нии дан­ных, но сама по себе она не все­гда может объ­яс­нить дан­ные.

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Дан­ная кар­та, опуб­ли­ко­ван­ная в про­шлом году в Journal News, пока­зы­ва­ет раз­ре­ше­ние на ору­жие в Нью-Йор­ке. Отдель­ный вопрос, долж­ны ли они были пуб­ли­ко­вать такие дан­ные или нет, но про­бле­ма заклю­чет­ся в том, что кар­та пока­зы­ва­ет пат­терн, но никак не объ­яс­ня­ет его.

Кажет­ся, что раз­ре­ше­ний на ору­жие боль­ше на юге, но это резуль­тат плот­но­сти насе­ле­ния или чего-либо еще?

Объясняйте паттерны

Таким обра­зом, необ­хо­ди­мо не толь­ко пока­зы­вать пат­тер­ны, но и объ­яс­нять их.

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Хоро­шим при­ме­ром подоб­ной гра­фи­ки может быть интер­ак­тив­ная кар­та убийств в Нью-Йор­ке за послед­ние несколь­ко лет.

Применяйте здравый смысл

Storytelling with Data
Storytelling with Data

Суще­ству­ет мно­же­ство вещей, кото­рые мож­но делать с дан­ны­ми, и очень лег­ко пере­ста­рать­ся. Будь­те бди­тель­ны и при­ме­няй­те здра­вый смысл вез­де, где мож­но.

Ссылки на упомянутые в переводе графики