Хакатон: что это, зачем он нужен и как его организовать

Хакатон Теплицы социальных технологий для НКО
Хакатон Теплицы социальных технологий для НКО
В дан­ной ста­тье мы рас­ска­жем о том, что такое хака­то­ны и для чего они нуж­ны, а так­же поде­лим­ся сове­та­ми, кото­рые помо­гут само­сто­я­тель­но орга­ни­зо­вать хака­тон.

Послед­нее вре­мя хака­тон ста­но­вит­ся все более рас­про­стра­нен­ным фор­ма­том меро­при­я­тий, в том чис­ле и в Рос­сии. Рань­ше мы уже крат­ко писа­ли о фор­ма­те хака­то­на, а сей­час реши­ли подроб­нее рас­ска­зать о том, что такое хака­то­ны, для чего они нуж­ны и как орга­ни­зо­вать успеш­ный хака­тон.

Что такое хакатон?

Само сло­во «хака­тон» – это тер­мин, полу­чив­ший­ся от соче­та­ния двух слов: хакер и мара­фон. Сего­дня хака­то­ны уже не отно­сят­ся к хакер­ству, это про­сто «мара­фон про­грам­ми­стов», где неболь­шие коман­ды спе­ци­а­ли­сты из раз­ных обла­стей раз­ра­бот­ки про­грамм­но­го обес­пе­че­ния (про­грам­ми­сты, дизай­не­ры, мене­дже­ры) сооб­ща рабо­та­ют над реше­ни­ем какой-либо про­бле­мы. Обыч­но хака­то­ны длят­ся от одно­го дня до неде­ли.

Как пра­ви­ло, зада­чей хака­то­на явля­ет­ся созда­ние пол­но­цен­но­го про­грамм­но­го обес­пе­че­ния, но суще­ству­ют и хака­то­ны, кото­рые пред­на­зна­че­ны для обра­зо­ва­тель­ных или соци­аль­ных целей. На таких хака­то­нах раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся веб-сер­ви­сы (мобиль­ные при­ло­же­ния, сай­ты, веб-при­ло­же­ния, инфо­гра­фи­ка) для реше­ния соци­аль­но зна­чи­мых задач. Резуль­та­том хака­то­на и сов­мест­ной рабо­ты граж­дан­ских акти­ви­стов и IT-спе­ци­а­ли­стов явля­ет­ся не про­то­тип буду­ще­го при­ло­же­ния, а уже гото­вый к запус­ку мини­маль­ный жиз­не­спо­соб­ный про­дукт – пер­вая вер­сия при­ло­же­ния, на кото­ром мож­но про­те­сти­ро­вать рабо­ту идеи.

Суще­ству­ют раз­ные направ­ле­ния и тема­ти­ки хака­то­нов – от меди­ци­ны до город­ско­го про­ек­ти­ро­ва­ния.

Ранее Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий орга­ни­зо­вы­ва­ла «Мобиль­ный хака­тон», а в мае это­го года про­шел хака­тон Теп­ли­цы для НКО, на кото­ром пред­ста­ви­те­ли неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций и граж­дан­ских ини­ци­а­тив вме­сте с дизай­не­ра­ми и раз­ра­бот­чи­ка­ми рабо­та­ли над созда­ни­ем моде­лей граж­дан­ских при­ло­же­ний. Подроб­нее о про­ек­тах, участ­во­вав­ших в хака­тоне, вы може­те про­чи­тать на сай­те.

Как проходят хакатоны

Обыч­но хака­то­ны начи­на­ют­ся с пре­зен­та­ции меро­при­я­тия в целом и кон­крет­ных тем, если они есть. Затем участ­ни­ки пред­ла­га­ют идеи и фор­ми­ру­ют коман­ды, осно­ван­ные на инте­ре­сах и навы­ках. После это­го начи­на­ет­ся непо­сред­ствен­но рабо­та над про­ек­та­ми, кото­рая может зани­мать от несколь­ких часов до несколь­ких дней. Еда на хака­то­нах (осо­бен­но тех, кото­рые про­дол­жа­ют­ся боль­ше суток) носит спон­тан­ный харак­тер, и, как пра­ви­ло, участ­ни­ки пита­ют­ся едой вро­де пиц­цы и энер­ге­ти­че­ски­ми напит­ка­ми. Так­же участ­ни­ки могут спать во вре­мя хака­то­на, если най­дут, где.

Завер­ша­ют­ся хака­то­ны пре­зен­та­ци­я­ми про­ек­тов, во вре­мя кото­рых каж­дая коман­да делит­ся резуль­та­та­ми сво­ей рабо­ты. Ино­гда хака­то­ны носят сорев­но­ва­тель­ный харак­тер. В таких слу­ча­ях жюри оце­ни­ва­ет участ­ни­ков и выби­ра­ет побе­ди­те­лей, кото­рые награж­да­ют­ся при­за­ми.

Зачем нужны хакатоны?

Хака­то­ны – это хоро­шая воз­мож­ность для дизай­не­ров, раз­ра­бот­чи­ков и дру­гих спе­ци­а­ли­стов собрать­ся вме­сте и пора­бо­тать над созда­ни­ем како­го-нибудь про­ек­та.

  1. Зна­ком­ство. Хака­тон – это пло­щад­ка встре­чи дизай­не­ров, раз­ра­бот­чи­ков и дру­гих спе­ци­а­ли­стов, где они могут позна­ко­мить­ся друг с дру­гом, обме­нять­ся зна­ни­я­ми и иде­я­ми или при­ду­мать сов­мест­ный про­ект, над кото­рым будут рабо­тать в даль­ней­шем.
  2. Фор­ми­ро­ва­ние сооб­ще­ства. Хака­то­ны помо­га­ют созда­вать сети талант­ли­вых и актив­ных людей, заин­те­ре­со­ван­ных в какой-либо теме или про­бле­ме.
  3. Кре­а­тив­ный про­цесс рабо­ты и кол­ла­бо­ра­ция. На хака­тоне у участ­ни­ков есть уни­каль­ная воз­мож­ность пора­бо­тать в сво­бод­ном, удоб­ном для них фор­ма­те, со спе­ци­а­ли­ста­ми их тех обла­стей, с кото­ры­ми они, воз­мож­но, нико­гда не пере­се­ка­лись.
  4. Новые зна­ния. Фор­мат хака­то­на пред­по­ла­га­ет, что участ­ни­ки посто­ян­но стал­ки­ва­ют­ся с теми зада­ча­ми, с кото­ры­ми они не стал­ки­ва­лись преж­де. Соот­вет­ствен­но, обу­че­ние ново­му на хака­то­нах про­ис­хо­дит очень быст­ро, и полу­чен­ные зна­ния тут же мож­но исполь­зо­вать на прак­ти­ке. Кро­ме того, вокруг нахо­дит­ся мно­го людей, кото­рые могут помочь. Напри­мер, чело­век, нахо­дя­щий­ся рядом, может за 10 минут объ­яс­нить что-то, что потре­бо­ва­ло бы про­смот­ра цело­го видео­кур­са.
  5. Показ талан­та. Для участ­ни­ков хака­тон – это воз­мож­ность пока­зать, насколь­ко хоро­шие они спе­ци­а­ли­сты.
  6. Реа­ли­за­ция новых идей. Явля­ясь сво­е­го рода пло­щад­кой для экс­пе­ри­мен­тов, хака­тон поз­во­ля­ет при­ду­мы­вать и реа­ли­зо­вы­вать совер­шен­но новые идеи и про­ек­ты.
  7. Сце­на стар­тап-про­ек­тов. Для ком­па­ний хака­то­ны могут быть осо­бен­но инте­рес­ны тем, что явля­ют­ся сце­ной потен­ци­аль­но успеш­ных стар­та­пов, с кото­ры­ми мож­но про­дол­жить рабо­тать.

Если вы решили организовать хакатон

Про­ве­де­ние хака­то­на, свя­зан­но­го с вашей соци­аль­ной мис­си­ей, – это хоро­ший спо­соб при­влечь к ней талант­ли­вых спе­ци­а­ли­стов, при­ду­мать и реа­ли­зо­вать новые спо­со­бы реше­ния суще­ству­ю­щих про­блем. Если вы реши­ли орга­ни­зо­вать хака­тон, то эти сове­ты могут вам помочь.

  1. Опре­де­ли­те цель хака­то­на. Какие про­бле­мы вы пыта­е­тесь решить? Что долж­ны сде­лать раз­ра­бот­чи­ки? При­вле­че­ние раз­ра­бот­чи­ков – это ключ к успеш­но­му хака­то­ну, посколь­ку имен­но они зна­ют, как созда­вать при­ло­же­ния. Так­же сле­ду­ет при­вле­кать экс­пер­тов из дан­ной обла­сти, людей из сооб­ще­ства, сту­ден­тов – чем более широ­кая ауди­то­рия, тем более кре­а­тив­ные реше­ния могут быть.
  2. Оставь­те доста­точ­но вре­ме­ни для пла­ни­ро­ва­ния. В зави­си­мо­сти от мас­шта­ба меро­при­я­тия, под­го­тов­ка обыч­но зани­ма­ет от трех до шести недель.
  3. Выбе­ре­те место про­ве­де­ния и дату. По оче­вид­ным при­чи­нам, ниче­го не смо­жет про­изой­ти, пока вы не выбе­ре­те, где имен­но это будет про­ис­хо­дить. Суще­ству­ет мно­же­ство мест, где мож­но про­ве­сти хака­тон – от офи­сов IT-кор­по­ра­ций до локаль­ных кафе. Посколь­ку боль­шин­ство спе­ци­а­ли­стов – это рабо­та­ю­щие про­фес­си­о­на­лы, выход­ные дни удоб­нее для них.
  4. При­вле­ки­те спон­со­ров. Самые доро­гие эле­мен­ты хака­то­на – это пло­щад­ка, еда и при­зы. Поду­май­те, что и каким спон­со­рам вы може­те пред­ло­жить в обмен на под­держ­ку.
  5. Рас­ска­жи­те о хака­тоне потен­ци­аль­ным участ­ни­кам. Раз­ме­сти­те инфор­ма­цию о собы­тии на соот­вет­ству­ю­щих ресур­сах для того, что­бы при­влечь тех, на кого рас­счи­тан и кому может быть инте­ре­сен хака­тон. Свя­жи­тесь с прес­сой и авто­ри­тет­ны­ми участ­ни­ка­ми сооб­ществ, кото­рые могут рас­про­стра­нить инфор­ма­цию через соци­аль­ные медиа. Попро­си­те спон­со­ров так­же рас­про­стра­нить инфор­ма­цию – в их инте­ре­сах иметь мак­си­маль­но широ­кую ауди­то­рию.
  6. Зака­жи­те (немно­го) боль­ше еды. Зака­зать слиш­ком мно­го еды и смот­реть, как она про­па­да­ет, – это груст­но. Но ничто не срав­нит­ся с тем про­ва­лом, если еды не хва­тит, и участ­ни­ки будут злые и голод­ные. То же пра­ви­ло каса­ет­ся и вто­ро­го важ­но­го аспек­та хака­то­на – кофе.
  7. Убе­ди­тесь, что у вас есть хоро­шие при­зы для побе­ди­те­лей. Как пра­ви­ло, суще­ству­ет пря­мая связь меж­ду каче­ством при­зов и каче­ством про­ек­тов.
  8. Помни­те, что неза­ви­си­мо от того, как тща­тель­но вы под­го­то­ви­лись, что-то все­гда может пой­ти не так. Необ­хо­ди­мо пони­мать, что явля­ет­ся кри­тич­ным, а что нет, и поста­рать­ся не допу­стить, что­бы послед­нее про­изо­шло (кри­тич­ным будет являть­ся не то, что из кофе­вар­ки выли­ва­ет­ся мут­ная жид­кость вме­сто кофе, а то, что пере­стал рабо­тать Wi-Fi или не хва­та­ет розе­ток).

В целом, орга­ни­за­ция хака­то­на – не очень слож­ный про­цесс, а резуль­та­том каж­до­го подоб­но­го меро­при­я­тия ста­но­вит­ся появ­ле­ние новых идей и про­ек­тов, кото­рые име­ют потен­ци­ал быть соци­аль­но зна­чи­мы­ми и полез­ны­ми для обще­ства.