«Хороший дизайн − это как можно меньше дизайна»: 10 принципов хорошего дизайна Дитера Рамса

«Хороший дизайн − это как можно меньше дизайна»: 10 принципов хорошего дизайна Дитера Рамса
«Хороший дизайн − это как можно меньше дизайна»: 10 принципов хорошего дизайна Дитера Рамса
Дитер Рамс, извест­ный немец­кий про­мыш­лен­ный дизай­нер, чей под­ход к дизай­ну исполь­зу­ют такие ком­па­нии, как Apple, за годы сво­ей рабо­ты сфор­му­ли­ро­вал 10 прин­ци­пов хоро­ше­го дизай­на.
Dieter Rams. Photograph by Abisag Tüllmann
Дизай­нер Дитер Рамс (Dieter Rams). Фото Abisag Tüllmann

В 1970 году Дите­ра Рам­са ста­ло все боль­ше вол­но­вать состо­я­ние мира вокруг него – «непо­нят­но­го сме­ше­ния форм, цве­тов и зву­ков».

Осо­зна­вая, что он вно­сит зна­чи­тель­ный вклад в то, как выгля­дит этот мир, Дитер задал себе важ­ный вопрос: «Мой дизайн − это хоро­ший дизайн?».

Посколь­ку хоро­ше­му дизай­ну нель­зя дать про­сто­го одно­знач­но­го опре­де­ле­ния, Дитер выде­лил 10 самых важ­ных прин­ци­пов, опре­де­ля­ю­щих, что явля­ет­ся хоро­шим дизай­ном.

1. Хороший дизайн — инновационный

TP 1 radio/phono combination, 1959, by Dieter Rams for Braun
TP 1 radio/phono combination, 1959, автор Dieter Rams для Braun

Воз­мож­но­сти для инно­ва­ций неис­чер­па­е­мы. Тех­но­ло­ги­че­ское раз­ви­тие все­гда дает новые воз­мож­но­сти для инно­ва­ци­он­но­го дизай­на.

Но инно­ва­ци­он­ный дизайн все­гда раз­ви­ва­ет­ся в тан­де­ме с инно­ва­ци­он­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми и нико­гда не может быть само­це­лью.

2. Хороший дизайн делает продукт полезным

MPZ 21 multipress citrus juicer, 1972, by Dieter Rams and Jürgen Greubel for Braun
MPZ 21 multipress citrus juicer, 1972, автор Dieter Rams и Jürgen Greubel для Braun

Про­дукт поку­па­ют для того, что­бы им поль­зо­вать­ся. Он дол­жен соот­вет­ство­вать опре­де­лен­ным кри­те­ри­ям − не толь­ко функ­ци­о­наль­ным, но так­же пси­хо­ло­ги­че­ским и эсте­ти­че­ским.

Хоро­ший дизайн под­чер­ки­ва­ет полез­ность про­дук­та, исклю­чая все лиш­нее.

3. Хороший дизайн – эстетичен

RT 20 tischsuper radio, 1961, by Dieter Rams for Braun
RT 20 tischsuper radio, 1961, автор Dieter Rams для Braun

Эсте­ти­че­ское каче­ство про­дук­та явля­ет­ся неотъ­ем­ле­мой частью его полез­но­сти, пото­му что про­дук­ты, кото­рые мы исполь­зу­ем каж­дый день, вли­я­ют на нас и наше бла­го­со­сто­я­ние. Толь­ко хоро­шо сде­лан­ные объ­ек­ты могут быть кра­си­вы­ми.

4. Хороший дизайн делает продукт понятным

T 1000 world receiver, 1963, by Dieter Rams for Braun
T 1000 world receiver, 1963, автор Dieter Rams для Braun

Хоро­ший дизайн дела­ет понят­ной суть про­дук­та. При очень хоро­шем дизайне про­дукт гово­рит сам за себя.

5. Хороший дизайн — ненавязчив

Cylindric T 2 lighter, 1968, by Dieter Rams for Braun
Cylindric T 2 lighter, 1968, автор Dieter Rams для Braun

Про­дук­ты − это такие же инстру­мен­ты. Они не явля­ют­ся деко­ра­тив­ны­ми пред­ме­та­ми или про­из­ве­де­ни­я­ми искус­ства. Поэто­му их дизайн дол­жен быть ней­траль­ным и сдер­жан­ным, что­бы оста­вить место для само­вы­ра­же­ния поль­зо­ва­те­ля.

6. Хороший дизайн — честен

L 450 flat loudspeaker, TG 60 reel-to-reel tape recorder and TS 45 control unit, 1962-64, by Dieter Rams for Braun
L 450 flat loudspeaker, TG 60 reel-to-reel маг­ни­то­фон и TS 45 кон­тро­лер, 1962–64, by Dieter Rams для Braun

Хоро­ший дизайн не дела­ет про­дукт более инно­ва­ци­он­ным, мощ­ным или цен­ным, чем он есть. Хоро­ший дизайн не пыта­ет­ся мани­пу­ли­ро­вать потре­би­те­ля­ми с помо­щью обе­ща­ний, кото­рые не может сдер­жать.

7. Хороший дизайн не выходит из моды

620 Chair Programme, 1962, by Dieter Rams for Vitsœ
620 крес­ло Programme, 1962, автор Dieter Rams для Vitsœ

Хоро­ший дизайн избе­га­ет того, что­бы быть мод­ным, поэто­му нико­гда не ста­но­вит­ся уста­рев­шим.

8. Хороший дизайн продуман до мельчайших деталей

ET 66 calculator, 1987, by Dietrich Lubs for Braun
ET 66 каль­ку­ля­тор, 1987, автор Dietrich Lubs для Braun

Ничто не долж­но быть остав­ле­но на волю слу­чая. Вни­ма­тель­ность и точ­ность в про­цес­се про­ек­ти­ро­ва­ния пока­зы­ва­ет ува­же­ние к поль­зо­ва­те­лям про­дук­та.

9. Хороший дизайн беспокоится об окружающей среде

606 Universal Shelving System, 1960, by Dieter Rams for Vitsœ
606 уни­вер­саль­ная систе­ма полок, 1960, автор Dieter Rams для Vitsœ

Дизайн вно­сит важ­ный вклад в сохра­не­ние окру­жа­ю­щей сре­ды. Он сохра­ня­ет ресур­сы и мини­ми­зи­ру­ет физи­че­ское и визу­аль­ное загряз­не­ние на про­тя­же­нии все­го жиз­нен­но­го цик­ла про­дук­та.

10. Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна

L 2 speaker, 1958, by Dieter Rams for Braun
L 2 аудио колон­ки, 1958, автор Dieter Rams для Braun

Мень­ше − луч­ше. Дизайн кон­цен­три­ру­ет­ся на основ­ных аспек­тах про­дук­та и в нем нет лиш­них дета­лей.

Хоро­ший дизайн − это чистый и про­стой дизайн.