Эффективный сайт некоммерческой организации. Как установить Google Analytics

Вход в систему Google Analytics
Вход в систему Google Analytics
В сво­ем стрем­ле­нии сде­лать сайт луч­ше неком­мер­че­ская орга­ни­за­ция долж­на учи­ты­вать не толь­ко соб­ствен­ные зада­чи, но так­же нуж­ды и сте­рео­ти­пы поль­зо­ва­те­лей, выра­жа­ю­щи­е­ся в их пове­де­нии на сай­те. Источ­ни­ком инфор­ма­ции о поль­зо­ва­тель­ском пове­де­нии слу­жит веб-ста­ти­сти­ка. В нашем неболь­шом руко­вод­стве мы рас­ска­жем о том, как под­клю­чить свой сайт к одно­му из наи­бо­лее попу­ляр­ных сер­ви­сов сбо­ра такой ста­ти­сти­ки − Google Ananlytics.

В мар­те 2013 года Теп­ли­цей соци­аль­ных тех­но­ло­гий был запу­щен про­ект audit.te-st.ru, предо­став­ля­ю­щий воз­мож­ность НКО про­те­сти­ро­вать свой сайт с точ­ки зре­ния его удоб­ства для поль­зо­ва­те­ля и полу­че­ния кон­суль­та­ций спе­ци­а­ли­стов Теп­ли­цы. Одной из наи­бо­лее частых оши­бок на тести­ру­е­мых сай­тах ока­за­лось отсут­ствие уста­нов­лен­ной веб-ана­ли­ти­ки, кото­рая поз­во­ля­ет вла­дель­цам сай­тов ана­ли­зи­ро­вать пове­де­ние сво­их поль­зо­ва­те­лей и оце­ни­вать эффек­тив­ность рабо­ты сай­та в целом.

Почему статистика необходима владельцам сайтов

Созда­вая сайт, мы хотим быть услы­шан­ны­ми, мы хотим, что­бы наши мате­ри­а­лы чита­лись, наши фото­гра­фии про­смат­ри­ва­лись, наши при­зы­вы раз­де­ля­лись. Но про­ис­хо­дит ли это на самом деле? Сколь­ко чело­век пере­шло на ваш сайт после запус­ка новой фанд­рай­зин­го­вой кам­па­нии? Какой про­цент из них сде­ла­ли пожерт­во­ва­ние? Сколь­ко чело­век поде­ли­лись ссыл­кой на анонс ваше­го бла­го­тво­ри­тель­но­го меро­при­я­тия? Сколь­ко новых посе­ти­те­лей пере­шло по ссыл­кам от ново­го инфор­ма­ци­он­но­го парт­не­ра? Какую инфор­ма­цию поль­зо­ва­те­ли чаще все­го ищут на вашем сай­те? Нахо­дят ли то, что иска­ли, или ухо­дят разо­ча­ро­ван­ны­ми?

Если у вас на сай­те не уста­нов­ле­на совре­мен­ная систе­ма веб-ана­ли­ти­ки, все эти вопро­сы оста­ют­ся без отве­тов. Вы ниче­го не зна­е­те о сво­ем сай­те, и даже пыта­ясь его улуч­шить, вы буде­те дей­ство­вать всле­пую, пола­га­ясь на что угод­но, но толь­ко не на реаль­ные фак­ты и потреб­но­сти ауди­то­рии.

Одним из рас­про­стра­нен­ных и бес­плат­ных сер­ви­сов веб-ста­ти­сти­ки явля­ет­ся Google Analytics. Сего­дня мы рас­ска­жем о том, как уста­но­вить его на свой сайт.

Установка статистики Google Analytics

Шаг 1. Реги­стра­ция в систе­ме Google

Если у вас есть поч­та вида mybox@gmail.com − поздрав­ля­ем, этот шаг вами уже успеш­но завер­шен. Если нет − вам необ­хо­ди­мо заве­сти учет­ную запись Google, кото­рая дает доступ ко всем сер­ви­сам Google, вклю­чая почту и систе­му веб-ана­ли­ти­ки.

Зай­ди­те на глав­ную стра­ни­цу зна­ме­ни­то­го поис­ко­ви­ка www.google.ru, нажми­те кноп­ку «Вой­ти» и сле­дуй­те инструк­ци­ям систе­мы для про­хож­де­ния про­цес­са реги­стра­ции. В конеч­ном ито­ге вы полу­чи­те логин (в виде ваше­го поч­то­во­го ящи­ке) и пароль (создан­ный вами), кото­рые явля­ют­ся про­пус­ком в мир сер­ви­сов Google и кото­рые мож­но сра­зу же опро­бо­вать на элек­трон­ной почте.

Шаг 2. Вход в систе­му Google Analytics

Перей­ди­те по ссыл­ке //www.google.ru/analytics/ на сай­те систе­мы и вос­поль­зуй­тесь кноп­кой «Вой­ти» для авто­ри­за­ции.

Вход в систему Google Analytics
Вход в систе­му Google Analytics

При пер­вом вхо­де систе­ма попро­сить вас заре­ги­стри­ро­вать­ся, не пугай­тесь − сме­ло нажи­май­те кноп­ку «Реги­стра­ция», после чего вам сра­зу будут доступ­ны настрой­ки для добав­ле­ния пер­во­го веб-сай­та к систе­ме ана­ли­ти­ки.

Регистрация в системе Google Analytics
Реги­стра­ция в систе­ме Google Analytics

Шаг 3. Запол­не­ние базо­вых настро­ек веб-сай­та

Пер­вым же вопро­сом Google ста­вит нас в тупик − какой метод отсле­жи­ва­ния мы хотим выбрать: Universal Analytics или Google Analytics? На самом деле выбор сде­лать очень про­сто: если вы сами зани­ма­е­тесь уста­нов­кой кода отсле­жи­ва­ния на сайт и у вас нет раз­ра­бот­чи­ка, кото­рый бы сде­лал это за вас, сме­ло выби­рай­те про­ве­рен­ный и надеж­ный Google Analytics, пото­му что все пре­иму­ще­ства Universal Analytics без вме­ша­тель­ства про­грам­ми­ста вам все рав­но ощу­тить не удаст­ся.

Настройки сайта - выбор способа треккинга
Настрой­ки сай­та – выбор спо­со­ба трек­кин­га

Теперь нуж­но вве­сти настрой­ки сво­е­го сай­та, ука­зав:

  • общее наиме­но­ва­ние акка­ун­та − это на тот слу­чай, если со вре­ме­нем у вас ока­жет­ся несколь­ко сай­тов орга­ни­за­ции и вы захо­ти­те их удоб­но орга­ни­зо­вать;
  • соб­ствен­но назва­ние сай­та − удоб­ное и понят­ное вам наиме­но­ва­ние, офи­ци­аль­ное назва­ние из сви­де­тель­ства о реги­стра­ции пере­пи­сы­вать не нуж­но;
  • адрес сай­та − если сомне­ва­е­тесь, зай­ди­те в дру­гой вклад­ке на ваш сайт и ско­пи­руй­те ссыл­ку из адрес­ной стро­ки бра­у­зе­ра.
Настройки сайта - ввод наименования и адреса
Настрой­ки сай­та – ввод наиме­но­ва­ния и адре­са

В послед­нюю оче­редь Google спра­ши­ва­ет нас, хотим ли мы поль­зо­вать­ся воз­мож­но­стя­ми сопо­став­ле­ний сво­их дан­ных и поэто­му дать к ним ано­ним­ный доступ. Если вы пола­га­е­те, что Google и так зна­ет о вас слиш­ком мно­го, убе­ри­те галоч­ки.

Настройки сайта - ввод параметров сопоставления
Настрой­ки сай­та – ввод пара­мет­ров сопо­став­ле­ния

Вос­поль­зо­вав­шись кноп­кой «Полу­чить код отсле­жи­ва­ния», мы попа­да­ем на послед­ний диа­лог это­го шага − согла­сие с усло­ви­я­ми предо­став­ле­ния сер­ви­са, кото­рые необ­хо­ди­мо при­нять для про­дол­же­ния рабо­ты.

Настройки сайта - согласие с условиями
Настрой­ки сай­та – согла­сие с усло­ви­я­ми

Поздрав­ля­ем, теперь у вас есть код отсле­жи­ва­ния для ваше­го сай­та.

Сгенерированный системой идентификатор отслеживания
Сге­не­ри­ро­ван­ный систе­мой иден­ти­фи­ка­тор отсле­жи­ва­ния

Как рабо­та­ет код отсле­жи­ва­ния?

Код отсле­жи­ва­ния − это неболь­шая запись на язы­ке про­грам­ми­ро­ва­ния JavaScript. Будучи раз­ме­щен­ной на стра­ни­цах ваше­го сай­та, она созда­ет неви­ди­мый эле­мент в его коде, кото­рый каж­дый раз при загруз­ке стра­ни­цы под­гру­жа­ет необ­хо­ди­мый сце­на­рий с сер­ве­ров Google. Это сце­на­рий начи­на­ет рабо­тать как дат­чик − запи­сы­вая инфор­ма­цию о дей­стви­ях поль­зо­ва­те­лей в вашем акка­ун­те в Google Analytics. Поз­же, про­смат­ри­вая отче­ты, вы смо­же­те уви­деть эту инфор­ма­цию в обра­бо­тан­ном виде, при­год­ном для вос­при­я­тия чело­ве­ком.

Шаг 4. Уста­нов­ка кода отсле­жи­ва­ния на сайт

Итак, мы про­дви­ну­лись уже доволь­но дале­ко и нам остал­ся клю­че­вой и наи­важ­ней­ший шаг − необ­хо­ди­мо ско­пи­ро­вать и уста­но­вить код, пред­ло­жен­ный систе­мой, на свой сайт таким обра­зом, что­бы он:

  • появ­лял­ся на всех стра­ни­цах, посе­ще­ние кото­рых мы хотим отсле­жи­вать;
  • не испор­тил раз­мет­ку суще­ству­ю­ще­го сай­та и не мешал его рабо­те.
Сгенерированный системой код отслеживания
Сге­не­ри­ро­ван­ный систе­мой код отсле­жи­ва­ния

Самое под­хо­дя­щее место для него − в коде шаб­ло­на сай­та перед закры­ва­ю­щим тегом </body>. Как же сде­лать, что­бы он туда попал? Это зави­сит от того, как устро­ен ваш сайт. В общем слу­чае необ­хо­ди­мо отре­дак­ти­ро­вать шаб­лон, то есть най­ти файл, кото­рый содер­жит код раз­мет­ки сай­та и завет­ный эле­мент </body>, и перед ним раз­ме­стить код Google Analytics. Неко­то­рые систе­мы поз­во­ля­ют редак­ти­ро­вать свои шаб­ло­ны пря­мо в интер­фей­се адми­ни­стра­тив­ной части сай­та, тогда вам не при­дет­ся пере­ка­чи­вать фай­лы на ком­пью­тер.

Одна­ко если вы счаст­ли­вый обла­да­тель сай­та на WordPress, то вам нет необ­хо­ди­мо­сти редак­ти­ро­вать шаб­лон. Мож­но исполь­зо­вать пла­гин (допол­ни­тель­ный модуль) к сай­ту, кото­рый поз­во­ля­ет закон­чить уста­нов­ку из кон­со­ли.

Итак, уста­нав­ли­ва­ем пла­гин инте­гра­ции − Google Analytics (по ссыл­ке ука­зан самый про­стой вари­ант, но и его доста­точ­но для наше­го слу­чая), исполь­зуя стан­дарт­ный меха­низм рабо­ты с пла­ги­на­ми WordPress.

После акти­ва­ции в адми­ни­стра­тив­ном меню появит­ся пункт Пара­мет­ры -> Google Analytics, содер­жа­щий един­ствен­ную настрой­ку, в кото­рой необ­хо­ди­мо ука­зать иден­ти­фи­ка­тор отсле­жи­ва­ния (толь­ко ID − не весь код), полу­чен­ный на преды­ду­щем шаге, и сохра­нить изме­не­ния. Такой иден­ти­фи­ка­тор име­ет вид UA−45453528−1.

Вставка идентификатора отслеживания на WordPress
Встав­ка иден­ти­фи­ка­то­ра отсле­жи­ва­ния на WordPress

Для мно­гих дру­гих попу­ляр­ных систем управ­ле­ния кон­тен­том, таких как Joomla, Drupal и др., есть ана­ло­гич­ные моду­ли для уста­нов­ки ста­ти­сти­ки. Обра­ти­тесь для их поис­ка к ката­ло­гам пла­ги­нов на сай­те вашей систе­мы управ­ле­ния кон­тен­том.

Шаг 5. Про­вер­ка кор­рект­но­сти отсле­жи­ва­ния

Мы завер­ши­ли все необ­хо­ди­мые дей­ствия, и теперь ста­ти­сти­ка на нашем сай­те уста­нов­ле­на. Бла­го­да­ря систе­ме отсле­жи­ва­ния в реаль­ном вре­ме­ни мож­но убе­дить­ся, что все рабо­та­ет нор­маль­но. В систе­ме Google Analytics перей­ди­те на экран «Отче­ты» и выбе­ри­те в боко­вом меню пункт «В режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни».

Отчет о посещении
Отчет о посе­ще­нии

Затем в дру­гой вклад­ке бра­у­зе­ра зай­ди­те на какую-либо стра­ни­цу сво­е­го сай­та (напри­мер, на глав­ную), после чего вер­ни­тесь на вклад­ку с экра­ном Google Analytics, где, если все было сде­ла­но пра­виль­но, вы долж­ны теперь уви­деть отчет о пер­вом посе­ти­те­ле.

С тече­ни­ем вре­ме­ни инфор­ма­ция о посе­ща­е­мо­сти нако­пит­ся в вашем акка­ун­те Google Analytics, и вы смо­же­те ана­ли­зи­ро­вать ее с помо­щью соот­вет­ству­ю­щих пока­за­те­лей и гра­фи­ков их изме­не­ния. В наших даль­ней­ших пуб­ли­ка­ци­ях по этой теме мы рас­смот­рим неко­то­рые базо­вые отче­ты и подроб­нее рас­ска­жем, как с ними рабо­тать.