The Freedom Writers: что учительница проблемного класса может рассказать нам об инновации

http://www.freedomwritersfoundation.org/images/Press%20Kit/FW-01614.JPG
fw
Школь­ная учи­тель­ни­ца Эрин Гру­вэлл, выбро­сив свой учеб­ный план и заме­нив его новой мето­ди­кой пре­по­да­ва­ния, вдох­но­ви­ла уче­ни­ков писать исто­рии об их жиз­ни. Кни­га, полу­чив­ша­я­ся в резуль­та­те, ста­ла бест­сел­ле­ром New York Times и осно­вой для одно­имен­но­го филь­ма «Freedom Writers Diary».

В насто­я­щий момент The Freedom Writers явля­ет­ся одним из самых инно­ва­ци­он­ных под­хо­дов в обра­зо­ва­нии. Но вся исто­рия нача­лась с про­ва­ла Гру­вэлл.

В сере­дине 90-х, моло­дая учи­тель­ни­ца Гру­вэлл зашла в класс 203 в шко­ле Wilson High School в горо­де Лонг-Бич, нахо­дя­щем­ся в Кали­фор­нии. Гру­вэлл была пол­на иде­а­ли­сти­че­ских меч­та­ний о том, как она будет пре­по­да­вать уче­ни­кам «Одис­сею» Гоме­ра и «Соне­ты» Шекс­пи­ра. Вряд ли что-то мог­ло инте­ре­со­вать ее уче­ни­ков, чьи жиз­ни были свя­за­ны глав­ном обра­зом с бед­но­стью и наси­ли­ем, мень­ше.

«В тот день, в сво­ем кра­си­вом пла­тье, я дума­ла, что изме­ню мир. Но я не име­ла ни малей­ше­го пред­став­ле­ния. Мои уче­ни­ки про­ве­ря­ли сооб­ще­ния, кра­си­ли рес­ни­цы и спа­ли на пар­тах. Я пой­ма­ла бумаж­ный само­ле­тик, сде­лан­ный из про­грам­мы мое­го кур­са. После того, как про­зве­нел зво­нок, я услы­ша­ла, как кто-то ска­зал: «Даю ей пять дней».

Но вме­сто того, что­бы сми­рить­ся с уча­стью неува­жа­е­мо­го и неэф­фек­тив­но­го учи­те­ля, Гру­вэлл при­ду­ма­ла новую стра­те­гию обра­зо­ва­ния, кото­рая может исполь­зо­вать­ся в любом биз­не­се, неком­мер­че­ской или ака­де­ми­че­ской орга­ни­за­ции.

Слушайте

Одна­жды в клас­се, пол­ном враж­деб­ных под­рост­ков, к кото­рым она не мог­ла най­ти под­ход, Гру­вэлл пере­хва­ти­ла расист­скую кари­ка­ту­ру. Кари­ка­ту­ра напом­ни­ла ей анти­се­мит­ские изоб­ра­же­ния, исполь­зо­вав­ши­е­ся в нацист­ской про­па­ган­де. Узнав о том, что никто из ее уче­ни­ков нико­гда не слы­шал про Холо­кост, Гру­вэлл разо­зли­лась: «В сколь­ких из вас стре­ля­ли?»

Уче­ни­ки ста­ли заво­ра­чи­вать рука­ва руба­шек и шта­ни­ны, пока­зы­вая свои шра­мы от пуль и ноже­вых ране­ний. Они ста­ли рас­ска­зы­вать о сво­ей жиз­ни, о жесто­ко­сти и наси­лии. Гру­вэлл слу­ша­ла, и пер­вый раз за все вре­мя она смог­ла посмот­реть на жизнь сво­их уче­ни­ков с их пер­спек­ти­вы.

Я поня­ла, что долж­на научить­ся раз­го­ва­ри­вать на их язы­ке, вме­сто того, что­бы ожи­дать, что они будут раз­го­ва­ри­вать на моем.

Сделайте класс (или офис) местом, которое люди воспринимают, как свое

Гру­вэлл осо­зна­ла важ­ность созда­ния тако­го эмо­ци­о­наль­но­го и физи­че­ско­го про­стран­ства, в кото­ром бы ее уче­ни­кам было ком­форт­но и кото­рое они мог­ли бы счи­тать сво­им домом.

Я хоте­ла пока­зать моим уче­ни­кам, что я их не бро­шу, что бы не слу­чи­лось. Класс – это место, куда мож­но при­хо­дить до или после заня­тий. Мы пове­си­ли на сте­ны фото­гра­фии каж­до­го уче­ни­ка – детям это очень понра­ви­лось. Мы пре­вра­ти­ли нашу класс­ную ком­на­ту в наш дом.

Помогайте членам вашей команды расти

У каж­дой орга­ни­за­ции есть свои цели, но что бы орга­ни­за­ции смог­ла достичь этих целей, с тече­ни­ем вре­ме­ни чле­ны коман­ды долж­ны пере­ра­с­ти свои роли и занять новые. В слу­чае Гру­вэлл одним из спо­со­бов было помочь детям най­ти соб­ствен­ный голос.

У каж­до­го ребен­ка есть исто­рия. Наде­ясь, что мои уче­ни­ки были вдох­нов­ле­ны при­ме­ра­ми Анны Франк и дру­гих детей, кото­рые смог­ли пре­вра­тить нега­тив­ный опыт во что-то пози­тив­ное, делая запи­си об этом, я раз­да­ла всем блок­но­ты, что­бы они писа­ли там о сво­ей жиз­ни. Сна­ча­ла было неко­то­рое сопро­тив­ле­ние. Но потом они нача­ли писать. Они писа­ли исто­рии о том, что с ними про­изо­шло, исто­рии, пол­ные зло­сти и печа­ли. Мно­гие из этих исто­рий они нико­му не рас­ска­зы­ва­ли до это­го. Писать обо всем этом и слы­шать исто­рии дру­гих – это ста­ло катар­си­сом, помог­ло при­нять все то, что с ними слу­чи­лось.

Гру­вэлл обна­ру­жи­ла, что воз­мож­но­сти для инди­ви­ду­аль­но­го роста ведут к вели­ким вещам. Никто, во вся­ком слу­чае из уче­ни­ков, не ожи­дал, что их жесто­кие исто­рии ста­нут бест­сел­ле­ром New York Times и по ним сни­мут одно­имен­ный фильм The Freedom Writers Diary.

Боритесь за людей в вашей организации

В неко­то­рых орга­ни­за­ци­ях мене­джер, кото­рый борет­ся за пра­ва сво­их людей, – это ино­пла­нет­ный сце­на­рий. Но когда обра­зо­ва­тель­ная бюро­кра­тия меша­ла Гру­вэлл помо­гать ее уче­ни­кам, она боро­лась. Так, когда ей не выда­ли кни­гу «Над про­па­стью во ржи», она купи­ла ее сама для каж­до­го уче­ни­ка, а когда дирек­тор не раз­ре­шил ее клас­су ехать в Вашинг­тон на встре­чу с Мини­стром обра­зо­ва­ния, она обра­ти­лась к началь­ни­ку всей школь­ной систе­мы.

Борь­ба за людей в коман­де – это не про­сто пре­одо­ле­ние пре­пят­ствий, это так­же осно­ва для дове­рия, лояль­но­сти и боль­шей вовле­чен­но­сти в сов­мест­ные дела.

Найдите эмоциональную поддержку

Быть учи­те­лем – пред­при­ни­ма­те­лем или фри­лан­се­ром – может быть оди­но­ко.

Неко­то­рые счи­та­ют, что если они ищут эмо­ци­о­наль­ную под­держ­ку, то они неудач­ни­ки и не справ­ля­ют­ся. Это не так. Пре­по­да­ва­ние – это команд­ный спорт.

Если у вас будет кто-то, кто пони­ма­ет, чего вы пыта­е­тесь достичь, то этот чело­век смо­жет под­дер­жать вас в труд­ные момен­ты.

Покажите своей команде мир

Не обя­за­тель­но посы­лать коман­ду в опла­чи­ва­е­мый отпуск в Мон­го­лию, но неко­то­рые мен­таль­ные сти­му­ля­то­ры могут быть очень полез­ны тем, что кто все вре­мя вынуж­ден сидеть в офи­се. Гру­вэлл счи­та­ет, что ее уче­ни­ки усво­и­ли мно­гие важ­ные жиз­нен­ные уро­ки имен­но за пре­де­ла­ми класс­ной ком­на­ты.

Мы были в Аушви­це, мы были в Сара­е­во. В кон­це кон­цов, дети научи­лись и ста­ли орга­ни­зо­вы­вать свои поезд­ки сами. В этом кра­со­та обра­зо­ва­ния – дети при­но­сят полу­чен­ные в клас­се зна­ния в свой мир, где они могут пози­тив­но вли­ять на свою семью, дру­зей и сооб­ще­ство в целом.

Поделитесь своей идеей

Гру­вэлл, как и мно­гие дру­гие нова­то­ры, меч­та­ет рас­про­стра­нить свою мето­ди­ку во всем мире.

Наблю­дая за тем, как 150 моих уче­ни­ков закон­чи­ли шко­лу, мно­гих их них – пер­вые в сво­ей семье, кто сде­лал это, я дума­ла о том, мож­но ли при­ме­нить такую обра­зо­ва­тель­ную тех­ни­ку и в дру­гих клас­сах тоже.

Вме­сте со мно­ги­ми быв­ши­ми уче­ни­ка­ми Гру­вэлл созда­ла Freedom Writers Foundation, где они раз­ра­бо­та­ли обра­зо­ва­тель­ную про­грам­му, кото­рая может вдох­но­вить моло­дых людей, неза­ви­си­мо от их воз­рас­та и соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го ста­ту­са, созда­вать изме­не­ния в сво­их сооб­ще­ствах и во всем мире.

Кадр из фильма The Freedom Writers
Кадр из филь­ма The Freedom Writers

Методология Freedom Writers Foundation

Основ­ные поло­же­ния мето­до­ло­гии Freedom Writers Foundation:

  • Уче­ни­ки про­во­дят глу­бо­кий лич­ный и куль­тур­ный ана­лиз с целью улуч­шить свою жизнь и сооб­ще­ство.
  • Учи­тель вни­ма­те­лен и осве­дом­лен о про­бле­мах и слож­но­стях каж­до­го уче­ни­ка.
  • Напи­са­ние исто­рий и рас­сказ о сво­ем опы­те – это дея­тель­ность в сво­бод­ное от основ­ной школь­ной про­грам­мы вре­мя.
  • Про­грам­ма состо­ит из инте­рес­ных и реле­вант­ных худо­же­ствен­ных и доку­мен­таль­ных про­из­ве­де­ний, часто на темы, свя­зан­ные с пра­ва­ми чело­ве­ка.
  • Зада­ния, как пра­ви­ло, явля­ют­ся про­ек­та­ми, с помо­щью кото­рых уче­ни­ки могут пози­тив­но вли­ять на себя или свое сооб­ще­ство.

Необ­хо­ди­мо пом­нить так­же о том, что успех подоб­ной мето­до­ло­гии глав­ным обра­зом зави­сит от учи­те­ля, кото­рый готов вдох­нов­лять и уде­лять доста­точ­но вре­ме­ни и вни­ма­ния каж­до­му сво­е­му уче­ни­ку.