Сильные и слабые стороны, возможности и проблемы онлайн-образования

4856986697_d26f3f3749
4856986697_d26f3f3749
В блоге, посвященном образованию и образовательному процессу Learner Weblog, появилась статья об онлайн-образовании — его сильных и слабых сторонах и тех возможностях и проблемах, которые существуют. Представляем вам ее резюме.

Многие видят в онлайн-образовании революционную инновацию, новую возможность получения знаний и способность демократизировать всю систему образования.

Но какие возможности и трудности могут быть связаны с институционализацией онлайн-образования? Как можно улучшить онлайн-образование и преодолеть его существующие и потенциальные проблемы (приватизацию, монетизацию, открытость, плагиат и ограниченные возможности для коммуникации с профессорами)?

1. Сильные стороны онлайн-образования

Про то, чем замечательно онлайн-образование, написано множество статей и обзоров. Главные сильные стороны онлайн-образования — это равный доступ к информации, низкие барьеры получения знаний, мобильность, широкие возможности выбора тем и специализаций и постоянно обновляемый  материал.

2. В чем недостатки и сложности онлайн-образования?

Во-первых, то, что многие упускают из вида в позитивной оценке онлайн-образования, — это «троллинг» (насмешки, деструктивные комментарии) и неадекватное поведение на онлайн-курсах, о чем пишется в отчете одного исследования онлайн-образования.

Пользуясь анонимностью в системе онлайн-образования, некоторые студенты демонстрируют асоциальное поведение по отношению к другим студентам или преподавателям. Во время исследования обнаружилось, что такие субъекты трусливо прячутся за ложными email-адресами. Впрочем, существует эффективное средство борьбы с «троллями» — исключение таких студентов с курса.

Во-вторых, могут возникать различные институциональные конфликты вследствие введения онлайн-курсов в университеты и изменения образовательной системы — результаты «подрывной инновации».

3. Возможности онлайн-образования

  1. Переход от образовательной и бизнес-модели «профессор читает лекции студентам» к более коллаборативной и интерактивной модели, в которой возможно возникновение глобальное взаимодействие;
  2. Смещение фокуса образования с фигуры преподавателя на совместную деятельность студентов;
  3. Возможности, которые открываются с развитием и доступностью технологий, позволяющих делать процесс обучения более персонифицированным и максимально отвечающим задачам и потребностям каждого студента;
  4. Переосмысление значения простых курсов и курсов с сертификатами университетов, а также переосмысление самой роли университета как элемента образовательной системы.

4. Угрозы онлайн-образования

1. Качество — как будет определяться качество онлайн-образования? Очевидно, что для определения качества необходимо будет учитывать дополнительные аспекты, например, то, как качество оценивается и воспринимается студентами-пользователями образовательных платформ.

2. «Подрывная инновация» — в настоящий момент ситуация выглядит так, что известный профессор, потративший время на запись своего курса, может заменить собой практически любой аналогичный курс в любом университете. Будет ли следствием этого дополнительная конкуренция между университетами или профессорами?..

3. Бизнес-модель. Пока бизнес-модель онлайн-курсов не разработана таким образом, чтобы приносить чистую прибыль, они будут рассматриваться университетами скорее как дополнение к основным, «традиционным» курсам.