Сильные и слабые стороны, возможности и проблемы онлайн-образования

4856986697_d26f3f3749
4856986697_d26f3f3749
В бло­ге, посвя­щен­ном обра­зо­ва­нию и обра­зо­ва­тель­но­му про­цес­су Learner Weblog, появи­лась ста­тья об онлайн-обра­зо­ва­нии – его силь­ных и сла­бых сто­ро­нах и тех воз­мож­но­стях и про­бле­мах, кото­рые суще­ству­ют. Пред­став­ля­ем вам ее резю­ме.

Мно­гие видят в онлайн-обра­зо­ва­нии рево­лю­ци­он­ную инно­ва­цию, новую воз­мож­ность полу­че­ния зна­ний и спо­соб­ность демо­кра­ти­зи­ро­вать всю систе­му обра­зо­ва­ния.

Но какие воз­мож­но­сти и труд­но­сти могут быть свя­за­ны с инсти­ту­ци­о­на­ли­за­ци­ей онлайн-обра­зо­ва­ния? Как мож­но улуч­шить онлайн-обра­зо­ва­ние и пре­одо­леть его суще­ству­ю­щие и потен­ци­аль­ные про­бле­мы (при­ва­ти­за­цию, моне­ти­за­цию, откры­тость, пла­ги­ат и огра­ни­чен­ные воз­мож­но­сти для ком­му­ни­ка­ции с про­фес­со­ра­ми)?

1. Сильные стороны онлайн-образования

Про то, чем заме­ча­тель­но онлайн-обра­зо­ва­ние, напи­са­но мно­же­ство ста­тей и обзо­ров. Глав­ные силь­ные сто­ро­ны онлайн-обра­зо­ва­ния – это рав­ный доступ к инфор­ма­ции, низ­кие барье­ры полу­че­ния зна­ний, мобиль­ность, широ­кие воз­мож­но­сти выбо­ра тем и спе­ци­а­ли­за­ций и посто­ян­но обнов­ля­е­мый мате­ри­ал.

2. В чем недостатки и сложности онлайн-образования?

Во-пер­вых, то, что мно­гие упус­ка­ют из вида в пози­тив­ной оцен­ке онлайн-обра­зо­ва­ния, – это «трол­линг» (насмеш­ки, деструк­тив­ные ком­мен­та­рии) и неадек­ват­ное пове­де­ние на онлайн-кур­сах, о чем пишет­ся в отче­те одно­го иссле­до­ва­ния онлайн-обра­зо­ва­ния.

Поль­зу­ясь ано­ним­но­стью в систе­ме онлайн-обра­зо­ва­ния, неко­то­рые сту­ден­ты демон­стри­ру­ют асо­ци­аль­ное пове­де­ние по отно­ше­нию к дру­гим сту­ден­там или пре­по­да­ва­те­лям. Во вре­мя иссле­до­ва­ния обна­ру­жи­лось, что такие субъ­ек­ты трус­ли­во пря­чут­ся за лож­ны­ми email-адре­са­ми. Впро­чем, суще­ству­ет эффек­тив­ное сред­ство борь­бы с «трол­ля­ми» – исклю­че­ние таких сту­ден­тов с кур­са.

Во-вто­рых, могут воз­ни­кать раз­лич­ные инсти­ту­ци­о­наль­ные кон­флик­ты вслед­ствие вве­де­ния онлайн-кур­сов в уни­вер­си­те­ты и изме­не­ния обра­зо­ва­тель­ной систе­мы – резуль­та­ты «под­рыв­ной инно­ва­ции».

3. Возможности онлайн-образования

  1. Пере­ход от обра­зо­ва­тель­ной и биз­нес-моде­ли «про­фес­сор чита­ет лек­ции сту­ден­там» к более кол­ла­бо­ра­тив­ной и интер­ак­тив­ной моде­ли, в кото­рой воз­мож­но воз­ник­но­ве­ние гло­баль­ное вза­и­мо­дей­ствие;
  2. Сме­ще­ние фоку­са обра­зо­ва­ния с фигу­ры пре­по­да­ва­те­ля на сов­мест­ную дея­тель­ность сту­ден­тов;
  3. Воз­мож­но­сти, кото­рые откры­ва­ют­ся с раз­ви­ти­ем и доступ­но­стью тех­но­ло­гий, поз­во­ля­ю­щих делать про­цесс обу­че­ния более пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ным и мак­си­маль­но отве­ча­ю­щим зада­чам и потреб­но­стям каж­до­го сту­ден­та;
  4. Пере­осмыс­ле­ние зна­че­ния про­стых кур­сов и кур­сов с сер­ти­фи­ка­та­ми уни­вер­си­те­тов, а так­же пере­осмыс­ле­ние самой роли уни­вер­си­те­та как эле­мен­та обра­зо­ва­тель­ной систе­мы.

4. Угрозы онлайн-образования

1. Каче­ство – как будет опре­де­лять­ся каче­ство онлайн-обра­зо­ва­ния? Оче­вид­но, что для опре­де­ле­ния каче­ства необ­хо­ди­мо будет учи­ты­вать допол­ни­тель­ные аспек­ты, напри­мер, то, как каче­ство оце­ни­ва­ет­ся и вос­при­ни­ма­ет­ся сту­ден­та­ми-поль­зо­ва­те­ля­ми обра­зо­ва­тель­ных плат­форм.

2. «Под­рыв­ная инно­ва­ция» – в насто­я­щий момент ситу­а­ция выгля­дит так, что извест­ный про­фес­сор, потра­тив­ший вре­мя на запись сво­е­го кур­са, может заме­нить собой прак­ти­че­ски любой ана­ло­гич­ный курс в любом уни­вер­си­те­те. Будет ли след­стви­ем это­го допол­ни­тель­ная кон­ку­рен­ция меж­ду уни­вер­си­те­та­ми или про­фес­со­ра­ми?..

3. Биз­нес-модель. Пока биз­нес-модель онлайн-кур­сов не раз­ра­бо­та­на таким обра­зом, что­бы при­но­сить чистую при­быль, они будут рас­смат­ри­вать­ся уни­вер­си­те­та­ми ско­рее как допол­не­ние к основ­ным, «тра­ди­ци­он­ным» кур­сам.