Хакатон: что это, зачем он нужен и как его организовать

Хакатон Теплицы социальных технологий для НКО
Хакатон Теплицы социальных технологий для НКО
В данной статье мы расскажем о том, что такое хакатоны и для чего они нужны, а также поделимся советами, которые помогут самостоятельно организовать хакатон.

Последнее время хакатон становится все более распространенным форматом мероприятий, в том числе и в России. Раньше мы уже кратко писали о формате хакатона, а сейчас решили подробнее рассказать о том, что такое хакатоны, для чего они нужны и как организовать успешный хакатон.

Что такое хакатон?

Само слово «хакатон» – это термин, получившийся от сочетания двух слов: хакер и марафон. Сегодня хакатоны уже не относятся к хакерству, это просто «марафон программистов», где небольшие команды специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо проблемы. Обычно хакатоны длятся от одного дня до недели.

Как правило, задачей хакатона является создание полноценного программного обеспечения, но существуют и хакатоны, которые предназначены для образовательных или социальных целей. На таких хакатонах разрабатываются веб-сервисы (мобильные приложения, сайты, веб-приложения, инфографика) для решения социально значимых задач. Результатом хакатона и совместной работы гражданских активистов и IT-специалистов является не прототип будущего приложения, а уже готовый к запуску минимальный жизнеспособный продукт – первая версия приложения, на котором можно протестировать работу идеи.

Существуют разные направления и тематики хакатонов — от медицины до городского проектирования.

Ранее Теплица социальных технологий организовывала «Мобильный хакатон», а в мае этого года прошел хакатон Теплицы для НКО, на котором представители некоммерческих организаций и гражданских инициатив вместе с дизайнерами и разработчиками работали над созданием моделей гражданских приложений. Подробнее о проектах, участвовавших в хакатоне, вы можете прочитать на сайте.

Как проходят хакатоны

Обычно хакатоны начинаются с презентации мероприятия в целом и конкретных тем, если они есть. Затем участники предлагают идеи и формируют команды, основанные на интересах и навыках. После этого начинается непосредственно работа над проектами, которая может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Еда на хакатонах (особенно тех, которые продолжаются больше суток) носит спонтанный характер, и, как правило, участники питаются едой вроде пиццы и энергетическими напитками. Также участники могут спать во время хакатона, если найдут, где.

Завершаются хакатоны презентациями проектов, во время которых каждая команда делится результатами своей работы. Иногда хакатоны носят соревновательный характер. В таких случаях жюри оценивает участников и выбирает победителей, которые награждаются призами.

Зачем нужны хакатоны?

Хакатоны — это хорошая возможность для дизайнеров, разработчиков и других специалистов собраться вместе и поработать над созданием какого-нибудь проекта.

  1. Знакомство. Хакатон — это площадка встречи дизайнеров, разработчиков и других специалистов, где они могут познакомиться друг с другом, обменяться знаниями и идеями или придумать совместный проект, над которым будут работать в дальнейшем.
  2. Формирование сообщества. Хакатоны помогают создавать сети талантливых и активных людей, заинтересованных в какой-либо теме или проблеме.
  3. Креативный процесс работы и коллаборация. На хакатоне у участников есть уникальная возможность поработать в свободном, удобном для них формате, со специалистами их тех областей, с которыми они, возможно, никогда не пересекались.
  4. Новые знания. Формат хакатона предполагает, что участники постоянно сталкиваются с теми задачами, с которыми они не сталкивались прежде. Соответственно, обучение новому на хакатонах происходит очень быстро, и полученные знания тут же можно использовать на практике. Кроме того, вокруг находится много людей, которые могут помочь. Например, человек, находящийся рядом, может за 10 минут объяснить что-то, что потребовало бы просмотра целого видеокурса.
  5. Показ таланта. Для участников хакатон — это возможность показать, насколько хорошие они специалисты.
  6. Реализация новых идей. Являясь своего рода площадкой для экспериментов, хакатон позволяет придумывать и реализовывать совершенно новые идеи и проекты.
  7. Сцена стартап-проектов. Для компаний хакатоны могут быть особенно интересны тем, что являются сценой потенциально успешных стартапов, с которыми можно продолжить работать.

Если вы решили организовать хакатон

Проведение хакатона, связанного с вашей социальной миссией, — это хороший способ привлечь к ней талантливых специалистов, придумать и реализовать новые способы решения существующих проблем. Если вы решили организовать хакатон, то эти советы могут вам помочь.

  1. Определите цель хакатона. Какие проблемы вы пытаетесь решить? Что должны сделать разработчики? Привлечение разработчиков — это ключ к успешному хакатону, поскольку именно они знают, как создавать приложения. Также следует привлекать экспертов из данной области, людей из сообщества, студентов — чем более широкая аудитория, тем более креативные решения могут быть.
  2. Оставьте достаточно времени для планирования. В зависимости от масштаба мероприятия, подготовка обычно занимает от трех до шести недель.
  3. Выберете место проведения и дату. По очевидным причинам, ничего не сможет произойти, пока вы не выберете, где именно это будет происходить. Существует множество мест, где можно провести хакатон — от офисов IT-корпораций до локальных кафе. Поскольку большинство специалистов — это работающие профессионалы, выходные дни удобнее для них.
  4. Привлеките спонсоров. Самые дорогие элементы хакатона — это площадка, еда и призы. Подумайте, что и каким спонсорам вы можете предложить в обмен на поддержку.
  5. Расскажите о хакатоне потенциальным участникам. Разместите информацию о событии на соответствующих ресурсах для того, чтобы привлечь тех, на кого рассчитан и кому может быть интересен хакатон. Свяжитесь с прессой и авторитетными участниками сообществ, которые могут распространить информацию через социальные медиа. Попросите спонсоров также распространить информацию — в их интересах иметь максимально широкую аудиторию.
  6. Закажите (немного) больше еды. Заказать слишком много еды и смотреть, как она пропадает, — это грустно. Но ничто не сравнится с тем провалом, если еды не хватит, и участники будут злые и голодные. То же правило касается и второго важного аспекта хакатона — кофе.
  7. Убедитесь, что у вас есть хорошие призы для победителей. Как правило, существует прямая связь между качеством призов и качеством проектов.
  8. Помните, что независимо от того, как тщательно вы подготовились, что-то всегда может пойти не так. Необходимо понимать, что является критичным, а что нет, и постараться не допустить, чтобы последнее произошло (критичным будет являться не то, что из кофеварки выливается мутная жидкость вместо  кофе, а то, что перестал работать Wi-Fi или не хватает розеток).

В целом, организация хакатона — не очень сложный процесс, а результатом каждого подобного мероприятия становится появление новых идей и проектов, которые имеют потенциал быть социально значимыми и полезными для общества.