Анатомия устойчивой инновации: как посчитать?

3015229-inline-si-leaders-performance
Инно­ва­ции явля­ют­ся осно­вой сего­дняш­ней эко­но­ми­ки. Но могут ли они в дей­стви­тель­но­сти быть оце­не­ны? Об этом раз­мыш­ля­ет Фэй­с­эл Хок (Faisal Hoque), осно­ва­тель BTM Corporation и ее иссле­до­ва­тель­ской вет­ви – BTM Institute.

Оцен­ка инно­ва­ций – это слож­ная зада­ча. Как мы можем оце­ни­вать спо­соб­но­сти орга­ни­за­ции созда­вать инно­ва­ции и те цен­но­сти, кото­рые она про­из­во­дит в след­ствие это­го? Хок делит­ся иде­я­ми, кото­рые помо­гут понять, как устой­чи­вая инно­ва­ция может рас­смат­ри­вать­ся и оце­ни­вать­ся.

«Устой­чи­вая инно­ва­ция» – это состо­я­ние орга­ни­за­ции, при кото­ром она ста­но­вит­ся спо­соб­на быть инно­ва­ци­он­ной в любом направ­ле­нии сво­ей дея­тель­но­сти: менедж­мен­те, вза­и­мо­дей­ствии с кли­ен­та­ми и внут­ри коман­ды, раз­ра­бот­ке и под­держ­ке про­дук­тов.

Серия иссле­до­ва­ний, про­ве­ден­ных в BTM Institute, помог­ла выявить похо­жие чер­ты мно­гих орга­ни­за­ций – два года назад BTM выпу­сти­ла Индекс устой­чи­вых инно­ва­ций (Sustained Innovation Index), кото­рый пока­зы­вал поло­жи­тель­ное вли­я­ние устой­чи­вых инно­ва­ций на эффек­тив­ность капи­та­ла, при­быль и рост орга­ни­за­ции.

Зрелость организации

Индекс оце­ни­ва­ет зре­лость орга­ни­за­ции и ее спо­соб­ность к устой­чи­вой инно­ва­ции по пяти­балль­ной шка­ле:

Во-пер­вых, в зре­лых орга­ни­за­ци­ях обла­сти кон­вер­гент­ны – идеи в одной обла­сти не изо­ли­ро­ва­ны от дру­гой. Напри­мер, менедж­мент не так дале­ко уда­лен от тех­но­ло­гий.

На мик­ро­уровне это вле­чет за собой меж­дис­ци­пли­нар­ное вза­и­мо­дей­ствие – ника­кая часть орга­ни­за­ции не нахо­дит­ся в ваку­у­ме. Чем боль­ше свя­зи и вза­и­мо­дей­ствия внут­ри орга­ни­за­ции, тем боль­ше ее общий потен­ци­ал.

Нако­нец, инно­ва­ци­он­ные орга­ни­за­ции име­ют инно­ва­ци­он­ную струк­ту­ру. Она может при­ни­мать раз­лич­ные фор­мы, но нуж­но пом­нить, что струк­ту­ра во мно­гом опре­де­ля­ет про­дукт или сер­вис, предо­став­ля­е­мый орга­ни­за­ци­ей.

Анатомия устойчивой инновации

Устой­чи­вая инно­ва­ция осно­вы­ва­ет­ся на раз­лич­ных, но свя­зан­ных друг с дру­гом прак­ти­ках.

Кас­кад­ная модель жиз­нен­но­го цик­ла. Орга­ни­за­ции-лиде­ры исполь­зу­ют типич­ную для инно­ва­ци­он­ных орга­ни­за­ций кас­кад­ную модель жиз­нен­но­го цик­ла, кото­рая начи­на­ет­ся с изоб­ре­те­ния. Но, в отли­чие от боль­шин­ства орга­ни­за­ций, жиз­нен­ный цикл орга­ни­за­ций-лиде­ров вклю­ча­ет в себя так­же ком­мер­че­ский успех, мас­штаб и извест­ность.

Биз­нес-модель. Орга­ни­за­ции-лиде­ры не огра­ни­чи­ва­ют­ся изоб­ре­те­ни­ем ново­го про­дук­та и выпус­ком его на рынок – они ищут новые моде­ли, кото­рые часто ока­зы­ва­ют­ся раз­ру­ши­тель­ны­ми не толь­ко для кон­ку­рен­тов, но и для суще­ству­ю­щей в дан­ной сфе­ре биз­нес-моде­ли.

Куль­тур­ное раз­но­об­ра­зие. Инно­ва­ции тре­бу­ют одно­вре­мен­но и ана­ли­ти­че­ско­го, и твор­че­ско­го мыш­ле­ния. Орга­ни­за­ции-лиде­ры соче­та­ют оба этих под­хо­да при­ме­ни­тель­но к раз­ра­бот­ке и созда­нию про­дук­та и ком­му­ни­ка­ции.

Здесь обна­ру­жи­ва­ет­ся раз­ни­ца меж­ду инно­ва­ци­он­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми и орга­ни­за­ци­я­ми с устой­чи­вой инно­ва­ци­ей – не доста­точ­но про­сто изоб­ре­сти что-нибудь. Мир инно­ва­ций полон исто­рий о том, как изоб­ре­та­тель про­ва­лил­ся, не най­дя спо­со­ба ком­мер­ци­а­ли­зо­вать свое изоб­ре­те­ние. Орга­ни­за­ции-лиде­ры не оста­нав­ли­ва­ют­ся на созда­нии успеш­но­го про­дук­та или сер­ви­са – они ищут все новые спо­со­бы про­из­вод­ства и вза­и­мо­дей­ствия с кли­ен­та­ми.

Создать орга­ни­за­цию с устой­чи­вой инно­ва­ци­ей не про­сто – клю­чом к успе­ху явля­ет­ся непре­рыв­ное улуч­ше­ние на всех уров­нях орга­ни­за­ции.