«Как рассказать свою историю» – на примере «Жизни Дженнифер» в закрытом лечебном учреждении

Как правило, с наибольшими сложностями в описании работы своей организации или историй подопечных сталкиваются журналисты и правозащитники, работающие в закрытых системах: психоневрологических интернатах, тюрьмах, детских домах, домах престарелых. Это связано с несколькими причинами: во-первых, люди, нуждающиеся в поддержке (заключенные, жители…
Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

В середине апреля Теплица социальных технологий провела мастерскую-тренинг «Как рассказать свою историю» для представителей НКО: благотворительных и правозащитных организаций. Эксперт по новым медиа, редактор портала «Новый репортер» Олег Гант рассказал об основных принципах визуальной журналистики и основах «storytelling» (в переводе с англ. «рассказывание истории»).

Как правило, с наибольшими сложностями в описании работы своей организации или историй подопечных сталкиваются журналисты и правозащитники, работающие в закрытых системах: психоневрологических интернатах, тюрьмах, детских домах, домах престарелых.

Это связано с несколькими причинами: во-первых, люди, нуждающиеся в поддержке (заключенные, жители психоневрологических интернатов, солдаты) зачастую не имеют доступа к средствам коммуникации и не могут рассказать историю от первого лица.

Сложности также связаны с частой необходимостью сохранять анонимность, так как рассказ истории может привести к тому, что жизнь человека подвергнется риску. В-третьих, часто можно наблюдать, что люди, живущие в закрытом учреждении, в какой-то момент сами становятся частью системы и не желают идти против несправедливостей, даже если речь идет о защите их прав и свобод.

В конце концов, чаще всего люди, подвергающиеся насилию в закрытых системах, не ассоциируются у читателей с однозначно позитивным образом: бездомные, представители меньшинств, заключенные – это те социальные группы, которые традиционно вызывают меньше всего сочувствия, хотя их права нарушаются чаще обычного.

Из-за вышеперечисленных факторов, рассказать историю от лица пострадавшего человека, который не может или не хочет делать это самостоятельно, становится намного сложнее.

История Дженнифер

В качестве иллюстрирующего примера того, как можно это сделать, не затрагивая чувства «жертвы» можно привести «Историю Дженнифер», рассказанную от лица ее матери и сопровождающих специалистов: социального работника, психолога.

Дженнифер – девушка с особенностями развития, которая была изнасилована в психоневрологическом учреждении, где она жила и получала необходимую медицинскую помощь.

О базовых принципах

«История Дженнифер» – это хороший пример того, как можно обойти «острые» углы, связанные с освещением проблем в закрытых учреждениях. Но этот медиа-продукт выполнен профессионалами, поэтому было бы нечестно предлагать его как решение, которое может выполнить волонтер или сотрудник НКО, не обладающий необходимыми профессиональными компетенциями. Это не означает, что нужно остановиться в попытках сгенерировать собственный материал: прежде, чем вы начнете это делать, мы хотим познакомить вас с базовыми принципами, озвученными Олегом Гантом в начале его тренинга «Как рассказать историю» для сотрудников некоммерческих организаций.

Принципы работы журналиста:

  1. Следуйте фактам;
  2. Работа над статьей должна быть поиском правды;
  3. Журналист не должен служить причиной событий;
  4. Нельзя получать информацию обманным путем;
  5. Нельзя нарушать соглашения с источниками информации;
  6. Нельзя использовать свое положение как оружие или средство давления;
  7. Любое утверждение, способное причинить кому-либо вред, должно подкрепляться фактами;
  8. Нельзя искажать истину ради получения выгоды.

Сбор «артефактов»

Открывая цикл статей «Как рассказать свою историю», мы хотим обратить ваше внимание на фото-работы блогера Дмитрия Маркова (dcim – в Livejournal). Одна из подборок, которую фотограф и волонтер благотворительной организации ПРОБО «Росток» собирал в течение нескольких лет состоит из «артефактов» – случайных предметов, которые не говорят о проблемах напрямую, но косвенно относятся к жизни людей, проживающих в детских домах и психоневрологических интернатов для взрослых.

Рассматривая иллюстрации, читатель получает широкое поле для обдумывания, размышления и анализа, погружаясь в проблему.