«Как рассказать свою историю» – на примере «Жизни Дженнифер» в закрытом лечебном учреждении

Опека пятьсот. Заметка агента по иностранному усыновлению
Опека пятьсот. Заметка агента по иностранному усыновлению
В сере­дине апре­ля Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий про­ве­ла мастер­скую-тре­нинг «Как рас­ска­зать свою исто­рию» для пред­ста­ви­те­лей НКО: бла­го­тво­ри­тель­ных и пра­во­за­щит­ных орга­ни­за­ций. Экс­перт по новым медиа, редак­тор пор­та­ла «Новый репор­тер» Олег Гант рас­ска­зал об основ­ных прин­ци­пах визу­аль­ной жур­на­ли­сти­ки и осно­вах «storytelling» (в пере­во­де с англ. «рас­ска­зы­ва­ние исто­рии»).

Как пра­ви­ло, с наи­боль­ши­ми слож­но­стя­ми в опи­са­нии рабо­ты сво­ей орга­ни­за­ции или исто­рий под­опеч­ных стал­ки­ва­ют­ся жур­на­ли­сты и пра­во­за­щит­ни­ки, рабо­та­ю­щие в закры­тых систе­мах: пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ских интер­на­тах, тюрь­мах, дет­ских домах, домах пре­ста­ре­лых.

Это свя­за­но с несколь­ки­ми при­чи­на­ми: во-пер­вых, люди, нуж­да­ю­щи­е­ся в под­держ­ке (заклю­чен­ные, жите­ли пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ских интер­на­тов, сол­да­ты) зача­стую не име­ют досту­па к сред­ствам ком­му­ни­ка­ции и не могут рас­ска­зать исто­рию от пер­во­го лица.

Слож­но­сти так­же свя­за­ны с частой необ­хо­ди­мо­стью сохра­нять ано­ним­ность, так как рас­сказ исто­рии может при­ве­сти к тому, что жизнь чело­ве­ка под­верг­нет­ся рис­ку. В-тре­тьих, часто мож­но наблю­дать, что люди, живу­щие в закры­том учре­жде­нии, в какой-то момент сами ста­но­вят­ся частью систе­мы и не жела­ют идти про­тив неспра­вед­ли­во­стей, даже если речь идет о защи­те их прав и сво­бод.

В кон­це кон­цов, чаще все­го люди, под­вер­га­ю­щи­е­ся наси­лию в закры­тых систе­мах, не ассо­ци­и­ру­ют­ся у чита­те­лей с одно­знач­но пози­тив­ным обра­зом: без­дом­ные, пред­ста­ви­те­ли мень­шинств, заклю­чен­ные – это те соци­аль­ные груп­пы, кото­рые тра­ди­ци­он­но вызы­ва­ют мень­ше все­го сочув­ствия, хотя их пра­ва нару­ша­ют­ся чаще обыч­но­го.

Из-за выше­пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров, рас­ска­зать исто­рию от лица постра­дав­ше­го чело­ве­ка, кото­рый не может или не хочет делать это само­сто­я­тель­но, ста­но­вит­ся намно­го слож­нее.

История Дженнифер

В каче­стве иллю­стри­ру­ю­ще­го при­ме­ра того, как мож­но это сде­лать, не затра­ги­вая чув­ства «жерт­вы» мож­но при­ве­сти «Исто­рию Джен­ни­фер», рас­ска­зан­ную от лица ее мате­ри и сопро­вож­да­ю­щих спе­ци­а­ли­стов: соци­аль­но­го работ­ни­ка, пси­хо­ло­га.

Джен­ни­фер – девуш­ка с осо­бен­но­стя­ми раз­ви­тия, кото­рая была изна­си­ло­ва­на в пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ском учре­жде­нии, где она жила и полу­ча­ла необ­хо­ди­мую меди­цин­скую помощь.

О базовых принципах

«Исто­рия Джен­ни­фер» – это хоро­ший при­мер того, как мож­но обой­ти «ост­рые» углы, свя­зан­ные с осве­ще­ни­ем про­блем в закры­тых учре­жде­ни­ях. Но этот медиа-про­дукт выпол­нен про­фес­си­о­на­ла­ми, поэто­му было бы нечест­но пред­ла­гать его как реше­ние, кото­рое может выпол­нить волон­тер или сотруд­ник НКО, не обла­да­ю­щий необ­хо­ди­мы­ми про­фес­си­о­наль­ны­ми ком­пе­тен­ци­я­ми. Это не озна­ча­ет, что нуж­но оста­но­вить­ся в попыт­ках сге­не­ри­ро­вать соб­ствен­ный мате­ри­ал: преж­де, чем вы нач­не­те это делать, мы хотим позна­ко­мить вас с базо­вы­ми прин­ци­па­ми, озву­чен­ны­ми Оле­гом Ган­том в нача­ле его тре­нин­га «Как рас­ска­зать исто­рию» для сотруд­ни­ков неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций.

Прин­ци­пы рабо­ты жур­на­ли­ста:

  1. Сле­дуй­те фак­там;
  2. Рабо­та над ста­тьей долж­на быть поис­ком прав­ды;
  3. Жур­на­лист не дол­жен слу­жить при­чи­ной собы­тий;
  4. Нель­зя полу­чать инфор­ма­цию обман­ным путем;
  5. Нель­зя нару­шать согла­ше­ния с источ­ни­ка­ми инфор­ма­ции;
  6. Нель­зя исполь­зо­вать свое поло­же­ние как ору­жие или сред­ство дав­ле­ния;
  7. Любое утвер­жде­ние, спо­соб­ное при­чи­нить кому-либо вред, долж­но под­креп­лять­ся фак­та­ми;
  8. Нель­зя иска­жать исти­ну ради полу­че­ния выго­ды.

Сбор «артефактов»

Откры­вая цикл ста­тей «Как рас­ска­зать свою исто­рию», мы хотим обра­тить ваше вни­ма­ние на фото-рабо­ты бло­ге­ра Дмит­рия Мар­ко­ва (dcim – в Livejournal). Одна из под­бо­рок, кото­рую фото­граф и волон­тер бла­го­тво­ри­тель­ной орга­ни­за­ции ПРОБО «Росток» соби­рал в тече­ние несколь­ких лет состо­ит из «арте­фак­тов» – слу­чай­ных пред­ме­тов, кото­рые не гово­рят о про­бле­мах напря­мую, но кос­вен­но отно­сят­ся к жиз­ни людей, про­жи­ва­ю­щих в дет­ских домах и пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ских интер­на­тов для взрос­лых.

Рас­смат­ри­вая иллю­стра­ции, чита­тель полу­ча­ет широ­кое поле для обду­мы­ва­ния, раз­мыш­ле­ния и ана­ли­за, погру­жа­ясь в про­бле­му.