Онлайн-экспедиции в области «Открытых данных»

schoolofdata
School of Data раз­ра­бо­та­ли руко­вод­ство для тех, кто решил про­ве­сти меро­при­я­тие – реа­ли­зо­вать про­ект в обла­сти дан­ных. О том, как собрать коман­ду, рас­пре­де­лить роли и как пре­одо­ле­вать слож­но­сти как в онлайн, так и в оффлайн-меро­при­я­ти­ях – в руко­вод­стве «Guide for Guides», основ­ные момен­ты кото­ро­го мы пере­ве­ли.

Орга­ни­за­ция School of Data зани­ма­ет­ся тем, что помо­га­ет НКО, жур­на­ли­стам и акти­ви­стам полу­чить необ­хо­ди­мые навы­ки рабо­ты с дан­ны­ми, кото­рые помо­гут им в созда­нии рав­но­прав­но­го граж­дан­ско­го обще­ства.

У дан­ных и, в осо­бен­но­сти, откры­тых дан­ных есть огром­ный потен­ци­ал улуч­шить жизнь мно­гих людей, но очень часто люди, кото­рые зани­ма­ют­ся реше­ни­ем суще­ству­ю­щих в обще­стве про­блем, не зна­ют, как эффек­тив­но исполь­зо­вать дан­ные и как дан­ные могут помочь в их мис­сии.

Основ­ная цель шко­лы – научить рабо­те с дан­ны­ми (или вдох­но­вить, если вы уже про­фес­си­о­нал).

Data Expedition – экспедици в область данных

Одним из спо­со­бов обу­че­ния явля­ет­ся Data Expedition – обу­че­ние через иссле­до­ва­ние, «экс­пе­ди­ция» в область дан­ных. Участ­ни­ки таких экс­пе­ди­ций реша­ют какие-либо про­бле­мы, ищут отве­ты на вопро­сы или рабо­та­ют над про­ек­та­ми в обла­сти дан­ных. В осно­ве обу­че­ния лежит два глав­ных прин­ци­па: обу­че­ние через дей­ствие и рабо­та с реаль­ны­ми дан­ны­ми.

Data Expedition – вопло­ще­ние этих прин­ци­пов. После выбо­ра «испы­та­ния» – какой-либо про­бле­мы, кото­рую коман­да хочет решить, участ­ни­ки делят­ся на коман­ды и дума­ют над тем, как решить выбран­ную про­бле­му. Коман­ды, как пра­ви­ло, состо­ят (и вы сами може­те выби­рать свою роль) из чело­ве­ка, кото­рый «рас­ска­зы­ва­ет исто­рию», чело­ве­ка, соби­ра­ю­ще­го дан­ные, ана­ли­ти­ка, инже­не­ра и дизай­не­ра.

Гид

Еще одним важ­ным эле­мен­том каж­дой коман­ды явля­ет­ся гид. Зада­ча гида – быть со сво­ей коман­дой, помо­гать и направ­лять ее в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти – напри­мер, давать мате­ри­а­лы, кото­рые могут помочь в реше­нии теку­щей про­бле­мы.

Для тех, кто доста­точ­но смел для того, что­бы орга­ни­зо­вать и про­ве­сти экс­пе­ди­цию в область дан­ных, шко­ла под­го­то­ви­ла «Руко­вод­ство для гидов», кото­рое может быть так­же исполь­зо­ва­но, если вы хоти­те само­сто­я­тель­но про­ве­сти какое-либо меро­при­я­тие, напри­мер, хака­тон.

Мы про­чи­та­ли руко­вод­ство и выде­ли­ли его основ­ные момен­ты.

Руководство для гида

Гид – это тот чело­век, кото­рый во мно­гом отве­ча­ет за успех всей коман­ды. В обя­зан­но­сти гида вхо­дит:

  • При­ду­мать «квест» – про­бле­му, кото­рая тре­бу­ет реше­ния;
  • Набрать коман­ду;
  • Выбрать спо­со­бы орга­ни­за­ции и ком­му­ни­ка­ции внут­ри коман­ды;
  • Объ­яс­нить зада­чи и рас­пре­де­лить роли;
  • Обес­пе­чить вза­и­мо­дей­ствие в коман­де;
  • Сле­дить, что­бы никто не остал­ся поза­ди;
  • Под­дер­жи­вать в коман­де инте­рес к реше­нию про­бле­мы.

Для того, что­бы стать гидом, жела­тель­но иметь неко­то­рый опыт в той обла­сти, кото­рую вы соби­ра­е­тесь иссле­до­вать, а так же опыт рабо­ты с дан­ны­ми, но ника­ких жест­ких тре­бо­ва­ний к уров­ню зна­ний нет. Един­ствен­ное усло­вие – как и в реаль­ной экс­пе­ди­ции, вы долж­ны оста­вать­ся со сво­ей коман­дой до само­го кон­ца.

Онлайн и оффлайн

Суще­ству­ет два типа экс­пе­ди­ций – онлайн и оффлайн. Для онлайн-экс­пе­ди­ции нуж­но про­сто пред­ло­жить свою тему на сай­те School of Data или по элек­трон­ной почте (schoolofdata [@] okfn.org), и вам помо­гут такую экс­пе­ди­цию орга­ни­зо­вать.

8173129738_06a92976cb_nОдной из клю­че­вых состав­ля­ю­щих успеш­ной оффлайн-экс­пе­ди­ции (хака­то­на и т.д.) явля­ет­ся пра­виль­ное рас­пре­де­ле­ние ролей в коман­де. Что­бы помочь с этим важ­ным момен­том, School of Data под­го­то­ви­ла набор мате­ри­а­лов, осно­ван­ных на роле­вой игре “Dungeons and Dragons”, кото­рые мож­но исполь­зо­вать для инден­ти­фи­ка­ции ролей в груп­пах.

Итак, что­бы про­ве­сти оффлайн-экс­пе­ди­цию, вам пона­до­бит­ся:

  • Мно­го боль­ших листов бума­ги, раз­но­цвет­ные мар­ке­ры и сти­ке­ры.
  • Рас­пе­ча­тан­ная кар­точ­ка участ­ни­ка для каж­до­го (одна сто­ро­на, дру­гая сто­ро­на). На одной сто­роне кар­точ­ки содер­жит­ся основ­ная инфор­ма­ция об участ­ни­ке и схе­ма ролей, а на обрат­ной сто­роне – харак­те­ри­сти­ки, кото­рые опре­де­ля­ют склон­ность к той или иной роли. Кар­точ­ки мож­но исполь­зо­вать для опре­де­ле­ния под­хо­дя­щих ролей для участ­ни­ков – то, в чем они силь­ны, или, наобо­рот, чему хотят научить­ся.
  • Так­же вы може­те купить себе плащ. Это необя­за­тель­но, но помо­га­ет создать атмо­сфе­ру, к тому же, немно­го застен­чи­вые про­грам­ми­сты в пла­щах выгля­дят доволь­но тро­га­тель­но.

Экспедиция

У вас есть идея и вы гото­вы начать экс­пе­ди­цию (не забудь­те назвать свою груп­пу! смеш­ные назва­ния могут помочь вам в тяже­лый момент). Впе­ре­ди вас ждет несколь­ко эта­пов.

Этап 1: Организация всего и набор участников

Если вы про­во­ди­те онлайн-экс­пе­ди­цию, очень важ­но подо­брать удоб­ный и эффек­тив­ный канал ком­му­ни­ка­ции. School of Data сове­ту­ет сде­лать это ДО того, как вы набе­ре­те участ­ни­ков, что­бы не тра­тить вре­мя на кол­лек­тив­ное обсуж­де­ние плат­фор­мы для ком­му­ни­ка­ции (неко­то­рым людям про­сто нра­вит­ся обсуж­дать раз­лич­ные инстру­мен­ты).

Убе­ди­тесь так же, что тот инстру­мент для ком­му­ни­ка­ции, кото­рый вы выбра­ли, похо­дит всем участ­ни­кам (если не все в груп­пе про­грам­ми­сты, то Github может быть не самым луч­шим выбо­ром).

Воз­мож­ные инстру­мен­ты для орга­ни­за­ции рабо­ты груп­пы онлайн:

  • Google Plus груп­па (пуб­лич­ная или при­ват­ная)
  • Google Docs
  • Github (для про­грам­ми­стов)
  • Google Hangouts / Skype (иметь хотя бы ауди­аль­ный кон­такт внут­ри груп­пы – очень полез­но)
  • Лич­ные встре­чи (если есть такая воз­мож­ность)
  • Hackpads / Etherpads
  • Doodle для рас­пи­са­ния встреч

Временные рамки экспедиции

Опре­де­ли­те вре­мен­ные рам­ки экс­пе­ди­ции – как дол­го она будет про­дол­жать­ся? Обя­за­тель­но доне­си­те эту инфор­ма­цию до участ­ни­ков.

Для онлайн-сес­сий нуж­но выби­рать такую про­дол­жи­тель­ность, что­бы участ­ни­ки не слиш­ком уста­ва­ли и сохра­ня­ли кон­цен­тра­цию вни­ма­ния и энту­зи­азм (здесь все инди­ви­ду­аль­но, но, как пра­ви­ло, после 3х часов люди начи­на­ют уста­вать).

Размер группы

Боль­шая груп­па – это более высо­кая веро­ят­ность того, что в коман­де будут люди со все­ми необ­хо­ди­мы­ми навы­ка­ми, но боль­ше шан­сов, что люди будут чув­ство­вать, что у них нет опре­де­лен­ной роли.

Малень­кая груп­па – набор навы­ков не такой широ­кий, но у каж­до­го есть своя опре­де­лен­ная роль.

Для оффлайн-экс­пе­ди­ций луч­ше иметь груп­пу око­ло 8 чело­век, в то вре­мя как для онлайн-экс­пе­ди­ций груп­па может быть зна­чи­тель­но боль­ше – 20–40 чело­век.

Групповая динамика и совместная работа

Когда вы наби­ра­е­те участ­ни­ков груп­пы, кото­рая будет рабо­тать над опре­де­лен­ной темой, нуж­но иметь в виду два момен­та:

1) Либо вы выби­ра­е­те людей, кото­рые уже зна­ют что-то в этой обла­сти, либо, если вы може­те рабо­тать с совсем нович­ка­ми, вам сле­ду­ет сде­лать какое-то вве­де­ние в тему – лек­цию, видео или обсуж­де­ние, что­бы участ­ни­ки боль­ше узна­ли о том, что им пред­сто­ит и что было сде­ла­но до них.

2) Хоти­те ли вы, что­бы у участ­ни­ков был один уро­вень зна­ний и навы­ков, или раз­ные? School of Data поощ­ря­ет сме­ши­вать людей с раз­ны­ми навы­ка­ми – так они смо­гут учить­ся друг у дру­га.

Этап 2: Знакомство и распределение ролей

Общее зна­ком­ство нуж­но для того, что­бы все смог­ли понять, каки­ми навы­ка­ми обла­да­ют при­сут­ству­ю­щие люди, и для того, что­бы все пого­во­ри­ли (это сде­ла­ет даль­ней­шее обще­ние участ­ни­ков лег­че).

В онлайн-экс­пе­ди­ции общее зна­ком­ство мож­но орга­ни­зо­вать сле­ду­ю­щим обра­зом:

  • Google Hangouts – участ­ни­ки смо­гут уви­деть друг друг
  • Участ­ни­ки дела­ют про­стые схе­мы / диа­грам­мы с клю­че­вы­ми фак­та­ми о себе
  • Созда­ние онлайн-вер­сии кар­точ­ки участ­ни­ка
  • Пись­ма, в кото­рых участ­ни­ки пред­став­ля­ют­ся по име­нам, сооб­ща­ют, отку­да они, с чем они могут помочь и чему хотят научить­ся

Распределение ролей

8172339840_4e8abee0b9_nОдна из самых непро­стых задач – это убе­дить­ся, что у всех участ­ни­ков коман­ды есть опре­де­лен­ная роль. School of Data в сво­их экс­пе­ди­ци­ях как пра­ви­ло дает участ­ни­кам выби­рать роли самим – так они яснее пони­ма­ют, что им нуж­но делать, и пони­ма­ют так­же, насколь­ко они важ­ны в коман­де.

Роли:

  • Рас­сказ­чик – чело­век, кото­рые уме­ет нахо­дить инте­рес­ное в раз­ных темах и созда­вать исто­рии, кото­рые при­вле­ка­ют ауди­то­рию.
  • Ска­ут – нахо­дит инфор­ма­цию в Интер­не­те (может быть как тех­ни­че­ским, так и не тех­ни­че­ским спе­ци­а­ли­стом, в зави­си­мо­сти от слож­но­сти дан­ных, кото­рые тре­бу­ют­ся).
  • Ана­ли­тик – ана­ли­зи­ру­ет собран­ные ска­у­том дан­ные и про­ве­ря­ет выдви­ну­тые рас­сказ­чи­ком гипо­те­зы.
  • Инже­не­ры – «соби­ра­ют» финаль­ный резуль­тат с помо­щью груп­пы. Инже­не­ры, как пра­ви­ло, тех­ни­че­ские спе­ци­а­ли­сты.
  • Дизай­не­ры – дела­ют кра­си­вым резуль­тат и сле­дят за тем, что­бы исто­рия дей­стви­тель­но была рас­ска­за­на через дан­ные.

Дан­ный набор ролей – не более, чем руко­вод­ство, его мож­но адап­ти­ро­вать и изме­нять!

Пусть участ­ни­ки ука­зы­ва­ют так­же те роли и навы­ки, кото­рые они хоте­ли бы раз­вить, – поощ­ряй­те их к рабо­те с теми, у кого эти навы­ки силь­ны.

Этап 3: Экспедиция началась!

8172313597_c277cec973_n

Необ­хо­ди­мо сфор­му­ли­ро­вать ваш вопрос – что и как вы хоти­те полу­чить в ито­ге. Это тот этап моз­го­во­го штур­ма, на кото­ром вам пона­до­бит­ся мно­го бума­ги и сти­ке­ров. В слу­чае онлайн-экс­пе­ди­ции вос­поль­зуй­тесь упо­мя­ну­ты­ми выше инстру­мен­та­ми.

Уста­но­ви­те лимит вре­ме­ни для это­го эта­па, что­бы вы смог­ли перей­ти к дру­гим. Если воз­ник­нет необ­хо­ди­мость, вы все­гда може­те вер­нуть­ся.

Этап 4: Поиск и анализ данных

Как толь­ко цель опре­де­ле­на, ска­у­ты начи­на­ют искать дан­ные. Воз­мож­но ли най­ти дан­ные, отве­ча­ю­щие на постав­лен­ный вопрос? На этом эта­пе рас­сказ­чи­ки могут начи­тать доку­мен­ти­ро­вать про­цесс для финаль­но­го отче­та.

Этап 5: Рассказ истории

Дизай­не­ры и инже­не­ры кон­цен­три­ру­ют­ся на том, как мож­но пред­ста­вить инфор­ма­цию (осталь­ные чле­ны коман­ды так­же при­ни­ма­ют уча­стие в обсуж­де­нии).

Этап 6: Завершение

Участ­ни­ки экс­пе­ди­ции доку­мен­ти­ру­ют свои / общие успе­хи и про­ва­лы, что сра­бо­та­ло, какие дан­ные были най­де­ны и где, какие инстру­мен­ты исполь­зо­ва­лись в ходе рабо­ты.

Не забудь­те поде­лить­ся сво­и­ми резуль­та­та­ми!

Советы по проведению экспедиции

Про­во­дить любое меро­при­я­тие непро­сто. Несколь­ко сове­тов, кото­рые могут вам помочь:

  • Про­во­ди­те Hangouts – регу­ляр­ное обще­ние помо­жет укре­пить команд­ный дух.
  • Устра­и­вай­те мини-сприн­ты: «Сле­ду­ю­щие 5 минут мы дела­ем …»
  • Ком­му­ни­ци­руй­те чаще – зада­вай­те вопро­сы, давай­те под­сказ­ки, выра­жай­те свой вос­торг.
  • Если вы встре­ча­е­тесь оффлайн – делай­те пере­ры­вы. Дыши­те воз­ду­хом и делай­те физи­че­скую раз­мин­ку.

Если вы реши­ли про­ве­сти свою экс­пе­ди­цию, то School of Data все­гда будут рады вам помочь.

Фото­гра­фии: School of Data