Как организовать хакатон: методология и рекомендации

Разработка веб-сервиса на Geek Girl Te-ST Camp
Разработка веб-сервиса на Geek Girl Te-ST Camp
За 1,5 года рабо­ты Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий про­ве­ла 6 хака­то­нов в Санкт-Петер­бур­ге, Ниж­нем Нов­го­ро­де, Ека­те­рин­бур­ге и Москве. Хака­тон – двух­днев­ный мара­фон раз­ра­бот­ки при­ло­же­ний, во вре­мя кото­ро­го идеи транс­фор­ми­ру­ют­ся в гото­вую к тестри­ро­ва­нию аль­фа-вер­сию про­дук­та. Здесь, опи­ра­ясь на ста­тью «Руко­вод­ство для руко­во­ди­те­лей» (Guide for Guides), мы опи­шем основ­ные аспек­ты про­ве­де­ния хака­то­на на осно­ве откры­тых дан­ных.

В насто­я­щий момент, несмот­ря на общую про­бле­му закры­то­сти дан­ных, коли­че­ство откры­тых дата-сэтов пре­вы­ша­ет коли­че­ство создан­ных на их осно­ве веб-про­ек­тов и ста­тей. Полу­ча­ет­ся, что несмот­ря на бур­ное дви­же­ние впе­ред обще­ствен­ни­ки, НКО и жур­на­ли­сты по-преж­не­му недо­оце­ни­ва­ют воз­мож­но­сти исполь­зо­ва­ния откры­тых дан­ных в сво­ей рабо­те. Кажет­ся, луч­шим спо­со­бом изме­нить ситу­а­цию явля­ет­ся объ­еди­не­ние спе­ци­а­ли­стов для иссле­до­ва­ния и созда­ния сов­мест­но­го про­дук­та: жур­на­лист­ско­го рас­сле­до­ва­ния, веб-про­ек­та, нави­га­ци­он­но­го реше­ния, интер­ак­тив­ной инфо­гра­фи­ки.

В тече­ние осе­ни в Москве и Санкт-Петер­бур­ге про­шло сра­зу несколь­ко хака­то­нов: в нача­ле сен­тяб­ря Strelka сов­мест­но с British Council про­ве­ла хака­тон, посвя­щен­ный созда­нию реше­ний для Поли­те­ха и Биб­лио­те­ки им. Лени­на, затем в Санкт-Петер­бур­ге про­шел хака­тон Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий Open Data Hackathon, а в сере­дине нояб­ря – хака­тон РИА Ново­сти для жур­на­ли­стов.

Орга­ни­за­то­ры обме­ни­ва­ют­ся опы­том и при­смат­ри­ва­ют­ся к иде­ям по улуч­ше­нию про­цес­са, поэто­му мы реши­ли опуб­ли­ко­вать основ­ные идеи и реко­мен­да­ции по про­ве­де­нию хака­то­нов – самых дина­мич­ных меро­при­я­тий по веб-раз­ра­бот­ке.

Участники хакатона

Область дея­тель­но­сти и навы­ки участ­ни­ков хака­то­на силь­но зави­сят от тема­ти­ки и фор­ма­та уча­стия. Но посколь­ку чаще все­го хака­тон – это меро­при­я­тие для тех­ни­че­ских спе­ци­а­ли­стов, мож­но выде­лить сле­ду­ю­щие спе­ци­а­ли­за­ции:

  • Автор идеи – это чело­век, кото­рый заяв­ля­ет идею, кото­рую он пре­зен­ту­ет на хака­тоне. Ино­гда до нача­ла меро­при­я­тия про­во­дит­ся откры­тая пре­зен­та­ция, направ­лен­ная на то, что­бы при­шед­шие участ­ни­ки мог­ли луч­ше позна­ко­мить­ся меж­ду собой и выбрать коман­ду (если они при­шли без идей). Может полу­чить­ся, что автор идеи не име­ет навы­ков про­грам­ми­ро­ва­ния, не явля­ет­ся дизай­не­ром – тогда в его зада­чи вхо­дит убе­дить нуж­ных ему людей при­со­еди­нить­ся к его коман­де. В про­тив­ном слу­чае, он не спра­вит­ся с зада­ча­ми созда­ния про­то­ти­па и веб-про­дук­та.
  • «Раз­вед­чик» – чело­век, кото­рый точ­но зна­ет, где мож­но най­ти реше­ние для постав­лен­ной зада­чи. Напри­мер, если речь идет о созда­нии при­ло­же­ния на осно­ве откры­тых дан­ных, он дол­жен пони­мать, где мож­но най­ти нуж­ный набор дан­ных (дата-сэт). Так­же этот чело­век может выпол­нять функ­цию иссле­до­ва­ния – изу­чать рынок, потен­ци­аль­ных парт­не­ров, кон­ку­рен­тов, воз­мож­ные аль­тер­на­ти­вы исполь­зо­ва­ния при­ло­же­ния.
  • Дизай­нер – чело­век, кото­рый может визу­а­ли­зи­ро­вать раз­ра­бо­тан­ный про­то­тип. Важ­но пони­мать, что ско­рее все­го, в усло­ви­ях огра­ни­чен­но­го вре­ме­ни, дизай­нер не смо­жет нари­со­вать ниче­го слож­но­го и кра­си­во­го – намно­го важ­нее сосре­до­то­чить­ся на том, что­бы была чет­ко и про­сто визу­а­ли­зи­ро­ва­на идея про­дук­та: что­бы интер­фейс сам за себя гово­рил о том, как будет исполь­зо­вать­ся при­ло­же­ние. В слу­чае, если поло­ви­на меха­ник не будет отри­со­ва­на, кра­си­вые кноп­ки не спа­сут.
  • Раз­ра­бот­чик – про­грам­мист, кото­рый смо­жет запро­грам­ми­ро­вать при­ду­ман­ное в рам­ках хака­то­на реше­ние.

Распределение функций организаторов

Все хака­то­ны про­хо­дят по-раз­но­му, но есть базо­вый набор функ­ций, кото­рые долж­ны рас­пре­де­лять­ся меж­ду орга­ни­за­то­ра­ми.

  • Заказ­чи­ки – люди или орга­ни­за­то­ры, кото­рые постав­ля­ют «заказ»: фор­му­ли­ру­ют про­бле­му, кото­рую пред­сто­ит решить в фор­ма­те хака­то­на. Ино­гда участ­ни­ки хака­то­на при­хо­дят со сво­и­ми иде­я­ми, но ино­гда зада­чи ста­вят­ся внеш­ни­ми инсти­ту­та­ми: напри­мер, в рам­ках хака­то­на Инсти­ту­та Strelka и British Council Поли­тех­ни­че­ский музей, кото­рый закры­ва­ет­ся на 6 лет в свя­зи с рекон­струк­ци­ей, поста­вил зада­чу при­ду­мать такие при­ло­же­ния (или оффлайн-реше­ния), что­бы моск­ви­чи за это вре­мя не забы­ли об экс­по­на­тах музея. Участ­ни­ки хака­то­на узна­ли о зада­че толь­ко прий­дя на меро­при­я­тие – ни у кого из них не было зара­нее заго­тов­лен­ной идеи или реше­ния. На Open Data Hackathon в Петер­бур­ге «заказ­чи­ка­ми» ста­ли неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции и пред­ста­ви­те­ли реги­о­наль­ных пор­та­лов откры­тых дан­ных, предо­ста­вив­ших дата-сэты, на осно­ве кото­рых мож­но было создать новые при­ло­же­ния.
  • Мен­то­ры – при­гла­шен­ные экс­пер­ты в раз­ных направ­ле­ни­ях, кото­рые гото­вы кон­суль­ти­ро­вать участ­ни­ков хака­то­на по их инди­ви­ду­аль­ным запро­сам. На хака­то­нах Теп­ли­цы все­гда есть спе­ци­а­ли­сты в обла­сти юза­би­ли­ти, моне­ти­за­ции про­ек­та, стра­те­ги­че­ско­го раз­ви­тия про­ек­та, дизай­не­ры и инфор­ма­ци­он­ные архи­тек­то­ры. Они могут под­ска­зать, как «отто­чить» идею, полу­чив каче­ствен­ную модель мини­маль­но­го жиз­не­спо­соб­но­го про­дук­та, кото­рую мож­но будет пре­зен­то­вать жюри.
  • Фаси­ли­та­то­ры – в слу­чае, если на хака­тоне при­сут­ству­ют 4–6 команд, вполне реаль­но обес­пе­чить их фаси­ли­та­то­ра­ми – спе­ци­а­ли­ста­ми, кото­рые на про­тя­же­нии все­го вре­ме­ни будут кон­тро­ли­ро­вать рас­пре­де­ле­ние вре­ме­ни, поста­нов­ку задач, моти­ви­ро­вать участ­ни­ков груп­пы к сов­мест­ной рабо­те. Из-за того, что на хака­тон при­хо­дят раз­ные, незна­ко­мые меж­ду собой люди, а неко­то­рые идеи доста­точ­но спор­ные, часто воз­ни­ка­ют спо­ры и дис­кус­сии, деструк­тив­но вли­я­ю­щие на про­цесс. В зада­чи фаси­ли­та­то­ра вхо­дит моде­ри­ро­ва­ние про­цес­са.
  • Чле­ны жюри – экс­пер­ты раз­ных направ­ле­ний, кото­рые участ­ву­ют в выбо­ре про­ек­та – побе­ди­те­ля. Орга­ни­за­то­рам нуж­но поза­бо­тить­ся о том, что­бы чле­ны жюри полу­чи­ли пра­виль­ное пред­став­ле­ние о кри­те­ри­ях оцен­ке и опи­ра­лись не толь­ко на субъ­ек­тив­ное впе­чат­ле­ние, но на зара­нее про­ду­ман­ную систе­му оцен­ки.
Защита проектов на хакатоне Art Lab в Институте Strelka
Защи­та про­ек­тов на хака­тоне Art Lab в Инсти­ту­те Strelka

Инструменты для организации хакатона

Хакатон в реальном времени и пространстве

Как пра­ви­ло, хака­то­ны про­хо­дят в реаль­ном вре­ме­ни и реаль­ном про­стран­стве, так как смысл меро­при­я­тия не толь­ко в раз­ра­бот­ке, но и в зна­ком­стве и спло­че­нии участ­ни­ков раз­ных спе­ци­а­ли­за­ций (что, конеч­но, удоб­нее делать в тече­ние огра­ни­чен­но­го вре­ме­ни и в закры­том поме­ще­нии, чем уда­лен­но). Для того, что­бы коман­да рабо­та­ла эффек­тив­но, орга­ни­за­то­рам необ­хо­ди­мо преду­смот­реть пол­ный набор инстру­мен­тов для про­то­ти­пи­ро­ва­ния и ком­му­ни­ка­ции.

  • CollabFinder или соб­ствен­ный сайт – это пло­щад­ка для пер­во­го зна­ком­ства участ­ни­ков хака­то­на, где мож­но опуб­ли­ко­вать свою идею или най­ти коман­ду. CollabFinder доста­точ­но слож­но исполь­зо­вать в пер­вый раз, но если вы при­гла­ша­е­те на хака­тон тех­ни­че­ских спе­ци­а­ли­стов, кото­рые участ­во­ва­ли в таких меро­при­я­ти­ях рань­ше, про­блем воз­ник­нуть не долж­но. Теп­ли­ца исполь­зо­ва­ла CollabFinder при орга­ни­за­ции Open Data Hackathon в Петер­бур­ге.
Фрагмент страницы группы Open Data Hackathon на СollabFinder
Фраг­мент стра­ни­цы груп­пы Open Data Hackathon на СollabFinder
  • При­ме­ры исполь­зо­ва­ния соб­ствен­ных сай­тов для орга­ни­за­ции хака­то­нов:

Сайт хака­то­на Тест-кэмп Петер­бург Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий

Фрагмент сайта ТеСТ-кэмп Петербург
Фраг­мент сай­та ТеСТ-кэмп Петер­бург

Сайт хака­то­на ChallengeSlavery, кото­рый прой­дет в кон­це нояб­ря в Укра­ине. Тема­ти­ка хака­то­на – борь­ба с траф­фи­ком и рабо­тор­гов­лей.

Фрагмент сайта Challenge Slavery
Фраг­мент сай­та Challenge Slavery
  • Про­то­ти­пи­ро­ва­ние – созда­ние маке­та буду­ще­го про­ек­та (веб-при­ло­же­ния) – одна из пер­вых ста­дий любо­го хака­то­на. В про­цес­се про­то­ти­пи­ро­ва­ния рож­да­ет­ся пред­став­ле­ние о том, каким будет интер­фейс, меха­ни­ка, пове­де­ние поль­зо­ва­те­ля. Очень часто на про­то­ти­пи­ро­ва­нии раз­ра­бот­ка в рам­ках хака­то­на закан­чи­ва­ет­ся – участ­ни­ки полу­ча­ют деталь­ное пред­став­ле­ние о том, как будет рабо­тать их про­дукт, какие функ­ции он будет выпол­нять. Ино­гда ста­но­вит­ся понят­но, что рабо­тать про­дукт не будет – пер­во­на­чаль­ная идея, с кото­рой автор при­хо­дит на меро­при­я­тие, транс­фор­ми­ру­ет­ся в дру­гую. Обыч­но для про­то­ти­пи­ро­ва­ния мы поль­зу­ем­ся про­дук­том Balsamiq Mosckups, с помо­щью кото­ро­го мож­но нари­со­вать схе­ма­тич­ный, но в то же вре­мя очень орга­нич­ный интер­фейс буду­ще­го сай­та.
Balsamiq Mosckups
Balsamiq Mosckups

Онлайн-экспедиция открытых данных

В слу­чае, если мара­фон раз­ра­бот­ки про­хо­дит онлайн, его орга­ни­за­то­рам при­го­дят­ся сле­ду­ю­щие инстру­мен­ты:

  • Google Plus Groups – бес­плат­ный инстру­мент для объ­еди­не­ния участ­ни­ков с целью обме­на инфор­ма­ци­ей, фай­ла­ми и ссыл­ка­ми. Плюс заклю­ча­ет­ся в том, что участ­ни­кам не прий­дет­ся реги­стри­ро­вать­ся зано­во – при­ло­же­ние доступ­но всем, у кого уже есть поч­та на gmail;
  • Google Docs – реко­мен­ду­ет­ся для сов­мест­но­го редак­ти­ро­ва­ния и ком­мен­ти­ро­ва­ния доку­мен­тов в реаль­ном вре­ме­ни – бес­плат­но для исполь­зо­ва­ния и суще­ствен­но упро­ща­ет обнов­ле­ние доку­мен­та­ции про­ек­тов;
  • Github – гло­баль­ный архив для хра­не­ния про­грамм­ных кодов, откры­тых для исполь­зо­ва­ния;
  • Skype, Google Hangouts – оба при­ло­же­ния дают воз­мож­ность бес­плат­но ком­му­ни­ци­ро­вать с коман­дой, объ­еди­нять­ся в груп­пы и демон­стри­ро­вать полу­чен­ные резуль­та­ты на экране.

С дру­ги­ми бес­плат­ны­ми при­ло­же­ни­я­ми, кото­рые пона­до­бят­ся в про­цес­се вир­ту­аль­но­го мара­фо­на раз­ра­бот­ки мож­но позна­ко­мить­ся в раз­де­ле «Инстру­мен­ты» на нашем сай­те.