Алексей Колмаков: «Игра Ecologic − мы привинтили добрую мысль «Забота об экологии − это выгодно»

Настольная деловая экологическая игра Ecologic
Настольная деловая экологическая игра Ecologic
Идея созда­ния настоль­ной дело­вой эко­ло­ги­че­ской игры Ecologic была запу­ще­на на кра­уд­фандин­го­вой пло­щад­ке Boomstarter.ru Нуж­ная сум­ма была собра­на в уста­нов­лен­ный срок, и сего­дня игра уже доступ­на всем жела­ю­щим. Один из авто­ров про­ек­та Ecologic Алек­сей Кол­ма­ков рас­ска­зал в интер­вью об игре и поде­лил­ся сек­ре­та­ми успеш­ной ком­па­нии по сбо­ру средств с помо­щью кра­уд­фандин­га.

У исто­ков про­ек­та Ecologic сто­ят два чело­ве­ка − Марат Саби­ров, науч­ный сотруд­ник Инсти­ту­та эво­лю­ци­он­ной физио­ло­гии и био­хи­мии РАН име­ни Сече­но­ва, выпуск­ник био­ло­го-поч­вен­но­го факуль­те­та СПб­ГУ по спе­ци­аль­но­сти «эко­ло­гия», и моло­дой пред­при­ни­ма­тель Алек­сей Кол­ма­ков, так­же выпуск­ник био­ло­го-поч­вен­но­го факуль­те­та СПб­ГУ по спе­ци­аль­но­сти «эко­ло­гия».

− Краудфандинг − довольно новое явление для России. Как вы узнали о нем? Почему решили использовать именно этот «инструмент»?

− Мы узна­ли о кра­уд­фандин­ге, когда пол­но­стью осо­зна­ли необ­хо­ди­мость при­вле­че­ния средств на печать пер­во­го тира­жа игры. Сво­их сбе­ре­же­ний уже не хва­та­ло, так как мно­гие из них были потра­че­ны на орга­ни­за­ци­он­ные затра­ты − реги­стра­цию ком­мер­че­ской ком­па­нии, доме­на, тор­го­вой мар­ки и про­чее. Перед нами встал выбор − брать кре­дит или искать спон­со­ров. В этот момент мы и узна­ли, что есть рус­ский ана­лог Kickstarter“a под назва­ни­ем Boomstarter.

Несмот­ря на кажу­щу­ю­ся оче­вид­ной роль кра­уд­фандин­га, цель его заклю­ча­ет­ся не толь­ко в сбо­ре средств на тот или иной про­ект или идею. Мы смог­ли выявить для себя четы­ре глав­ных плю­са тако­го под­хо­да: во-пер­вых, это сбор средств; во-вто­рых, это рекла­ма, вер­нее, рас­про­стра­не­ние инфор­ма­ции о про­ек­те; в-тре­тьих, кра­уд­фандинг − отлич­ный спо­соб само­ор­га­ни­за­ции: ничто так не моти­ви­ру­ет, как лимит вре­ме­ни и жест­кий дед­лайн. И, нако­нец, в-чет­вер­тых, − это бес­плат­ная кон­струк­тив­ная кри­ти­ка. Живые люди, буду­щие кли­ен­ты или спе­ци­а­ли­сты в обла­сти, близ­кой к наше­му про­ек­ту, помо­га­ют, сове­ту­ют, кри­ти­ку­ют кон­крет­ные нюан­сы и эле­мен­ты. А посколь­ку про­ект нахо­дит­ся на ста­дии бета-вер­сии, то все поправ­ки мож­но вне­сти до пол­но­цен­но­го тира­жа.

− Как вы пришли к созданию игры Ecologic?

− Настоль­ную дело­вую эко­ло­ги­че­скую игру Ecologic мы нача­ли раз­ра­ба­ты­вать более года назад. Изна­чаль­но это было хоб­би, ими­та­ци­он­ная модель для спе­ци­а­ли­стов-эко­ло­гов, кои­ми мы с Мара­том Саби­ро­вым явля­ем­ся по обра­зо­ва­нию. В один пре­крас­ный момент мы осо­зна­ли, что эту модель мож­но и нуж­но исполь­зо­вать в каче­стве про­све­ти­тель­ско­го и обра­зо­ва­тель­но­го инстру­мен­та, но так­же мы поня­ли, что, кро­ме нас, никто не захо­чет в нее играть в силу суще­ство­вав­шей тогда слож­ной меха­ни­ки игры. Люби­те­ли настоль­ных игр исполь­зу­ют, как пра­ви­ло, тер­мин «хард­кор­ная», то есть слиш­ком слож­ная или гро­мозд­кая. По сути, с это­го момен­та нача­лось упро­ще­ние и опти­ми­за­ция моде­ли под широ­кую пуб­ли­ку.

Настольная деловая экологическая игра Ecologic
Настоль­ная дело­вая эко­ло­ги­че­ская игра Ecologic

− В чем для вас заключается цель, «миссия» проекта?

− Глав­ная цель про­ек­та − через игру пока­зать людям одну из кон­цеп­ций, суще­ству­ю­щих в эко­ло­гии, а имен­но − кон­цеп­цию устой­чи­во­го раз­ви­тия. Соглас­но этой кон­цеп­ции бла­го­по­луч­ное буду­щее граж­дан­ско­го обще­ства воз­мож­но при скре­щи­ва­нии трех глав­ных «китов» − эко­ло­гии, эко­но­ми­ки и соци­у­ма. В суще­ству­ю­щей на дан­ный момент игре нам уда­лось пока­зать, как мож­но добы­чу ресур­сов сов­ме­щать с забо­той об окру­жа­ю­щей сре­де.

Глав­ный упор сде­лан на том, что после пар­тии игро­ки начи­на­ют думать, что сохра­не­ние бла­го­при­ят­ной окру­жа­ю­щей сре­ды − не про­сто тренд, плюс к кар­ме и «мими­ми», но и выго­да лич­но для каж­до­го. Мы исполь­зо­ва­ли пси­хо­ло­ги­че­ский трюк. К сожа­ле­нию, боль­шин­ство людей сей­час забо­тят­ся лишь о лич­ной выго­де. Мы взя­ли это за акси­о­му и при­вин­ти­ли доб­рую мысль: «Забо­та об эко­ло­гии − это выгод­но».

К наше­му сожа­ле­нию, соци­аль­ный аспект при­шлось из игры выки­нуть. Тогда мы не зна­ли, как его сохра­нить, кар­ди­наль­но не услож­нив игру. В модель с соци­у­мом никто бы не захо­тел играть, а зна­чит, цели про­ек­та не были бы достиг­ну­ты. На дан­ный момент нам уда­лось при­ду­мать, как это мож­но сде­лать, и мы актив­но зани­ма­ем­ся раз­ра­бот­кой допол­не­ния с рабо­чим назва­ни­ем «Соци­ум», в кото­ром будут ими­ти­ро­вать­ся такие про­цес­сы, как без­ра­бо­ти­ца, и дру­гие.

− Когда произошло воплощение идеи в жизнь? Когда вышел первый тираж игры?

Настольная деловая экологическая игра Ecologic
Настоль­ная дело­вая эко­ло­ги­че­ская игра Ecologic

- В сере­дине сен­тяб­ря 2013 года, собрав с помо­щью кра­уд­фандин­га необ­хо­ди­мую сум­му для пер­во­го неболь­шо­го тира­жа, мы изда­ли игру под пат­ро­на­жем эко­из­да­тель­ства «Зеле­ная кни­га» в Москве. Их типо­гра­фия FSC-сер­ти­фи­ци­ро­ва­на, а наша игра сде­ла­на пре­иму­ще­ствен­но из втор­сы­рья, демон­стри­руя тем самым, что забо­та об окру­жа­ю­щей сре­де − не про­сто пиар-ход с нашей сто­ро­ны.

− Где можно найти информацию об игре? Как ее приобрести?

Настольная деловая экологическая игра Ecologic
Настоль­ная дело­вая эко­ло­ги­че­ская игра Ecologic

На дан­ный момент у нас есть несколь­ко парт­не­ров по горо­дам РФ, у кото­рых каж­дый может при­об­ре­сти игру. Это Санкт-Петер­бург, Москва, Уфа и Пермь. В самое бли­жай­шее вре­мя спи­сок горо­дов уве­ли­чит­ся. Про­ще все­го узнать о наших парт­не­рах мож­но в нашей груп­пе в ВК. Там же любой жела­ю­щий смо­жет най­ти исчер­пы­ва­ю­щую инфор­ма­цию и акту­аль­ные ново­сти о про­ек­те, будь то исто­рия раз­ви­тия, фото­гра­фии с мастер-клас­сов или бли­жай­шие откры­тые пре­зен­та­ции для всех жела­ю­щих

− Что бы вы могли рассказать об опыте сбора средств с помощью краудфандинга? Может быть, есть важные моменты, которые стоит учитывать «новичкам»?

− В кра­уд­фандин­ге есть и инте­рес­ные неожи­дан­но­сти, к кото­рым необ­хо­ди­мо быть гото­вым и под­хо­дить спо­кой­но. Напри­мер, любая кра­уд­фандин­го­вая плат­фор­ма берет себе про­цент от собран­ных по про­ек­ту денег. Этот про­цент может быть от 5 до 15. Кро­ме того, за обна­ли­чи­ва­ние средств вам, как пра­ви­ло, так­же необ­хо­ди­мо упла­тить 5%. Так что, пла­ни­руя, сколь­ко денег вам необ­хо­ди­мо на про­ект, не забудь­те уве­ли­чить заяв­лен­ную сум­му на эти про­цен­ты. Так, напри­мер, из 130 тысяч руб­лей, собран­ных на бум­стар­те­ре, мы полу­чи­ли 100 тысяч руб­лей, кото­рые и пла­ни­ро­ва­ли.

Настольная деловая экологическая игра Ecologic
Груп­па под­держ­ки и дру­зья созда­те­лей настоль­ной игры Ecologic.

Еще один нема­ло­важ­ный нюанс − рабо­та по про­ек­ту 25 часов в сут­ки. И луч­ше, что­бы в коман­де было как мини­мум 2–3 чело­ве­ка. На весь заяв­лен­ный срок вам нель­зя рас­слаб­лять­ся! Если вы недо­бе­ре­те хотя бы рубль из 1 млн. руб­лей, все день­ги воз­вра­ща­ют­ся спон­со­рам, а про­ект счи­та­ет­ся про­го­рев­шим. Так­же перед нача­лом сбо­ра средств у вас дол­жен быть нара­бо­тан­ный мате­ри­ал. Если про­ект соци­аль­ный, то хоро­шо иметь фото­гра­фии раз­ных людей и собы­тий по про­ек­ту, устра­и­вать новые собы­тия и мак­си­маль­но быст­ро делать обнов­ле­ния. Люди видят, что про­ект живой и вы дей­стви­тель­но всем серд­цем жела­е­те достичь успе­ха. А ваше отно­ше­ние к про­ек­ту моти­ви­ру­ет и спон­со­ров.

− Планируете ли вы использовать краудфандинг в дальнейшем?

− Мы не зна­ем, будем ли исполь­зо­вать кра­уд­фандинг в буду­щем, пото­му что наде­ем­ся на само­оку­па­е­мость про­ек­та и на то, что дру­гие наши про­ек­ты он тоже оку­пит, но такая фор­ма сбо­ра средств опре­де­лен­но явля­ет­ся жиз­нен­но необ­хо­ди­мой для всех стар­та­пов. Как я уже писал − это не толь­ко сбор средств, это отлич­ная воз­мож­ность про­ве­рить себя на серьез­ность наме­ре­ний, а про­ект − на жиз­не­спо­соб­ность. Даже если вам не удаст­ся набрать необ­хо­ди­мую сум­му, вы полу­чи­те мас­су полез­но­го опы­та.

− Как вы думаете, есть ли будущее у краудфандинга в России?

− На мой взгляд, буду­щее тако­го спо­со­ба раз­ви­тия про­ек­тов в Рос­сии без­об­лач­но и пози­тив­но. Это эффек­тив­ный инстру­мент, лишен­ный глав­ных недо­стат­ков гран­то­вой или дого­вор­ной систе­мы − бюро­кра­тии. Мно­гие талант­ли­вые люди уже исполь­зу­ют кра­уд­фандинг для реа­ли­за­ции сво­их идей и меч­та­ний и порой соби­ра­ют по несколь­ко мил­ли­о­нов руб­лей. Но не сто­ит забы­вать о том, что ваш про­ект дол­жен быть ярким и инте­рес­ным. Люди не дура­ки, и если вы пред­ло­жи­те им ерун­ду, реак­ция будет одно­знач­на. Уда­чи и дер­зай­те.