Тренды краудфандинга: платформы, которые выживут

crowdfunding
В ста­тье «Crowdfunding Trends: Which Crowdfunding Sites Will Survive» автор Forbes Рай­ан Кал­дбек делит­ся про­гно­за­ми о буду­щем кра­уд­фандин­га: каки­ми каче­ства­ми будут обла­дать кра­уд­фандин­го­вые плат­фор­мы буду­ще­го.

По при­бли­зи­тель­ным оцен­кам в насто­я­щее вре­мя дей­ству­ет более 500 кра­уд­фандин­го­вых плат­форм, а неко­то­рые источ­ни­ки ука­зы­ва­ют 9 000 заре­ги­стри­ро­ван­ных домен­ных имен, отно­ся­щих­ся к кра­уд­фандин­гу. В то вре­мя, как эти плат­фор­мы раз­ли­ча­ют­ся по таким харак­те­ри­сти­кам, как раз­мер, тема­ти­ка, фор­ма воз­на­граж­де­ний инве­сто­ров и гео­гра­фия, суще­ству­ет еще одна – более важ­ная – харак­те­ри­сти­ка, кото­рая отли­ча­ет суще­ству­ю­щие плат­фор­мы, – каче­ство.

Тер­мин «каче­ство» име­ет мно­же­ство зна­че­ний, но в кон­тек­сте раз­го­во­ра о кра­уд­фандин­го­вых плат­фор­мах «каче­ство» зна­чит то, что, чем боль­ше плат­фор­ма обес­пе­чи­ва­ет про­зрач­но­сти и инстру­мен­тов для при­ня­тия инфор­ми­ро­ван­ных реше­ний, веду­щих к вза­им­ной финан­со­вой или пси­хо­ло­ги­че­ской выго­де как инве­сто­ров, так и пред­при­ни­ма­те­лей, тем выше ее каче­ство.

Кра­уд­фандин­го­вые плат­фор­мы, кото­рые стре­мят­ся к дости­же­нию этой цели, долж­ны обла­дать сле­ду­ю­щи­ми при­зна­ка­ми:

1) Раз­ли­чие. В декаб­ре это­го года Рай­ан Кал­дбек (Ryan Caldbeck) сде­лал пред­ска­за­ние: либо кра­уд­фанди­го­вые плат­фор­мы будут чем-то отли­чать­ся, либо умрут в 2013, осо­бен­но плат­фор­мы, осно­ван­ные на награ­де инве­сто­ров, где суще­ству­ет Kickstarter и все осталь­ные плат­фор­мы.

Kickstarter собрал 371 мил­ли­он дол­ла­ров за пер­вые 3,5 года суще­ство­ва­ния и боль­ше 50% от этой сум­мы толь­ко за послед­ние шесть меся­цев. Kickstarter про­дол­жа­ет стре­ми­тель­но рас­ти в сег­мен­те кра­уд­фандин­го­вых плат­форм, осно­ван­ных на воз­на­граж­де­нии инве­сто­ров, и дру­гим плат­фор­мам необ­хо­ди­мо дать поль­зо­ва­те­лям весо­мую при­чи­ну не исполь­зо­вать его. Если они не смо­гут это­го сде­лать, Kickstarter про­дол­жит при­вле­кать луч­шие про­ек­ты и, соот­вет­ствен­но, день­ги.

2) Кури­ро­ва­ние. Kickstarter был не пер­вой кра­уд­фандин­го­вой плат­фор­мой, осно­ван­ной на награ­де инве­сто­ров, а Lending Club был не пер­вым peer-to-peer (рав­ный-рав­но­му) сайт кре­ди­то­ва­ния. Но клю­че­вая осо­бен­ность, кото­рая при­су­щая обо­им сай­там, – это кури­ро­ва­ние: плат­фор­мы помо­га­ют инве­сто­рам при­нять луч­шее реше­ние.

В слу­чае с Lending Club, плат­фор­ма обес­пе­чи­ва­ет потен­ци­аль­ным инве­сто­рам под­держ­ку от чле­нов коман­ды сай­та и пол­ную инфор­ма­цию о заем­щи­ках – от соот­но­ше­ния дол­га и дохо­дов до инфор­ма­ции о том, как заем­щик соби­ра­ет­ся исполь­зо­вать кре­дит. Это сде­ла­ло Lending Club самым попу­ляр­ным ресур­сом в сег­мен­те.

Плат­фор­мы долж­ны предо­став­лять инве­сто­рам под­держ­ку и инфор­ма­цию. Если плат­фор­ма будет пре­зен­то­вать инве­сто­рам лишь опи­са­ние и фото­гра­фии про­ек­тов, они не будут вкла­ды­вать в эти про­ек­ты день­ги.

3) Финан­си­ро­ва­ние круп­ны­ми инве­сто­ра­ми. Кра­уд­фанди­но­вым плат­фор­мам нуж­ны круп­ные инве­сто­ры, что­бы выжить, но самые попу­ляр­ные плат­фор­мы смо­гут зна­чи­тель­но уве­ли­чить свой капи­тал за счет инве­сти­ций. Извест­но, что вен­чур­ные инве­сти­ции успеш­ны в одном из 10 слу­ча­ев, и этот успех падет на уже попу­ляр­ные кра­уд­фандин­го­вые плат­фор­мы, пото­му что они, имея боль­шой выбор, смо­гут выби­рать инве­сто­ров с хоро­шей репу­та­ци­ей. Таким обра­зом, вен­чур­ные капи­та­ли­сты будут внеш­нем под­твер­жде­ни­ем успеш­но­сти кра­уд­фандин­го­вых плат­форм (и фак­то­ром, уси­ли­ва­ю­щим раз­де­ле­ние их и не очень успеш­ных плат­форм).

4) Новые пред­ло­же­ния и про­ек­ты. Рынок кра­уд­фандин­га рабо­та­ет так же, как и дру­гие рын­ки – успех будет опре­де­лять­ся сете­вым эффек­том. Про­ще гово­ря, круп­ные инве­сто­ры хотят исполь­зо­вать каче­ствен­ные плат­фор­мы, а каче­ствен­ные ком­па­нии хотят быть на плат­фор­мах с круп­ны­ми инве­сто­ра­ми. Посколь­ку и инве­сто­ры, и ком­па­нии полу­ча­ют допол­ни­тель­ную выго­ду от при­сут­ствия друг дру­га на плат­фор­ме, будет рабо­тать сете­вой эффект, веду­щий к кон­со­ли­да­ции. Реше­ние инве­сто­ров / ком­па­ний отно­си­тель­но того, какая плат­фор­ма ста­нет их «домом» будет зави­сеть от коли­че­ства при­вле­ка­тель­ных пред­ло­же­ний / про­ек­тов на дан­ной плат­фор­ме. Плат­фор­мы будут рас­смат­ри­вать­ся с точ­ки зре­ния того, насколь­ко успеш­ны кам­па­нии и какое воз­вра­ще­ние инве­сто­рам обес­пе­чи­ва­ет плат­фор­ма. Таким обра­зом, чем луч­ше пред­ло­же­ние, тем успеш­нее плат­фор­ма.

5) Нор­ма­тив­ный кон­троль. Все осно­ван­ные на акци­ях кра­уд­фандин­го­вые плат­фор­мы (напри­мер, CirlceUp) долж­ны быть заре­ги­стри­ро­ва­ны как бро­ке­ры / диле­ры. Это будет озна­чать, что биз­нес отве­ча­ет фор­маль­ным тре­бо­ва­ни­ям, что явля­ет­ся важ­ным для инве­сто­ров. Плат­фор­мы без сер­ти­фи­ка­тов в конеч­ном ито­ге умрут – поче­му инве­сто­ры будут вкла­ды­вать свои день­ги на плат­фор­мах без како­го-либо нор­ма­тив­но­го кон­тро­ля, когда суще­ству­ют плат­фор­мы с таким кон­тро­лем?

В бли­жай­шие несколь­ко лет мы уви­дим, как будут раз­ви­вать­ся кра­уд­фандин­го­вые плат­фор­мы. Но, без­от­но­си­тель­но того, кто имен­но выжи­вет, выжив­шие плат­фор­мы вполне веро­ят­но будут обла­дать все­ми выше­опи­сан­ны­ми при­зна­ка­ми – это при­зна­ки каче­ствен­ной плат­фор­мы, и это каче­ство, кото­рое ведет к воз­вра­ще­ни­ям инве­сто­рам, что, в свою оче­редь, ведет к успе­ху плат­фор­мы.