Пять советов по размещению годового отчета НКО на сайте

2010 Annual Report by Nicholas Felton
2010 Annual Report by Nicholas Felton
Пять сове­тов о фор­ма­те и пра­виль­ном рас­по­ло­же­нии годо­во­го отче­та на сай­те на при­ме­ре побе­ди­те­лей VI кон­кур­са годо­вых отче­тов Цен­тра раз­ви­тия неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций «Точ­ка отсче­та».

1. Где я?

Пер­вое и самое глав­ное пра­ви­ло – поль­зо­ва­тель, впер­вые ока­зав­ший­ся на сай­те, дол­жен сра­зу понять, где он нахо­дит­ся и, глав­ное, где ему соб­ствен­но мож­но най­ти годо­вые отче­ты. Поэто­му крайне важ­на понят­ная струк­ту­ра меню, где по назва­нию ссыл­ки сра­зу ясно, куда она ведет. Сле­до­ва­тель­но, сто­ит забыть о назва­ни­ях: раз­ное, медиа, допол­ни­тель­ные мате­ри­а­лы.

Так как не факт, что поль­зо­ва­тель нач­нет свое путе­ше­ствие по ресур­су с глав­ной стра­ни­цы, то меню долж­но быть дуб­ли­ро­ва­но на каж­дой. В меню обя­за­тель­но долж­но быть под­све­че­но, где сей­час нахо­дит­ся поль­зо­ва­тель.
Если на сай­те нет воз­мож­но­сти сде­лать пункт меню «годо­вые отче­ты» или «отче­ты о дея­тель­но­сти», то сто­ит рас­по­ло­жить отче­ты в раз­де­ле «О нас», на вто­ром уровне. Но ни в коем слу­чае не глуб­же. Здесь дей­ству­ет «пра­ви­ло трех кли­ков» — поль­зо­ва­те­ля и важ­ный мате­ри­ал на сай­те может раз­де­лять толь­ко три нажа­тия на левую кноп­ку мыши.

2. Всему свое место

У годо­вых отче­тов дол­жен быть свой раз­дел. Ни в коем слу­чае не пуб­ли­куй­те отчет толь­ко в ново­стях, пото­му что новость уйдет, и поль­зо­ва­тель не поле­зет за ней в архив. Все отче­ты долж­ны быть собра­ны в одном месте, что­бы поль­зо­ва­тель, во-пер­вых, видел серьез­ное отно­ше­ние к отчет­но­сти в орга­ни­за­ции, во-вто­рых, мог срав­нить ваши резуль­та­ты за несколь­ко лет и понять, что орга­ни­за­ция жива и с каж­дым годом раз­ви­ва­ет­ся все быст­рее.

3. Здесь и сейчас!

Отчет луч­ше все­го вешать на самой стра­ни­це орга­ни­за­ции. Чем мень­ше дей­ствий нуж­но про­из­ве­сти поль­зо­ва­те­лю, тем боль­ше веро­ят­но­сти, что он их сде­ла­ет. Тем более не сто­ит забы­вать, что фай­лы для ска­чи­ва­ния хуже индек­си­ру­ют­ся поис­ко­ви­ка­ми. Фай­лы для ска­чи­ва­ния объ­е­мом более 10 мб в прин­ци­пе не индек­си­ру­ют­ся.

Примеры форматов:

Фонд «Пет­ро­пав­ловск» выбрал для себя фор­мат кра­соч­ной онлайн-кни­ги, кото­рую при жела­нии мож­но ска­чать в фор­ма­те pdf. Бла­го­тво­ри­тель­ный Фонд «Доб­ро­сер­дие» пошел по дру­го­му пути: внут­ри сай­та они поме­сти­ли подроб­ней­ший поквар­таль­ный финан­со­вый отчет. Бла­го­тво­ри­тель­ный Фонд «Волон­те­ры в помощь детям-сиро­там» реа­ли­зо­вал отчет на сай­те, исполь­зуя гиперс­сыл­ки, кар­тин­ки и диа­грам­мы.

4. Чтение в дороге

Не сто­ит забы­вать, что сей­час все боль­шее коли­че­ство людей про­смат­ри­ва­ет сай­ты с помо­щью мобиль­ных устройств (смарт­фо­нов и план­ше­тов). Поэто­му если годо­вой отчет будет гру­зить­ся слиш­ком дол­го, то они могут так и не дождать­ся загруз­ки и уйти с сай­та.

Так­же по этой при­чине не реко­мен­ду­ет­ся вешать отчет в фор­ма­те doc и docx, так как не все мобиль­ные устрой­ства его рас­по­зна­ют. Луч­ше сохра­нить доку­мент в pdf (эта функ­ция доступ­на в Word) или на край­ний слу­чай в про­стой rtf или txt, что­бы не быть зави­си­мым от про­грамм Microsoft.

5. Что делать, если сайта нет?

Нуж­но осо­бо под­черк­нуть, что орга­ни­за­ции обя­за­тель­но сто­ит иметь свой ресурс. Раз­ме­ще­ние отче­та на пор­та­ле НКО или на сай­те дру­гой НКО само по себе хоро­шо, но недо­ста­точ­но, так как ауди­то­рия дру­гих ресур­сов, в первую оче­редь, – сами неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции, а вот отчет дол­жен обра­щать­ся к обыч­ным людям: жерт­во­ва­те­лям и бла­го­по­лу­ча­те­лям.

Сто­ит отме­тить, что даже если у орга­ни­за­ции нет ресур­са на содер­жа­ние на доме­на и хостин­га (до 2000 руб в год), то она все­гда может вос­поль­зо­вать­ся бес­плат­ны­ми кон­струк­то­ра­ми сай­тов или бло­го­вы­ми плат­фор­ма­ми (WordPress.com, Сайт Google, Tumblr). В интер­не­те сей­час их насчи­ты­ва­ет­ся более 50.

Так­же некой заме­ной сай­та может быть пред­ста­ви­тель­ство орга­ни­за­ции в соци­аль­ных сетях. Самы­ми попу­ляр­ны­ми на сего­дняш­ний день счи­та­ют­ся Facebook и ВКон­так­те. И если в Facebook пока не реа­ли­зо­ва­на воз­мож­ность при­кла­ды­вать фай­лы для ска­чи­ва­ния, то ВКон­так­те поз­во­ля­ет не толь­ко выне­сти отче­ты в спе­ци­аль­ный раз­дел в груп­пе, но и при­кла­ды­вать их к постам на стене для про­дви­же­ния.