Открытые данные и демократия в Африке

ushahidi-645x250
На при­ме­ре Кении мы наблю­да­ем, как откры­тые дан­ные и тех­но­ло­гии могут помочь в реше­нии поли­ти­че­ских про­блем и улуч­шить ситу­а­цию в стране. Но все­гда ли откры­тые дан­ные и тех­но­ло­гии рабо­та­ют?

Бла­го­да­ря таким ини­ци­а­ти­вам как кра­уд­сор­син­го­вая плат­фор­ма Ushahidi и плат­фор­ма Uchaguzi, посвя­щен­ная выбо­рам, Кения явля­ет­ся «пере­до­вой точ­кой» откры­тых дан­ных в Афри­ке.

На недав­ней кон­фе­рен­ции The Next Web Conference Europe Мари­на Гор­бис (Marina Gorbis), дирек­тор Инсти­ту­та буду­ще­го (IFTF), высту­пи­ла с пре­зен­та­ци­ей «При­ро­да буду­ще­го – соци­аль­но струк­ту­ри­ро­ван­ный мир».

Гор­бис опре­де­ля­ет соци­аль­ное струк­ту­ри­ро­ва­ние (socialstructing) как «созда­ние цен­но­сти путем объ­еди­не­ния мик­ро вло­же­ний боль­ши­ми сетя­ми, исполь­зу­ю­щи­ми соци­аль­ные инстру­мен­ты и тех­но­ло­гии». Одной из клю­че­вых идей Гор­бис было изме­не­ние поло­же­ния пра­ви­тель­ства – даль­ше от поли­ти­ков, бли­же к граж­да­нам – бла­го­да­ря откры­тым дан­ным и соци­аль­ным тех­но­ло­ги­ям.

Кения сво­им при­ме­ром дока­за­ла, что с помо­щью тех­но­ло­гий мож­но улуч­шить поли­ти­че­скую ситу­а­цию в стране и дать боль­ше вла­сти ее жите­лям.

Но будут ли такие тех­но­ло­гии рабо­тать в стра­нах с репрес­сив­ны­ми режи­ма­ми?

У Афри­ки есть мно­же­ство исто­рий о сомни­тель­ных резуль­та­тах выбо­ров, исполь­зо­ва­нии пра­ви­тель­ством вла­сти в сво­их целях и т.д., поэто­му, несмот­ря на неко­то­рый успех Кении, не до кон­ца оче­вид­но – доста­точ­но ли откры­тых дан­ных стране для изме­не­ний или все же для нача­ла необ­хо­ди­мо пра­ви­тель­ство, откры­тое для таких изме­не­ний.

Открытое правительство до открытых данных?

По мне­нию Гор­бис, соци­аль­но струк­ту­ри­ро­ван­ное пра­ви­тель­ство пред­по­ла­га­ет исполь­зо­ва­ние откры­тых дан­ных таким обра­зом, что граж­дане могут актив­но участ­во­вать в поли­ти­че­ском про­цес­се.

Но, в то же вре­мя, пра­ви­тель­ство в стра­нах с репрес­сив­ным режи­мом может исполь­зо­вать откры­тые дан­ные и тех­но­ло­гии в сво­их целях, что толь­ко усу­гу­бит суще­ству­ю­щую ситу­а­цию. Прав­да, с воз­рас­та­ю­щей сте­пе­нью исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных, мобиль­ных и Интер­нет-тех­но­ло­гий, кото­рые наде­ля­ют граж­дан неко­то­ро­го рода вла­стью, ситу­а­ция меня­ет­ся.

Тес­са Фин­лев (Tessa Finlev) из Ten-Year Forecast счи­та­ет, что изме­не­ния в том, как будет изби­рать­ся пра­ви­тель­ство и как оно будет управ­лять стра­ной (управ­ле­ние во мно­гом будет опре­де­лять­ся граж­да­на­ми), неот­вра­ти­мы, нуж­но толь­ко вре­мя.

Фин­лев доба­ви­ла, что в неко­то­рых ситу­а­ци­ях исполь­зо­ва­ние откры­тых дан­ных и тех­но­ло­гий в стра­нах с репрес­сив­ным режи­мом может быть опас­но, но, несмот­ря на это, суще­ству­ют спо­со­бы более «без­опас­но­го» исполь­зо­ва­ния дан­ных в дру­гих сфе­рах управ­ле­ния, напри­мер, BudgIT в Ниге­рии.

Идея про­ек­та BudgIT роди­лась на хака­тоне Co-Creation Hub в Ниге­рии в 2011 году. BudgIT вовле­ка­ет граж­дан в про­цесс управ­ле­ния за счет того, что дела­ет более понят­ным меха­низм рабо­ты госу­дар­ствен­но­го бюд­же­та и поз­во­ля­ет остав­лять обрат­ную связь.

Один из при­ме­ров исполь­зо­ва­ния BudgIT – это про­те­сты Occupy Nigeria в 2012 году, во вре­мя кото­рых было под­счи­та­но, что бюд­жет пре­зи­ден­та на еду состав­ля­ет 6,2 мил­ли­о­на дол­ла­ров еже­год­но, и при этом он соби­ра­ет­ся сокра­тить суб­си­дии на топ­ли­во. Твит с этой инфор­ма­ци­ей стал вирус­ным и уси­лил про­тестное дви­же­ние, во вре­мя кото­ро­го жите­ли стра­ны, наря­ду с дру­ги­ми веща­ми, сове­то­ва­ли пре­зи­ден­ту перед тем, как сокра­щать суб­си­дии, рас­смот­реть сокра­ще­ние сво­е­го бюд­же­та на еду.

Фрагмент инфографики BudgIt
Фраг­мент инфо­гра­фи­ки BudgIt

На вопрос, могут ли тех­но­ло­гии и откры­тые дан­ные решить суще­ству­ю­щие в Афри­ке про­бле­мы, Фин­лев отве­ти­ла, что, несмот­ря на то, что тех­но­ло­гии помо­га­ют ста­нов­ле­нию соци­аль­но струк­ту­ри­ро­ван­но­го мира и пра­ви­тель­ства, у людей все еще суще­ству­ют «реаль­ные» нуж­ды – еда, доро­ги, шко­лы, здра­во­охра­не­ние и т.д.