Краудсорсинг для демократии: новая эра в принятии политических решений

crowdsourcing
Кра­уд­сор­синг все чаще при­ме­ня­ет­ся как новый метод вовле­че­ния граж­дан в поли­ти­че­ские про­цес­сы. О слу­ча­ях его исполь­зо­ва­ния и послед­стви­ях – кни­га «Кра­уд­сор­синг для демо­кра­тии: новая эра в при­ня­тии поли­ти­че­ских реше­ний» (Crowdsourcing for Democracy: A New Era in Policy Making). Мы рас­смот­ре­ли гла­вы, посвя­щен­ные сове­там по про­ве­де­нию кра­уд­сор­син­го­вых кам­па­ний

Автор кни­ги «Crowdsourcing for Democracy: A New Era in Policy Making» Таня Аита­мур­то (Tanja Aitamurto) рас­смат­ри­ва­ет при­ме­не­ние кра­уд­сор­син­га при выра­бот­ке поли­ти­че­ско­го кур­са. В кни­ге при­ве­де­ны при­ме­ры исполь­зо­ва­ния кра­уд­сор­син­га в поли­ти­ке в раз­ных стра­нах, на осно­ва­нии кото­рых ана­ли­ру­ет­ся роль каруд­сор­син­га в демо­кра­тии.

Пятая и шестая гла­вы кни­ги посвя­ще­ны фак­то­рам, спо­соб­ству­ю­щим успеш­но­сти кра­уд­сор­син­га, и слож­но­стям, с кото­рым стал­ки­ва­ют­ся кра­уд­сор­син­го­вые про­ек­ты. Пред­став­ля­ем обзор дан­ных в кни­ге сове­тов, кото­рые помо­гут вам орга­ни­зо­вать и про­ве­сти кра­уд­сор­син­го­вый про­ект.

Составляющие успешного краудсорсинга

В гла­ве 5 рас­смат­ри­ва­ют­ся фак­то­ры, от кото­рых зави­сит успеш­ность кра­уд­сор­син­га.

1. Определение конечной цели и шагов для ее достижения

Кра­уд­сор­син­го­вый про­ект дол­жен чет­ко декла­ри­ро­вать свою цель, спо­соб ее дости­же­ния и роль участ­ни­ков про­ек­та.

При опре­де­ле­нии цели про­ек­та вы долж­ны ори­ен­ти­ро­вать­ся на граж­дан – они ваши основ­ные поль­зо­ва­те­ли. Ори­ен­та­ция на граж­дан поз­во­лит вам сде­лать про­ект более дру­же­ствен­ным для них.

Так­же важ­но пони­мать, что вы хоти­те полу­чить в резуль­та­те: идеи, зна­ния или опыт. Цели кра­уд­сор­син­го­во­го про­ек­та опре­де­ля­ют его дли­тель­ность и шаги, необ­хо­ди­мые для их дости­же­ния.

2. Коммуникация

Кра­ду­сор­синг – это не тот про­цесс, кото­рый про­ис­хо­дит авто­ма­ти­че­ски, как толь­ко про­ект запу­стил­ся в Интер­не­те. Инфор­ма­цию о про­ек­те и о воз­мож­но­сти уча­стия в нем необ­хо­ди­мо рас­про­стра­нять через соци­аль­ные сети, бло­ги и дру­гие Интер­нет-плат­фор­мы.

Кра­уд­сор­синг не все­гда сра­зу при­вле­ка­ет боль­шое коли­че­ство участ­ни­ков, осо­бен­но при запус­ке про­ек­та и в малень­ких сооб­ще­ствах. Нуж­но быть тер­пе­ли­вы­ми, ино­гда про­цесс при­вле­че­ния людей к про­ек­ту зани­ма­ет какое-то вре­мя.

Вы може­те делать для участ­ни­ков рас­сыл­ку, что­бы дер­жать их в кур­се собы­тий – так более веро­ят­но, что они будут воз­вра­щать­ся к про­ек­ту.

3. Простой интрефейс

Тех­но­ло­ги­че­ское реше­ние для ваше­го кра­уд­сор­син­го­во­го про­ек­та долж­но быть мак­си­маль­но про­стым и понят­ным для всех поль­зо­ва­те­лей.

4. Управление краудсорсинговым проектом

Успеш­ный кра­уд­сор­син­го­вый про­ект тре­бу­ет при­сут­ствия орга­ни­за­то­ров в Интер­не­те: необ­хо­ди­мо уде­лять вни­ма­ние сооб­ще­ству, моде­ри­ро­вать дис­кус­сии, отве­чать на вопро­сы, уда­лять оскор­би­тель­ные ком­мен­та­рии и т.д.

5. Продолжительность проекта

Кра­уд­сор­син­го­вый про­ект, как пра­ви­ло, име­ет опре­де­лен­ную про­дол­жи­тель­ность. Если про про­ект извест­но, что участ­во­вать в нем мож­но толь­ко огра­ни­чен­ное вре­мя, это сти­му­ли­ру­ет людей ста­но­вить­ся участ­ни­ка­ми.

Кра­уд­сор­синг может быть корот­кой, зани­ма­ю­щей все­го несколь­ко недель, кам­па­ни­ей. С дру­гой сто­ро­ны, про­ект по сбо­ру под­пи­сей под пети­ци­ей может про­дол­жать­ся несколь­ко меся­цев, а кра­уд­сор­син­го­вая кар­та с про­бле­ма­ми на доро­гах может быть непре­кра­ща­ю­щим­ся про­ек­том. Если кра­уд­сор­син­го­вый про­ект про­дол­жа­ет­ся дол­гое вре­мя, необ­хо­ди­мо вре­мя от вре­ме­ни пуб­ли­ко­вать дан­ные и резуль­та­ты про­ек­та.

6. Мероприятия

Оффлайн-меро­при­я­тия под­дер­жи­ва­ют кра­уд­сор­син­го­вый про­ект. Меро­при­я­тия помо­га­ют рас­про­стра­нить инфор­ма­цию о кра­уд­сор­син­ге, а так­же явля­ют­ся хоро­шей воз­мож­но­стью встре­тить­ся участ­ни­кам и орга­ни­за­то­рам.

7. Анализ и мониторинг проекта

На про­тя­же­нии кра­уд­сор­син­го­во­го про­ек­та и после его окон­ча­ния необ­хо­ди­мо ана­ли­зи­ро­вать резуль­та­ты для того, что­бы мож­но было сде­лать выво­ды о том, как про­шел про­ект. Резуль­та­ты ана­ли­за сле­ду­ет так­же пуб­ли­ко­вать онлайн, что­бы все участ­ни­ки про­ек­та мог­ли с ними озна­ко­мить­ся.

8. Вовлеченность в проект

Ини­ци­а­тор про­ек­та дол­жен быть пол­но­стью вовле­чен в него – это одно из важ­ных усло­вий успеш­но­сти про­ек­та. Чем боль­ше вовле­чен­ность и чем серьез­нее наме­ре­ния, тем боль­ше веро­ят­ность най­ти реше­ние про­бле­мы, кото­рую затра­ги­ва­ет про­ект.

Сложности краудсорсинга

В гла­ве 6 рас­смат­ри­ва­ют­ся самые рас­про­стра­нен­ные про­бле­мы, с кото­ры­ми могут столк­нуть­ся кра­уд­сор­син­го­вые про­ек­ты, и спо­со­бы их пре­одо­ле­ния.

1. Цифровая исключенность

Несмот­ря на то, что во мно­гих стра­нах боль­шая часть насе­ле­ния име­ет доступ к Интер­не­ту, суще­ству­ет часть людей, кото­рые его не име­ют или не хотят им поль­зо­вать­ся по каким-либо сооб­ра­же­ни­ям. Это сле­ду­ет участь в кра­уд­сор­син­го­вом про­ек­те – по воз­мож­но­сти нуж­но доба­вить такие воз­мож­но­сти уча­стия в про­ек­те, кото­рые не тре­бо­ва­ли бы обя­за­тель­но­го исполь­зо­ва­ния Интер­не­та, напри­мер, оффлайн-меро­при­я­тия, о кото­рых было ска­за­но в преды­ду­щей гла­ве.

Кра­уд­сор­синг не явля­ет­ся экви­ва­лен­том демо­кра­тии

2. Краудсорсинг и гражданское мнение

people-29443_640Необ­хо­ди­мо ясно пони­мать роль кра­уд­сор­син­га в демо­кра­ти­че­ских про­цес­сах. Кра­уд­сор­синг, как ранее обсуж­да­лось в кни­ге, не явля­ет­ся экви­ва­лен­том демо­кра­тии, и мне­ния участ­ни­ков кра­уд­сор­син­га, как пра­ви­ло, не пред­став­ля­ют собой мне­ние боль­шин­ства. Тем не менее, кра­уд­сор­синг может быть исполь­зо­ван как часть демо­кра­тии, напри­мер, исполь­зуя метод опро­са, когда репре­зен­та­тив­ная выбор­ка граж­дан обсуж­да­ет какой-либо вопрос и выра­жа­ет свое мне­ние после обсуж­де­ния.

Так­же кра­уд­сор­синг очень уяз­вим для лоб­би­ро­ва­ния, что не обя­за­тель­но явля­ет­ся пло­хой вещью. Напри­мер, если здра­во­охра­не­ние явля­ет­ся важ­ной темой для како­го-либо сооб­ще­ства, нет ниче­го пло­хо­го в том, что оно при­ни­ма­ет актив­ное уча­стие в кра­уд­сор­син­ге, затра­ги­ва­ю­щем эту тему. Важ­ность кра­уд­сор­син­га для граж­дан заклю­ча­ет­ся в том, что он ста­но­вит­ся новым инстру­мен­том для акти­виз­ма и лоб­би­ро­ва­ния инте­ре­сов сооб­ще­ства.

3. Толпа и эксперты

Мне­ние тол­пы в кра­уд­сор­син­ге не заме­ня­ет мне­ния экс­пер­тов. Но, в зави­си­мо­сти от темы, мне­ние граж­дан может быть как при­рав­не­но ко мне­нию экс­пер­тов, так и быть вто­ро­сте­пен­ным.

4. Стоимость

Кра­уд­сор­синг тре­бу­ет тех­ни­че­ских и чело­ве­че­ских ресур­сов. Тем не менее, для кра­уд­сор­син­го­вых про­ек­тов не все­гда нуж­ны новые тех­ни­че­ские реше­ния, посколь­ку уже суще­ству­ет мно­го раз­лич­но­го про­грамм­но­го обес­пе­че­ния и таких бес­плат­ных инстру­мен­тов, как Facebook и Twitter.

5. Привлечение участников

Граж­дане не начи­на­ют про­сто так участ­во­вать в кра­уд­сор­син­ге. Посколь­ку кра­уд­сор­синг явля­ет­ся доста­точ­но новым и незна­ко­мым для боль­шин­ства людей про­цес­сом, порог вклю­че­ния людей высок. Что­бы пре­одо­леть эту слож­ность, необ­хо­ди­мо уде­лять осо­бое вни­ма­ние рас­про­стра­не­нию инфор­ма­ции о кра­уд­сор­син­ге и рабо­те с сооб­ще­ством.

people-40096_6406. Оскорбительные комментарии

Каруд­сор­синг – это про­цесс, откры­тый для всех, что порож­да­ет боль­шое коли­че­ство раз­ных участ­ни­ков и, как след­ствие, оскор­би­тель­ные ком­мен­та­рии. Оскор­би­тель­ные ком­мен­та­рии сле­ду­ет уда­лять, а ком­мен­та­рии, не отно­ся­щи­е­ся к теме, пере­но­сить в отдель­ную вет­ку обсуж­де­ния. Хоро­шей прак­ти­кой явля­ет­ся пуб­ли­ка­ция пра­вил обще­ния на сай­те.

Суще­ству­ет опас­ность, что кра­уд­сор­синг оста­нет­ся лишь инстру­мен­том для поли­ти­ков, что­бы при­влечь вни­ма­ние и обес­пе­чить себе попу­ляр­ность

7. «Фальшивый» краудсорсинг

Кра­уд­сор­синг, исполь­зу­ю­щий­ся в поли­ти­ке, под­ни­ма­ет слож­ный вопрос: как инте­гри­ро­вать мне­ние людей в финаль­ное реше­ние, будь то стра­те­гия раз­ви­тия стра­ны или пред­ло­же­ние зако­но­про­ек­та. Суще­ству­ет опас­ность, что кра­уд­сор­синг оста­нет­ся лишь инстру­мен­том для поли­ти­ков, что­бы при­влечь вни­ма­ние и обес­пе­чить себе попу­ляр­ность. В таком слу­чае про­ект пре­вра­ща­ет­ся в фаль­ши­вый кра­уд­сор­синг и сни­жа­ет моти­ва­цию людей участ­во­вать в кра­уд­сор­си­но­вых про­ек­тах в даль­ней­шем.

Вывод

Пока еще кра­уд­сор­синг оста­ет­ся отно­си­тель­но новым и непри­выч­ным инстру­мен­том, но име­ет потен­ци­ал стать нор­мой. Резуль­та­ты иссле­до­ва­ний о при­ме­не­нии кра­уд­сор­син­га в поли­ти­ке сви­де­тель­ству­ют о том, что граж­дане хотят вли­ять на поли­ти­ку и исполь­зо­вать для это­го циф­ро­вые инстру­мен­ты.

Кра­уд­сор­синг, наря­ду с дру­ги­ми инстру­мен­та­ми, созда­ет новые воз­мож­но­сти для граж­дан­ско­го актив­зи­ма в поли­ти­ке. Это новый спо­соб достичь цели – демо­кра­ти­че­ско­го, рав­но­прав­но­го обще­ства, в кото­ром каж­дый может быть услы­шан.