НКО и онлайн-среда. Цикл статей «Интернет для некоммерческих организаций»

book
Пред­став­ля­ем вам крат­кое резю­ме пер­вой части обзо­ра «Интер­нет для НКО: теку­щая дея­тель­ность и воз­мож­но­сти для буду­ще­го».

В обзо­ре «Charities’ use of the internet: current activities and future opportunities» рас­смат­ри­ва­ет­ся то, как НКО могут исполь­зо­вать Интер­нет и новые тех­но­ло­гии для дости­же­ния сво­их целей.

Обзор осно­ван на резуль­та­тах иссле­до­ва­ния, про­ве­ден­но­го док­то­ром Эле­а­нор Берт (Dr Eleanor Burt) и про­фес­со­ром Джо­ном Тай­ло­ром (Professor John Taylor) и постро­ен­но­го на ана­ли­зе лите­ра­ту­ры и интер­вью с экс­пер­та­ми.

В иссле­до­ва­нии затра­ги­ва­ют­ся 4 основ­ных вопро­са:

  • Как НКО исполь­зу­ют Интер­нет-тех­но­ло­гии для под­дер­жа­ния сво­ей дея­тель­но­сти?
  • Какие орга­ни­за­ци­он­ные воз­мож­но­сти Интер­нет-тех­но­ло­гии откры­ва­ют для НКО?
  • С каки­ми слож­но­стя­ми и про­бле­ма­ми стал­ки­ва­ют­ся НКО при исполь­зо­ва­нии Интер­не­та?
  • Как мож­но опти­ми­зи­ро­вать исполь­зо­ва­ние Интер­нет-тех­но­ло­гий для НКО?

Глава 1: НКО и онлайн-среда

В пер­вой части обзо­ра рас­смат­ри­ва­ет­ся кон­текст, в кото­ром НКО исполь­зу­ют Интер­нет, а так­же слож­но­сти, с кото­ры­ми стал­ки­ва­ют­ся НКО при исполь­зо­ва­нии новых тех­но­ло­гий.

С 1980 до 2005 мы наблю­да­ли «циф­ро­вую рево­лю­цию»: появ­ле­ние и раз­ви­тие Интер­не­та и мобиль­ных ком­му­ни­ка­ций. С 2005 про­си­хо­дит сме­на пара­диг­мы – начи­на­ют появ­лять­ся соци­аль­ные сети и ком­му­ни­ка­ция при­об­ре­та­ет дву­сто­рон­ний харак­тер. Это при­во­дит к появ­ле­нию у пра­ви­тель­ства и раз­лич­ных орга­ни­за­ций новых спо­со­бов вза­и­мо­дей­ствия с ауди­то­ри­ей, что дела­ет осо­бен­но важ­ным уме­ние пра­виль­но исполь­зо­вать Интер­нет-тех­но­ло­гии.

Мы видим появ­ле­ние ново­го типа вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду НКО и ауди­то­ри­ей – вза­и­мо­от­но­ше­ний под­держ­ки, осно­ван­ных на пред­став­ле­нии о новом типе ауд­то­рии, стре­мя­щей­ся не к потреб­ле­нию, а к вза­и­мо­дей­ствию с орга­ни­за­ци­ей, дея­тель­ность кото­рой для нее важ­на.

У тех орга­ни­за­ций, кото­рые могут эффек­тив­но исполь­зо­вать новые тех­но­ло­гии, появ­лют­ся новые воз­мож­но­сти исполь­зо­ва­ния и дефи­цит­ных волон­тер­ских ресур­сов. Так, напри­мер, орга­ни­за­ция Samaritans, ока­зы­ва­ю­щая пси­хо­ло­ги­че­скую помощь в труд­ных ситу­а­ци­ях, рекон­фи­гу­ри­ро­ва­ла свою теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ную инфра­струк­ту­ру, создав таким обра­зом новые орга­ни­за­ци­он­ные фор­мы для волон­тер­ства.

Фрагмент интерфейса сайта Samaritans
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Samaritans

Люди, под­дер­жи­ва­ю­щие RSPB, орган­зи­а­цию зани­ма­ю­щу­ю­ся защи­той окру­жа­ю­щей сре­ды, могут поку­пать това­ры на сай­те орга­ни­за­ции – теперь им не нуж­но ездить для это­го в мага­зин.

Работ­ник Citizens Advice, зани­ма­ю­щий­ся кон­суль­ти­ро­ва­ни­ем граж­дан, может полу­чать реле­ван­трую инфор­ма­цию из Интер­не­та непо­сред­ствен­но в про­цес­се кон­суль­ти­ро­ва­ния и давать на этом осно­ва­нии соот­вет­ству­ю­щие реко­мен­да­ции.

Таким обра­зом, орга­ни­за­ции, осо­зна­ю­щие необ­хо­ди­мость исполь­зо­ва­ния Интер­не­та и созда­ния посред­ством него более креп­кие отно­ше­ния со сво­ей ауди­то­ри­ей – доно­ра­ми и волон­те­ра­ми, – смо­гут созда­вать новые цен­но­сти, помо­га­ю­щие им в их мис­сии.

Но, вме­сте с оче­вид­ны­ми пре­иму­ще­ства­ми исполь­зо­ва­ния Интер­не­та, суще­ству­ют и такие про­бле­мы, как защи­та част­ной инфор­ма­ции и без­опас­ность.

Напри­мер, может ли неком­мер­че­ская орга­ни­за­ция Х гаран­ти­ро­вать деся­ти­лет­ней Мэри из Шот­лан­дии, кото­рая ищет дру­га в чате для детей-инва­ли­дов, что девя­ти­лет­ний маль­чик Истер из Зим­баб­ве на самом деле не 50-лет­ний Марк из Нью­кас­ла? Как мож­но убе­дить­ся, что кон­фе­ден­ци­аль­ная инфор­ма­ция надеж­но защи­ще­на?

И это не един­ствен­ные слож­но­сти, с кото­ры­ми стал­ки­ва­ют­ся НКО – к ним мож­но доба­вить так­же орган­зи­а­ци­он­ное управ­ле­ние и финан­со­вые рас­хо­ды.

Экспертный взгляд

В то вре­мя как мно­гие орга­ни­за­ции счи­та­ют, что они в доста­точ­ной сте­пе­ни исполь­зу­ют Интер­нет-тех­но­ло­гии, мне­ние экс­пер­тов тако­во, что боль­шин­ство орга­ни­за­ций исполь­зу­ет тех­но­ло­гии на очень базо­вом уровне.

Экс­пер­ты выде­ли­ли ряд пре­иму­ществ, кото­рые могут полу­чить НКО, вовле­чен­ные в исполь­зо­ва­ние Интер­не­та и тех­но­ло­гий:

  • Постро­е­ние более тес­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний с ауди­то­ри­ей.
  • «Пер­со­на­ли­за­ция» сер­ви­са.
  • Более эффек­тив­ное исполь­зо­ва­ние соци­аль­ных сетей.
  • Воз­мож­ность при­вле­че­ние волон­те­ров путем кра­уд­сор­син­га.

Сре­ди дру­гих пре­иму­ществ мож­но выде­лить сле­ду­ю­щие:

  • Новые воз­мож­но­сти созда­ние и вза­и­мо­дей­ствия про­грамм­но­го обес­пе­че­ния и раз­лич­ных при­бо­ров.
  • При­ме­не­ние про­грамм­но­го обес­пе­че­ния, даю­ще­го воз­мож­ность для сов­мест­ной рабо­ты.
  • Исполь­зо­ва­ние новые типов «умно­го пожерт­во­ва­ния», напри­мер, воз­мож­ность делать пожерт­во­ва­ния, рас­пла­чи­ва­ясь по сче­ту в ресто­ране.
  • Новые фор­мы управ­ле­ния дан­ны­ми.

В сле­ду­ю­щей части обзо­ра будут рас­смот­ре­ны слу­чаи из прак­ти­ки НКО, иллю­стри­ру­ю­щие выше­пе­ре­чис­лен­ные пунк­ты.