«Velobike» – приложение для пользователей московского городского велопроката

С помощью созданного энтузиастом iPhone-приложения Velobike можно найти ближайшую станцию велопроката, узнать количество свободных велосипедов и замков и точно отследить затраченные время и деньги. Интервью Мы поговорили с автором приложения — Саниулем Ахмедом — о возникновении идеи, использовании открытых данных…
Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

С помощью созданного энтузиастом iPhone-приложения Velobike можно найти ближайшую станцию велопроката, узнать количество свободных велосипедов и замков и точно отследить затраченные время и деньги.

Интервью

Мы поговорили с автором приложения — Саниулем Ахмедом — о возникновении идеи, использовании открытых данных и опыте других стран.

Беседовала Екатерина Изместьева. Июль 2013.

Е.И.: Как появилась идея создать такое приложение?

С.А.: Я узнал, что в начале весны в Москве планируется создать велопрокат. Уже тогда я подумал, что хорошо было бы сделать приложение для iOS. Потом эта идея забылась, но я вспомнил о ней снова за два дня до запуска велопроката — в последних числах мая.

Я обратился в data.mos.ru и в сам Велобайк с вопросом о том, можно ли будет получить доступ к их данным, и никакого ответа вообще не получил. Поэтому я написал автоматический сборщик данных, который каждые несколько минут ходит к ним на сайт и забирает данные. Собственно, на основе этих данных я и написал приложение.

Сначала я планировал работать над ним один — сам сделал в том числе и дизайн, но это вышло не очень привлекательно. Мой знакомый (Кирилл Сидоренко, студия Instapp), который в итоге стал дизайнером приложения, посмотрел и предложил свои услуги.

Е.И.: Как много времени у вас заняла разработка Velobike?

С.А.: Получается, что июнь и часть июля — полтора месяца. Но, на самом деле, большую часть работы я сделал, когда был в отпуске, — это были две недели июня. Днем я работаю (Саниуль — руководитель отдела iOS разработки «Неосфера»), поэтому над приложением я работал только по ночам, по выходным и, собственно, в отпуске.

Е.И.: Какие были цели создания приложения?

С.А.: Ну, во-первых, была такая эгоистичная цель — хотелось, чтобы в App Store было приложение от моего имени. Я работаю на компанию, и все приложения, над которыми мы работаем, соответственно, выпускаются от имени компании.

А так мне показалось, что это будет полезно всем пользователям Велобайка, у которых есть iPhone. Судя по информации на их сайте, они еще не скоро собирались выпустить свое приложение, а мобильный сайт у них, честно говоря, не очень. Кроме того, это очень удобно, когда приложение установлено у тебя на телефоне, и тебе не нужно никуда заходить — ты просто запускаешь приложение, которое быстро показывает нужную информацию.

Е.И.: Приложение доступно только для iPhone?

Да. Версии для iPad нет, и, в принципе, я даже не собирался ее делать в ближайшее время. Есть еще что улучшать в существующей версии.

Е.И.: А как же пользователи других смартфонов?

С.А.: Это немножко не моя специальность… Информацию о том, что приложение вышло, запостил у себя Департамент транспорта, не указав при этом, что это сделали не они, но это уже другая история. Так вот, там люди сразу стали жаловаться, что приложение только для iPhone, что это за пропаганда Apple. Я им ответил, что если бы были открытые данные, то другие разработчики-энтузиасты вполне легко смогли бы сделать версию для Android и версию для Windows Phone.

Е.И.: Т.е. данные, которые использует приложение, не открытые?

С.А.: Не совсем. Открытыми считаются данные, которые официально предоставляются в удобном для разработчиков виде и под какой-то доступной лицензией. Те данные, что я забираю с сайта Велобайка, не предназначены для того, чтобы ими кто-то пользовался, но они находятся в таком месте, что их можно оттуда забирать.

Е.И.: Это легально?

С.А.: Там нигде не указано, что это нелегально, но, наверное, это под вопросом. На самом деле, я сейчас работаю над тем, чтобы связаться с кем-нибудь в IT-департаменте Банка Москвы, который занимается Велобайком, и узнать у них, как они к этому относятся. Если они еще не начали серьезную разработку своего приложения, почему бы не сделать Velobike официальным.

Е.И. Какие у вас дальнейшие планы?

С.А.: Есть планы по развитию приложения. Например, собираемся добавить отображение ближайшей станции метро. Пешеходы все-таки ориентируются скорее по карте метро, чем по карте улиц. Т.е. то, что там написано «улица такая-то, дом такой-то», менее значимо для человека, чем если там будет написано «3 км от станции Кропоткинская». Вот это одно.

Еще хочется сделать карту более информативной. Уже есть достаточно много отзывов о том, что номера велосипедных станций не нужны, лучше наглядно показывать количество велосипедов и свободных мест. Это, в принципе, было очевидным, но мы хотели выпуститься как можно скорее, потому что половина велосезона уже прошла все-таки.

Е.И.: Вы ориентировались на подобные проекты в других странах, когда разрабатывали приложение?

С.А.: Да, я, на самом деле, хорошо знаком с подобными системами. Я учился до этого в Лондоне и писал свою магистерскую, используя открытые данные городского проката там. Такие же данные, просто в удобном формате. И для этого велопроката было написано множество приложений — часть из них успешные, часть — нет. Похожие системы есть и в Париже, и в Нью-Йорке, и в Праге, и в Варшаве. В общем, везде, где появился городской велопрокат, в каком-то виде начали появляться подобные приложения.

Е.И.: Это официальные приложения или они все сделаны сторонними разработчиками?

С.А.: В некоторых странах есть официальные, в некоторых — нет. Например, в Лондоне то ли через 6, то ли через 9 месяцев после запуска велопроката появилось официальное приложение. Но при этом с первого же дня стали доступны открытые данные, которые можно было забирать. И чуть ли не через неделю появилось первое приложение.

Когда было объявлено, что в Лондонском велопрокате была совершена миллионная поездка, был отправлен запрос (на базе закона Freedom of Information Act) в Департамент транспорта (Transport for London) с просьбой обнародовать данные об этом миллионе поездок. Данные обнародовали и было сделано несколько интересных визуализаций, в том числе и исследователями из моего университета, например, такая визуализация.

В российском законодательстве чего-то подобного нет, но я надеюсь через пару месяцев попробовать выпросить у Департамента транспорта эти данные.

Е.А.: Как вы думаете, в ближайшее время появятся другие приложения или появится официальная версия Департамента транспорта?

С.А.: Мне кажется, произойдет и то, и то. Вопрос в том, будет ли департамент или Банк Москвы — они главные спонсоры и вся IT-система лежит на их плечах — препятствовать. Они могут в любой момент сделать мою жизнь и жизнь других разработчиков сложнее. Но я надеюсь на то, что они не будут так делать. С другой стороны, они могли бы и содействовать. Почти одновременно с велопрокатом этой весной запустился портал с открытыми данными — там есть информация о всех станциях метро, там есть информация о всех официально зарегистрированных лежачих полицейских и много других данных. Я надеялся на то, что через пару месяцев там появятся и данные о велопрокате.

Могу еще рассказать вам две забавные истории. Первая: пытался вчера вечером найти где находится станция Велобайка с номером 091. Не нашел. Там, где она нарисована на карте, ничего нет, адреса такого я не нашел. Позвонил в Велобайк, говорят, что все нормально, станция должна быть. На мои слова, что я стою там, где, если верить карте, она должна быть, они никак не отреагировали.

Вторая: тоже вчера вечером — у станции 084 были неправильные координаты, в итоге она отображалась с координатами 0,0 (пересечение экватора и нулевого меридиана) в Африке, в районе Ганы. Сегодня вроде исправили — станция 84 просто не отображается.

Фотографии

Интерфейс приложения Velobike
Интерфейс приложения Velobike
Интерфейс приложения Velobike
Интерфейс приложения Velobike