Тренды краудфандинга: платформы, которые выживут

По приблизительным оценкам в настоящее время действует более 500 краудфандинговых платформ, а некоторые источники указывают 9 000 зарегистрированных доменных имен, относящихся к краудфандингу. В то время, как эти платформы различаются по таким характеристикам, как размер, тематика, форма вознаграждений инвесторов и…
Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

В статье «Crowdfunding Trends: Which Crowdfunding Sites Will Survive» автор Forbes Райан Калдбек делится прогнозами о будущем краудфандинга: какими качествами будут обладать краудфандинговые платформы будущего.

По приблизительным оценкам в настоящее время действует более 500 краудфандинговых платформ, а некоторые источники указывают 9 000 зарегистрированных доменных имен, относящихся к краудфандингу. В то время, как эти платформы различаются по таким характеристикам, как размер, тематика, форма вознаграждений инвесторов и география, существует еще одна — более важная — характеристика, которая отличает существующие платформы, — качество.

Термин «качество» имеет множество значений, но в контексте разговора о краудфандинговых платформах «качество» значит то, что, чем больше платформа обеспечивает прозрачности и инструментов для принятия информированных решений, ведущих к взаимной финансовой или психологической выгоде как инвесторов, так и предпринимателей, тем выше ее качество.

Краудфандинговые платформы, которые стремятся к достижению этой цели, должны обладать следующими признаками:

1) Различие. В декабре этого года Райан Калдбек (Ryan Caldbeck) сделал предсказание: либо краудфандиговые платформы будут чем-то отличаться, либо умрут в 2013, особенно платформы, основанные на награде инвесторов, где существует Kickstarter и все остальные платформы.

Kickstarter собрал 371 миллион долларов за первые 3,5 года существования и больше 50% от этой суммы только за последние шесть месяцев. Kickstarter продолжает стремительно расти в сегменте краудфандинговых платформ, основанных на вознаграждении инвесторов, и другим платформам необходимо дать пользователям весомую причину не использовать его. Если они не смогут этого сделать, Kickstarter продолжит привлекать лучшие проекты и, соответственно, деньги.

2) Курирование. Kickstarter был не первой краудфандинговой платформой, основанной на награде инвесторов, а Lending Club был не первым peer-to-peer (равный-равному) сайт кредитования. Но ключевая особенность, которая присущая обоим сайтам, — это курирование: платформы помогают инвесторам принять лучшее решение.

В случае с Lending Club, платформа обеспечивает потенциальным инвесторам поддержку от членов команды сайта и полную информацию о заемщиках — от соотношения долга и доходов до информации о том, как заемщик собирается использовать кредит. Это сделало Lending Club самым популярным ресурсом в сегменте.

Платформы должны предоставлять инвесторам поддержку и информацию. Если платформа будет презентовать инвесторам лишь описание и фотографии проектов, они не будут вкладывать в эти проекты деньги.

3) Финансирование крупными инвесторами. Краудфандиновым платформам нужны крупные инвесторы, чтобы выжить, но самые популярные платформы смогут значительно увеличить свой капитал за счет инвестиций. Известно, что венчурные инвестиции успешны в одном из 10 случаев, и этот успех падет на уже популярные краудфандинговые платформы, потому что они, имея большой выбор, смогут выбирать инвесторов с хорошей репутацией. Таким образом, венчурные капиталисты будут внешнем подтверждением успешности краудфандинговых платформ (и фактором, усиливающим разделение их и не очень успешных платформ).

4) Новые предложения и проекты. Рынок краудфандинга работает так же, как и другие рынки — успех будет определяться сетевым эффектом. Проще говоря, крупные инвесторы хотят использовать качественные платформы, а качественные компании хотят быть на платформах с крупными инвесторами. Поскольку и инвесторы, и компании получают дополнительную выгоду от присутствия друг друга на платформе, будет работать сетевой эффект, ведущий к консолидации. Решение инвесторов / компаний относительно того, какая платформа станет их «домом» будет зависеть от количества привлекательных предложений / проектов на данной платформе. Платформы будут рассматриваться с точки зрения того, насколько успешны кампании и какое возвращение инвесторам обеспечивает платформа. Таким образом, чем лучше предложение, тем успешнее платформа.

5) Нормативный контроль. Все основанные на акциях краудфандинговые платформы (например, CirlceUp) должны быть зарегистрированы как брокеры / дилеры. Это будет означать, что бизнес отвечает формальным требованиям, что является важным для инвесторов. Платформы без сертификатов в конечном итоге умрут — почему инвесторы будут вкладывать свои деньги на платформах без какого-либо нормативного контроля, когда существуют платформы с таким контролем?

В ближайшие несколько лет мы увидим, как будут развиваться краудфандинговые платформы. Но, безотносительно того, кто именно выживет, выжившие платформы вполне вероятно будут обладать всеми вышеописанными признаками — это признаки качественной платформы, и это качество, которое ведет к возвращениям инвесторам, что, в свою очередь, ведет к успеху платформы.