«GlobeIn» — живой атлас ремесел

«GlobeIn» — e-commerce стартап для ремесленников. Создатели проекта настаивают на том, что ни техническая безграмотность, ни наличие выхода в Интернет у мастеров со всего мира не должны становиться преградой для продаж изделий ручной работы. Более того, этот инструмент может стать…
Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

«GlobeIn» — e-commerce стартап для ремесленников. Создатели проекта настаивают на том, что ни техническая безграмотность, ни наличие выхода в Интернет у мастеров со всего мира не должны становиться преградой для продаж изделий ручной работы. Более того, этот инструмент может стать платформой для коммуникации и культурного обмена, развивать социальное предпринимательство и помогать бороться с бедностью.

В интервью Теплице социальных технологий основатели«GlobeIn» Владимир Ермаков и Анастасия Мирон рассказали, как им удалось создать сеть из менеджеров проекта, партнерских организаций и наладить эффективную коммуникацию между ремесленниками и пользователями Интернета.

Беседовал Евгений Воропай. Апрель 2013

Е.В.: «GlobeIn» создан при поддержке венчурных инвесторов США. Тем не менее, в Сети существуют похожие площадки. Почему инвесторам продолжает быть интересен такой микс из e-commerce и социального предпринимательства?

В.Е.: Большинство существующих площадок англоязычные и работают, в основном, на европейском и американском рынках. Это позволяет охватить только 14% от всего сегмента, прибыль от которого в прошлом году составила 890 млн.долларов.

Реальность такова, что 86 % населения мира живут за пределами Европы США. И можно только представить, насколько перспективной будет ниша изделий ручной работы, если расширить границы таких площадок. Проекты, как «GlobeIn», – это возможность для  мастеров со всего мира получить доступ к глобальной экономике, а для покупателей – приобрести изделия из ранее недоступных регионов.

Е.В.: Перед запуском проекта Анастасия посвятила 10 месяцев налаживанию контактов с ремесленниками, изучению их образа жизни,  товаров. Какова была цель поездки, что это дало «GlobeIn»?

А.М.: Вся эта история с путешествиями началась в декабре 2011 года и продолжалась вплоть до запуска проекта в феврале 2013. Я колесила по миру около 14 месяцев.

На самом деле, это отличный опыт. До всех моих поездок «GlobeIn» был идеей и существовал только в теории. Мы коллективно приняли решение, что нужно что-то делать. Так я отправилась в Мексику. Нам нужен был прототип проекта, возможность протестировать его в реальных условиях. В общем-то, методом проб и ошибок я начала искать мастеров, общаться с ними, расспрашивать о том, как и чем они живут.

Только во время поездки мне удалось понять культуру и быт этих людей, что им действительно нужно. Цель GlobeIn –  в первую очередь, помочь мастерам. Невозможно сделать это эффективно не окунувшись в среду, в которой они живут.

Я фотографировала эти изделия, создавала к ним  описание, видео, выкладывала их в Сеть.

Е.В.: Аудитория «GlobeIn» и тех площадок, на которых вы размещали товары ремесленников во время своих поездок, сейчас совпадают?

А.М.: Нет, наши аудитории отличаются. Разумеется, это не радикальные отличия. Совершая покупку на «GlobeIn», пользователь не просто получает желаемый товар, он позволяет мастеру развивать свое дело. Клиенты «GlobeIn» знакомятся с мастерами лично, обговаривают особенности желаемых предметов. Часто с товарами заказчики получат сопроводительные письма от самих ремесленников с приятными словами внутри.

Фрагмент страницы Facebook
Фрагмент страницы Facebook

Пользователи, которые выбирают «GlobeIn», отличаются тем, как они тратят свои деньги и на что. Человек получает не только продукт, а целую историю. Это соответствует нашему основному посылу – «Shop with meaning» (покупки со смыслом). Наша команда называет «GlobeIn» живым атласом ремесел.

Е.В.: Труд ремесленников – это не массовое производство. Люди существуют в привычной для себя действительности. «GlobeIn» предлагает им новую экономическую среду со специфической бинес-моделью. Насколько комфортен этот переход в новый режим работы для самих пользователей?

А.М.: Мы находим для «GlobeIn» менеджеров в этих странах, которые помогают мастерам осваивать новые технологии. Эти люди следят за тем, чтобы покупатели получали свои товары, а ремесленники – деньги. Часто общение продавец-покупатель происходит именно через наших менеджеров.

В.Е.: Для самих мастеров мало что меняется. Благодаря менеджерам «GlobeIn», пользователю не обязательно обладать какими-то техническими навыками. Для ремесленников модель работы остается прежней: они что-то производят, продают, получают деньги.

Е.В.: Большинства ремесленников на сайте – представители стран с развивающейся экономикой. Почему среди «продавцов» практически отсутствуют жители стабильных, развитых регионов?

В.Е.: Такой фокус – это часть нашей социальной миссии. Пользователей «GlobeIn» можно условно разделить на две группы – это люди, которые регистрируются сами, и те, кому необходимо рассказать о возможностях платформы и помочь с регистрацией. Первая категория – это преимущественно представители стран с развитой экономикой. Они работают с электронными платежными системами и для них «GlobeIn» — это еще одна площадка, на которой можно продавать результаты своего труда. Мы открыты для этой аудитории и рады им.

Но все наши усилия и усилия наших менеджеров направлены именно на вторую группу. Это люди, которые не имеют постоянного доступа к глобальной экономике, а значит, нет возможности продавать свои товары на других рынках. Здесь речь идет даже не о продажах, а о банальном присутствии в Сети.

Е.В.: Редко, когда ремесленники идут продавать свои работы в Интернет. Многие краудфандинговые и e-commerce площадки вынуждены искать их самостоятельно. Создается впечатление, что «люди творческие» – очень пассивная аудитория. Почему так?

В.Е.: Я бы не назвал их пассивными. Ремесленники в своем большинстве очень активны. Может быть, эта активность не всегда видна рядовым пользователям, но она есть. Просто ее центр не всегда сосредоточен в Сети. Здесь и местные, профессиональные общины, организации. Среди мастеров очень много интересных, незаурядных людей, чье ремесло уникально и передается из поколения в поколение, позволяет создавать рабочие места. По многим позициям их самих можно назвать социальными предпринимателями. Вокруг своего дела мастера создают целые экосистемы и играют в них ключевую роль.

Их online-пассивность – это технический, а не личностный показатель. Да, их нет в Сети, но во многих регионах, с которыми работает «GlobeIn», есть проблемы даже с телефонной связью. Но возможность разместить свои товары на нашей площадке они реагирует позитивно.

Е.В.: Меня приятно удивили «продавцы» из Центральной Азии. Это люди 45+, которые живут не в самом технически развитом уголке планеты. Работа с «GlobeIn» открывает им ряд услуг, с которыми они прежде не сталкивались. Здесь и электронные деньги, и почтовые сервисы, и банковские переводы. Как быстро эта аудитория осваивает сопутствующие инструменты работы?

В.Е.: Знакомить мастеров с новыми инструментами работы – это часть миссии нашего проекта. Мы проводим мастер классы, объясняем принципы работы, функционал тех или других технологий. Это позволяет привнести не только какой-то образовательный элемент в работу «GlobeIn», но и наладить личные отношения со многими мастерами.

Самое приятное – большинство ремесленников проявляют большой интерес к новым технологиям. Есть те, у кого на это уходит больше времени, есть те, у кого меньше. Но все настроены очень оптимистично.

Задача нашей команды – это не всегда научить, иногда достаточно предоставить удобный способ коммуникации. Так может хватить и простого телефонного звонка, что бы согласовать заказ или обсудить какие-то детали.

Е.В.: Какой средний чек пользователей «GlobeIn», какая «продукция» наиболее популярна, и в каких частях света?

В.Е.: Пока у нас недостаточно данных, что бы можно было говорить о сумме среднего чека. Что касается наиболее востребованных товаров, то по Средней Азии, например, часто заказывают национальные музыкальные инструменты, подставки для книг. Очень популярны куклы из текстиля, иногда мы даже получаем на них оптовые заказы. Под Новый год у нас очень много покупали войлочных ослов.

Е.В.: Может ли «GlobeIn» стать постоянным источником дохода для ремесленников или это все-таки дополнительный инструмент к тому, что они делают в offline?

В.Е.: Такую возможность отбрасывать нельзя. Пока на «GlobeIn» нет ни одного мастера, который бы использовал нашу площадку как единственный или основной источник дохода. Но это также может быть связано с тем, что мы только запустились, и продолжаем привлекать в проект покупателей. Увеличив спрос на товары ремесленников, мы создадим выгодные для них условия. Факт того, продают они на рынках свои изделия или нет, нельзя считать мерилом эффективности проекта.

В практике есть примеры, когда Интернет-площадки стали альтернативой продажам в offline.

Е.В.: Проект приносит мастерам доход. «GlobeIn» как-то регулирует взаимоотношения между ремеслиниками и фискальными службами их стран?

В.Е.: Нет. «GlobeIn» — это платформа-посредник между покупателем и продавцом. Мы предоставляем технологию и тем и другим, но с налогами наши пользователи разбираются уже самостоятельно.

Е.В.: География проекта пока не очень широкая. Какие сложности связаны с вхождением в новые регионы?

В.Е.: Менеджеры «GlobeIn» работают в шести странах мира, также есть партнерские организации, которые представляют нас еще в двух. В принципе наиболее приемлемый путь для роста и развития проекта – это именно партнерские организации.

Е.В.: «GlobeIn» помогает продвигать ремесленникам свое дело и продукцию. Нет желания расширить формат «e-commerce» до краудфандинга и помочь людям находить инвестиции под собственные мануфактуры?

В.Е.: Такое желание есть, но думаю, что для «GlobeIn» лучше сконцентрироваться на работе с ремесленниками. Мы только можем помочь мастерам найти подходящие организации для микрокредитования. «GlobeIn» готов работать в этом направлении, но пока проект молодой и мы не готовы брать на себя международную банковскую ответственность.

У нас возникла другая идея, что благодаря нашей площадке, можно развивать новую форму туризма. Люди, которые заинтересованы в путешествиях, могут создавать маршруты по местам, где живут и работают мастера, и через их труд узнавать о культуре страны, в которую приехали.

«GlobeIn»: фрагмент интерфейса
«GlobeIn»: фрагмент интерфейса
«GlobeIn»: фрагмент интерфейса
«GlobeIn»: фрагмент интерфейса
3
«GlobeIn»: фрагмент интерфейса