Цикл статей «Эффективный сайт некоммерческой организации». Вопросы миграции

migration
migration
При существенной перестройке сайта неизбежно возникают вопросы, связанные с миграцией от пусть и старого и неэффективного, но привычного и прописавшегося в Сети ресурса, на новый. Сегодня мне хотелось бы поговорить о двух важных аспектах такого переезда, не связанных непосредственно с дизайном и поведением сайта, а потому часто остающихся за бортом контрактов на разработку.

Во время всей жизни сайта в Сети накапливаются ссылки на него: публикации в блогах и на других сайтах, перепосты в социальных сетях, информация в индексе поисковых систем. Все эти ниточки-паутинки, опутывающие его, необходимы для его жизни. Они – связь с другими ресурсами, с самой Сетью, они как штамп о регистрации утверждают саму возможность его существования – возможность быть найденным и посещенным пользователями.

Время от времени в жизни некоммерческой организации наступает интересный и увлекательный период – редизайн сайта. Работа кипит, задается много правильных и актуальных вопросов, мозговые штурмы, обсуждения, творческие порывы трансформируются в прекрасные и эффективные макеты, которые вот-вот воплотятся в жизнь. Мы ни в коем случае не хотим повторить прошлых ошибок – новый сайт будет, вне всякого сомнения, более быстрым, эффективным, удобным и посещаемым. Поэтому все очень стараются и нетерпеливо заглядывают разработчикам через плечо – ну когда же, когда.

И вот, светлый миг настал: ваш новый сайт готов, на временном домене он яркий и сверкающий, так и манит к себе пользователя. Как правило, на этом моменте прекрасная сказка заканчивается и начинается суровая правда жизни. Обычно она приходит в виде двух простых вопросов:

  1. Как перенести материалы со старого сайта на новый?
  2. Что будет с ссылками на старый сайт, коих по Сети великое множество в самых неожиданных местах?

Давайте поподробнее остановимся на этих вопросах и попытаемся понять почему эти проблемы важны для сайта и каким образом они могут быть решены.

Перенос контента: на импорт надейся, но…

Простая логика подсказывает, что не стоит разбрасываться материалами, созданными с большим трудом. Контент сайта – это основной его капитал, без которого даже самый прекрасный и быстрый проект вряд ли кому-нибудь понадобится. Однако перенести его не так просто. Часто модернизация сайта означает переход на другую систему управления контентом и изменение его структуры.

В некоторых случаях материалы можно экспортировать из старой системы, а затем импортировать в новую. Но кажущаяся «автоматичность» этого процесса не должна вводить в заблуждение. Даже если она технически возможна, она потребует от вас определенных организационных действий.

Самое простое, с чего можно начать – это инвентаризация контента
Во-первых, начинать думать о переносе контента можно и нужно на самых ранних стадиях планирования редизайна. Самое простое, с чего можно начать – это инвентаризация контента. Подобно бухгалтерской инвентаризации, она представляет собой перепись всего того, что есть у вас на сайте. Составьте сводную таблицу для всех страниц на вашем сайте с указанием разделов и другой дополнительной информации по ним, которая покажется вам важной. Если на вашем сайте слишком много материалов — тогда можно ограничиться перечнем наиболее «типичных» представителей.

Сама по себе такая инвентаризация – это отличная отправная точка для планирования новой структуры сайта, особенно, если совместить ее с данными по посещаемости. Но и после создания нового сайта она пригодится вам для того, чтобы спланировать, какая часть старых материалов будет перенесена и в какие разделы, а какая часть подлежит замене или забвению, как утратившая актуальность.

Поставьте задачу переноса старых материалов перед разработчиками вашего сайта как можно раньше

Поставьте задачу переноса старых материалов перед разработчиками вашего сайта как можно раньше, чтобы они изначально могли планировать, как и каким образом они будут осуществлять эту работу. Импорт может быть произведен на уровне взаимодействия с базой данных или путем написания отдельного специализированного скрипта. Разумется, эта работа влияет на продолжительность и стоимость проекта и такой подход эффективен для больших сайтов с тысячами страниц.

Если ваш сайт еще не достиг такого размера, возможно, более эффективным решением для вас будет ручной перенос — но и в этом случае вам нужно понять чьими силами он будет осуществляться и в какие сроки, поскольку это трудоемкая операция, требующая времени. Кроме того, даже при автоматическом импорте объем ручной работы, необходимой для проверки результатов и пересортировке материалов бывает значителен, поэтому готовьтесь к ней заранее и согласуйте с разработчиком ее порядок и очередность.

Так, например, после автоматического импорта могут возникат следующие проблемы, требующие устранения:

  • Материалы импортированы в общую ленту записей и их тип контента не соответствует новой структуре и должен быть изменен;
  • Теги и рубрики не соответствуют новой структуре и должны быть пересмотрены;
  • Встроенные в текст изображения имеют неправильные ссылки и/или размеры;
  • Необходимые метаданные отсутствуют из-за чего отдельные страницы могут выглядеть некорректно;
  • Имеющие в текстах ссылки на «старые» материалы перестают работать.

Проконсультируйтесь с вашим разработчиком на предмет возникновения этих проблем, а также о методах и инструментах их решения. Возможно, вашему сайту потребуется установка и настройка дополнительных модулей, например, для поиска неработающих ссылок или для управления тегами.

Изменение структуры ссылок при миграции

Если на вашем старом старом сайте ссылки выглядели как yousite.ru?dff=1&cder=2&dfggg=3 илиyousite.ru/kdfjklsjljsa/4380482ksfisuf/ никто не станет осуждать вас за изменение структуры ссылок на что-то более дружественно пользователям и поисковикам, например, yoursite.ru/news/my-very-good-news Однако, такое решение, хорошее и полезное само по себе, таит в себе следующую опасность:

Если вы изменили структуру ссылок на сайте без каких-либо дополнительных действий, то после запуска старые ссылки перестанут работать

После запуска новой версии сайта N посещаемость его упала примерно в 5 раз за первые 3 месяца функционирования. Несмотря на то, что дизайн и интерфейс нового сайта были значительно лучше
Чем это грозит? Приведу пример из нашей консультационной практики в жанре фильма ужасов. После запуска новой версии сайта N (не буду указывать название, хотя это известный и уважаемый проект), посещаемость его упала примерно в 5 раз за первые 3 месяца функционирования. Не смотря на то, что дизайн и интерфейс нового сайта были значительно лучше и получали в целом позитивные отклики от пользователей.

Что же произошло? В силу особенностей позиционирования и тематики на сайте был большой объем поискового трафика — порядка 80%,  при этом больше половины этого трафика приходилось на Google. После изменения структуры ссылок с запуском новой версии старые ссылки перестали работать — вели либо на страницу ошибки, в некоторых редких случаях на главную страницу (особенность поведения CMS), либо возникала серверная ошибка. Таким образом, это привело к тому что в индексе поисковых систем не оказалось ни одной действующей страницы нового сайта. Реакция хоть и последовала незамедлительно, но была растянута во времени — сайт стал терять позиции в поисковой выдаче, а индексация новых страниц была затруднена (в первую очередь из-за отсутствия работающей карты сайта). В результате при такой существенной зависимости от поискового трафика потери посещаемости были очень значительны.

Мораль этой истории заключается как минимум в двух основных выводах:

  • Стремитесь к более сбалансированному распределению источников трафика (поисковый, переходы с других сайтов, переходы с соц.сетей, прямые переходы (как правило повторные)), тогда при «проседании» по какой-либо причине одного из них, не будет такого катастрофического эффекта;
  • Не оставляйте старые ссылки неработающими, после изменения их структуры на сайте.

Последний пункт не так просто воплотить в жизнь и возможно без помощи разработчика обойтись не удастся. В частности, в Теплице при осуществлении изменения структуры ссылок мы придерживаемся следующего подхода:

  • При миграции контента сохраняем не только содержание материалов, но и информацию о ссылке на старом сайте;
  • С помощью специального кода создаем механизм перенаправления ссылок на новые, соответствующие им страницы;
  • Для страниц старого сайта, не имеющих соответствующих объектов в структуре нового, прописываем правила переадресации вручную.

В результате, при попытке захода на сайт по какому-либо старому адресу человек или робот корректно переадресуется на запрашиваему страницу и получает именно то содержание, которое он ищет. «Умные» поисковые алгоритмы со временем заменят в индексе информацию о страницах сайта, а пользователи будут довольны тем, что попали на нужную страницу без каких-либо проблем.

Надо сказать, что такой подход решает проблему не только с поисковыми роботами, но и с большим количеством внешних ссылок на ваш сайт, которые в противном случае также бы перестали работать.