Эффективный сайт некоммерческой организации. Пять вопросов перед началом

Mind your step
Mind your step
Каж­дый сайт когда-то рож­дал­ся с одно­го изу­ми­тель­но­го в сво­ей про­сто­те и одно­вре­мен­ной слож­но­сти вопро­са «Нам нужен сайт, с чего начать?». Отбро­сив лири­ку о вдох­но­ве­нии, поис­ке ори­ги­наль­ной идеи или каче­ствен­но­го под­ряд­чи­ка, я хоте­ла бы сего­дня пого­во­рить о неко­то­рых важ­ных вопро­сах, кото­рые сто­ит задать себе перед тем, как фор­му­ли­ро­вать зада­ние на раз­ра­бот­ку сай­та.

Думаю, про боль­шин­ство этих вопро­сов все уже слы­ша­ли и не раз, ска­чен­ный по пер­вой попав­шей­ся ссыл­ке шаб­лон тех­за­да­ния будет обя­за­тель­но содер­жать в том или ином виде эти пунк­ты. Не поэто­му ли мы не дооце­ни­ва­ем их зна­че­ние и не ищем отве­ты – насто­я­щие отве­ты, а не те, кото­рые вби­ва­ем в фор­му­ляр деве­ло­пер­ско­го бри­фа (пред­ва­ри­тель­ной анке­ты по про­ек­ту)?

1. Задачи сайта

Этот вопрос зада­ет абсо­лют­но каж­дый раз­ра­бот­чик (сту­дия, дизай­нер и т.п.) перед нача­лом раз­ра­бот­ки. Зада­ет и сам уже не наде­ет­ся услы­шать содер­жа­тель­ный ответ – ско­рее ско­пи­ро­ван­ные где-нибудь шаб­лон­ные фор­му­ли­ров­ки: «сайт – это пред­ста­ви­тель­ство ком­па­нии в сети Интер­нет». Отма­хи­ва­ясь от них, как от назой­ли­вой мухи, доб­ро­со­вест­ный раз­ра­бот­чик пус­ка­ет­ся в даль­ней­шие рас­про­сы и уточ­не­ния, ну а не слиш­ком доб­ро­со­вест­ный сде­ла­ет по этим средне-шаб­лон­ным зада­чам такой же средне-шаб­лон­ный сайт. И если вы потом с недо­уме­ни­ем дума­е­те, как же у вас мог­ло полу­чить­ся «вот это» – поверь­те, во всем вино­ва­ты зада­чи сай­та. Точ­нее их отсут­ствие.

Еще по теме: Как пра­виль­но ста­вить зада­чи для сай­та

2. Информационное окружение

Часто при­хо­дит­ся слы­шать от неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций об отсут­ствии ана­ло­гов или кон­ку­рен­тов
Сайт орга­ни­за­ции суще­ству­ет не в ваку­у­ме – вокруг него мно­же­ство дру­гих сай­тов. Сай­тов сход­ной тема­ти­ки, или наобо­рот, про­ти­во­лож­ной, сай­тов «дру­же­ствен­ных» или враж­деб­ных, сай­тов людей или орга­ни­за­ций, чьи идеи мы раз­де­ля­ем или стре­мим­ся опро­верг­нуть, сай­тов – мая­ков, на кото­рые мы ори­ен­ти­ру­ем­ся, сай­тов зада­ю­щих стан­дар­ты в сво­ей отрас­ли и ужас­ных, вызы­ва­ю­щих недо­уме­ние, – поче­му они все еще суще­ству­ют. Если ваш потен­ци­аль­ный дизай­нер или раз­ра­бот­чик спра­ши­ва­ет вас о них – это пер­вый при­знак того, что вы попа­ли в хоро­шие руки. Поче­му это важ­но? Подоб­ное окру­же­ние фор­ми­ру­ет сво­е­го рода инфор­ма­ци­он­ный ланд­шафт вокруг ваше­го сай­та, не учи­ты­вать кото­рый, про­ек­ти­руя его, как мини­мум не пра­виль­но (а как мак­си­мум – опас­но).

Часто при­хо­дит­ся слы­шать от неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций об отсут­ствии ана­ло­гов или кон­ку­рен­тов. Конеч­но, каж­дая орга­ни­за­ция по сво­е­му уни­каль­на, одна­ко, есть общие прин­ци­пы отрас­ли, сек­то­ра, к кото­ро­му она при­над­ле­жит. Чем рань­ше вы выяс­ни­те, в чем эти прин­ци­пы состо­ят и как они выра­жа­ют­ся дру­ги­ми орга­ни­за­ци­я­ми, в том чис­ле на сво­их сай­тах, тем быст­рее вы суме­е­те «впи­сать­ся» в этот ланд­шафт и сде­лать свое пред­ста­ви­тель­ство на нем эффек­тив­ным.

Еще по теме: Гале­рея вдох­нов­ля­ю­щих сай­тов неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций

3. Целевая аудитория

Это не про­сто «все хоро­шие люди» – это ров­на та часть «хоро­ших людей», кото­рая смо­жет и захо­чет помочь имен­но вам
Как это ни стран­но, но чуть ли не самый рас­про­стра­нен­ный ответ на этот вопрос из уст пред­ста­ви­те­лей НКО зву­чит при­мер­но так: «это все нерав­но­душ­ные люди, кото­рые хотят помочь дру­гим в труд­ной ситу­а­ции». Отча­сти это конеч­но вер­но, но целе­вая ауди­то­рия как раз тем и отли­ча­ет­ся от слу­чай­но­го посе­ти­те­ля сай­та, что сайт на нее дол­жен быть «наце­лен». Это не про­сто «все хоро­шие люди» – это ров­на та часть «хоро­ших людей», кото­рая смо­жет и захо­чет помочь имен­но вам, под­дер­жать имен­но вас. Имен­но с ней сре­зо­ни­ру­ют ваши идеи и устрем­ле­ния, имен­но ей в самое серд­це упа­дут и заде­нут за живое ваши при­зы­вы и исто­рии. Поче­му? Вот ров­но это и нуж­но понять – кто эти люди, кото­рым нужен ваш сайт. Нужен, не смот­ря на то, что у них есть Facebook, пор­тал зна­комств и бели­мит­ное теле­ви­де­ние в мобиль­ни­ке.

Еще по теме: Целе­вая ауди­то­рия: весь мир

4. Информация о вашей организации

Осо­бен­ность сай­та неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции, состо­ит в том, что основ­ное его назна­че­ние не в инфор­ми­ро­ва­нии о чем-либо (новост­ные ресур­сы), не в рекла­ме чего-то (ком­мер­че­ские сай­ты), не в созда­нии воз­мож­но­стей для обще­ния (соци­аль­ные сети), а в том – что­бы при­вле­кать сто­рон­ни­ков.

важ­но, что­бы у орга­ни­за­ции все­гда были на гото­ве мате­ри­а­лы о себе, что­бы вы мог­ли рас­ска­зать, пока­зать, разъ­яс­нить и пояс­нить

В той или иной про­пор­ции сайт НКО может соче­тать в себе чер­ты выше­пе­ре­чис­лен­ных направ­ле­ний, но дела­ет это, в любом слу­чае, ради сто­рон­ни­ков. Вот поэто­му важ­но, что­бы у орга­ни­за­ции все­гда были на гото­ве мате­ри­а­лы о себе, что­бы вы мог­ли рас­ска­зать, пока­зать, разъ­яс­нить и пояс­нить что вы дела­е­те, поче­му и как это про­ис­хо­дит. Сде­лай­те эти мате­ра­лы до того, как нач­не­те рабо­ту над сай­том. Это рас­про­стра­нен­ное заблуж­де­ние – что, мол, «вы нам сде­лай­те сайт, а мы потом на него чего-нибудь пове­сим». Такой сайт навсе­гда оста­нет­ся «каким-то сай­том, на кото­ром что-то висит». Он нико­гда не ста­нет «вашим» и уж конеч­но он вряд ли спо­со­бен кого-то в чем-то убе­дить.

Пред­ставь­те себе деве­ло­пе­ра или дизай­не­ра, кото­рые ниче­го о вас не зна­ет, ни о ваших зада­чах, ни о ваших труд­но­стх, ни о том, зачем вооб­ще вы это все зате­я­ли. И он дела­ет сайт, про­сто сайт – один из мно­гих. У него таких два­дцать штук на дню быва­ет. Или деве­ло­пе­ра или дизай­не­ра, про­чи­тав­ше­го ваши мате­ри­а­лы, позна­ко­мив­ше­го­ся с вашим про­цес­сом и ваши­ми зада­ча­ми, пони­ма­ю­ще­го ваши труд­но­сти кто сде­ла­ет луч­ше? Неболь­шо­го бук­ле­та или тол­ко­вой пре­зен­та­ции ино­гда быва­ет доста­точ­но, что в корне изме­нить каче­ство конеч­но­го резуль­та­та.

Еще по теме: Эффек­тив­ный сайт неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции. Как доне­сти идею

5. Ресурсы по поддержанию и обслуживанию сайта

Раз­ра­бот­чик оттал­ки­ват­ся от зада­чи: мож­но к наше­му сай­ту доба­вить форум? – мож­но а систе­му реги­стра­ции на меро­при­я­тия – мож­но? а бло­ги сотруд­ни­ков? – мож­но а кален­дарь собы­тий тре­тье­го сек­то­ра? – мож­но При поста­нов­ке таких задач необ­хо­ди­мо пом­нить о том, что за каж­дым мате­ри­а­лом на вашем сай­те, каким бы малень­ким он не был, все­гда долж­ны быть руки – авто­ра ли, редак­то­ра или кон­тент-мене­дже­ра. Ино­гда эти ипо­ста­си сов­ме­ща­ют­ся в одном чело­ве­ке, ино­гда в несколь­ких – но вы долж­ны быть уве­ре­ны, что у вас есть такой чело­век и у него есть воз­мож­ность все это делать.

Хоти­те форум – есть чело­век кото­рый будет отсле­жи­вать спам, моде­ри­ро­вать дис­кус­сии и под­дер­жи­вать темы? Хоти­те систе­му реги­стра­ции – есть мене­джер, сле­дя­щий за под­пис­чи­ка­ми, рас­сыл­ка­ми и т.п? Хоти­те кален­дарь меро­при­я­тий – есть чело­век, кото­рый будет их нахо­дить, отби­рать, раз­ме­щать? Совре­мен­ные сред­ства авто­ма­ти­за­ции и управ­ле­ния кон­тен­том при всей их эффек­тив­но­сти не могут заме­нить живо­го редак­то­ра и/или кон­тент-мене­дже­ра.

Оце­ни­вай­те эти затра­ты и строй­те пла­ны по созда­нию сай­та исхо­дя их них. Сайт из двух но живых и инте­рес­ных раз­де­лов куда луч­ше, чем сайт из 10 полу­мерт­вых.

Еще по теме: Нам нужен сайт. Борь­ба со сте­рео­ти­па­ми

Самая боль­шая ошиб­ка в зада­нии на раз­ра­бот­ку – это когда его ска­чи­ва­ют из Интер­не­та
На одном из семи­на­ров у нас воз­ник «вопрос из зала»: какие ошиб­ки наи­бо­лее кри­тич­ны для тех­ни­че­ско­го зада­ния на раз­ра­бот­ку сай­та? Родив­ший­ся тогда спон­тан­ный ответ и по про­ше­ствии вре­ме­ни кажет­ся мне акту­аль­ным. Самая боль­шая ошиб­ка в зада­нии на раз­ра­бот­ку – это когда его ска­чи­ва­ют из Интер­не­та, вме­сто того, что­бы дей­стви­тель­но соста­вить и про­ра­бо­тать его при­ме­ни­тель­но к кон­крет­ной ситу­а­ции, вашей ситу­а­ции. Не совер­шен­ство фор­му­ли­ро­вок или глян­це­вость бума­ги дела­ет ТЗ надеж­ным инстру­мен­том раз­ра­бот­ки, но его адек­ват­ность вашим зада­чам, инте­ре­сам целе­вой ауди­то­рии и рас­по­ла­га­е­мым ресур­сам. Собран­ные вме­сте эти ком­по­нен­ты состав­ля­ют отлич­ную отправ­ную точ­ку, с кото­рой начи­на­ет­ся кра­си­вый, удоб­ный и эффек­тив­ный сайт неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции – ваш сайт.