MicroMappers: новый краудсорсинговый инструмент для кризисного картографирования

micromapper-severesample-img
При помо­щи ново­го кра­уд­сор­син­го­во­го инстру­мен­та MicroMappers, исполь­зу­ю­ще­го инфор­ма­цию из соци­аль­ных медиа, волон­те­ры из любой точ­ки пла­не­ты могут участ­во­вать в созда­нии карт, кото­рые затем при­ме­ня­ют­ся в рабо­те спа­са­тель­ных групп при сти­хий­ных бед­стви­ях.

Чрез­вы­чай­ные про­ис­ше­ствия и ката­стро­фы могут повлечь за собой хаос и соци­аль­ные медиа часто спо­соб­ству­ют это­му – сот­ни тысяч тви­тов, посты на Facebook и Instagram дела­ют прак­ти­че­ски невоз­мож­ным пони­ма­ние того, кому и где дей­стви­тель­но нуж­на помощь.

Поэто­му «кри­зис­ный кар­то­граф» Пат­рик Мей­ер (Patrick Meier) изоб­рел новый кра­уд­сор­син­го­вый инстру­мент, исполь­зу­ю­щий инфор­ма­ци­он­ные воз­мож­но­сти соци­аль­ных сетей для повы­ше­ния ско­ро­сти и эффек­тив­но­сти уси­лий по ока­за­нию помо­щи при сти­хий­ных бед­стви­ях. В насто­я­щий момент новый инстру­мент исполь­зу­ет­ся для помо­щи в борь­бе с послед­стви­я­ми про­дол­жа­ю­ще­го­ся супер­тай­фу­на «Хай­ян» на Филип­пи­нах.

Мей­ер – дирек­тор по соци­аль­ным инно­ва­ци­ям (Qatar Foundation’s Computing Research Institute). Он зани­ма­ет­ся раз­ра­бот­кой таких инстру­мен­тов, как новый MicroMappers, быст­ро ана­ли­зи­ру­ю­щий дан­ные в Интер­не­те – от тви­тов до загру­жен­ных фото­гра­фий – и отоб­ра­жа­ю­щий полу­чен­ную инфор­ма­цию на кар­тах.

Спа­са­те­ли могут исполь­зо­вать такие кар­ты – меня­ю­щи­е­ся в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни в зави­си­мо­сти от посту­па­ю­щей инфор­ма­ции – для кор­рек­ти­ров­ки сво­их пла­нов помо­щи постра­дав­шим.

Осве­дом­лен­ность о ситу­а­ции в дан­ный момент – это ключ к пра­виль­но­му рас­пре­де­ле­нию ресур­сов. Исполь­зо­вать дина­мич­ные меня­ю­щи­е­ся кар­ты – это все рав­но что иметь вер­то­лет, с кото­ро­го мож­но смот­реть и оце­ни­вать про­ис­хо­дя­щее. Несколь­ко лет назад такие тех­но­ло­гии про­сто не мог­ли суще­ство­вать.

Пат­рик Мей­ер

Пат­рик отве­тил на вопро­сы National Geographic о про­ек­те.

Как новый инструмент поможет жертвам тайфуна?

MicroMappers был раз­ра­бо­тан для того, что­бы быст­ро тэги­ро­вать десят­ки тысяч тви­тов (в ско­ром вре­ме­ни и фото­гра­фий) с Филип­пин. Волон­те­ры со все­го мира могут под­клю­чить­ся к помо­щи – для это­го им про­сто нуж­но про­смат­ри­вать тви­ты и отме­чать те, кото­рые отно­сят­ся к кате­го­ри­ям «прось­ба о помо­щи», «повре­жде­ние инфра­струк­ту­ры» и «пере­ме­ще­ние насе­ле­ния».

Тэги­ро­вать тви­ты очень про­сто – от волон­те­ров не тре­бу­ет­ся ника­кой спе­ци­аль­ный опыт, толь­ко Интер­нет и базо­вое зна­ние англий­ско­го язы­ка. Помочь может каж­дый – для это­го нуж­но при­со­еди­нить­ся к про­ек­ту.

MicroMappers
MicroMappers

Как проверяется информация?

Во-пер­вых, исполь­зу­ют­ся встро­ен­ные меха­низ­мы кон­тро­ля каче­ства – это зна­чит, что каж­дый твит или фото­гра­фии были тэги­ро­ва­ны как мини­мум тре­мя раз­ны­ми волон­те­ра­ми. Т.е. если три раз­ных чело­ве­ка опре­де­ли­ли твит или фото­гра­фию оди­на­ко­вым обра­зом, мы при­ни­ма­ем эти дан­ные. Во-вто­рых, полу­чен­ные дан­ные допол­ни­тель­но про­ве­ря­ют­ся волон­те­ра­ми, для обес­пе­че­ния точ­но­сти и реле­вант­но­сти инфор­ма­ции.

Бывают ли ложные сообщения о бедствиях?

Да, как и лож­ные ново­сти в СМИ. Но, как пра­ви­ло, их немно­го. Кро­ме того, мы можем авто­ма­ти­че­ски пред­ска­зы­вать то, насколь­ко мож­но дове­рять тви­ту. Наш кол­ле­га из BBC’s User Generated Content Hub с 2005 года зани­ма­ет­ся вери­фи­ка­ци­ей поль­зо­ва­тель­ской инфор­ма­ции в Интер­не­те – суще­ству­ют раз­лич­ные стра­те­гии и так­ти­ки такой вери­фи­ка­ции и мы ста­ра­ем­ся при­ме­нять их в нашей рабо­те. Но финаль­ное реше­ние об обос­но­ван­но­сти инфор­ма­ции при­ни­ма­ет­ся ОНН на Филип­пи­нах.

Как осуществляется координация со спасателями?

Коор­ди­на­ция со спа­са­те­ля­ми осу­ществ­ля­ет­ся через орга­ни­за­цию Digital Humanitarian Network, кото­рая явля­ет­ся посред­ни­ком меж­ду гума­ни­тар­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми и гло­баль­ной сетью волон­те­ров.

Если ли какие-то особенные проблемы в ситуации с тайфуном «Хайян»?

Глав­ная труд­ность – это все вре­мя сле­дить за тем, что­бы плат­фор­ма MicroMappers не сло­ма­лась из-за боль­шо­го чис­ла волон­те­ров! В про­шлом году мы уже име­ли дело с тай­фу­ном на Филип­пи­нах (тай­фун Бофа), поэто­му у нас уже есть неко­то­рый опыт того, как про­во­дить подоб­ные опе­ра­ции.

Как распространение мобильных устройств на Филиппинах сказалось на вашей работе?

Это опре­де­лен­но нам очень силь­но помог­ло. Кро­ме того, филип­пин­цы – актив­ные поль­зо­ва­те­ли соци­аль­ных медиа, поэто­му они пуб­ли­ку­ют мно­го раз­но­об­раз­ной инфор­ма­ции в соци­аль­ные сети во вре­мя ката­строф.

Если срав­нить это с зем­ле­тря­се­ни­ем в Паки­стане в сен­тяб­ре, когда у нас не было прак­ти­че­ски ника­кой инфор­ма­ции в соци­аль­ных медиа, с кото­рой мы мог­ли бы рабо­тать, то да, рас­про­стра­не­ние мобиль­ных устройств и соци­аль­ных медиа зна­чи­тель­но меня­ет ситу­а­цию.