Как создать эффективный учебный онлайн-курс

Сегодня онлайн-образование является одной из самых главных тенденций в образовании. Согласно исследованию, 33 процента студентов взяли в прошлом году хотя бы один онлайн-курс и почти 75 процентов экспертов в области образования оценили онлайн-курсы так же или выше, чем традиционные курсы.…

Образовательная политика, научные исследования, проектирование и оценка третьей стороны − это четыре основных компонента, учитывая которые можно создать эффективный онлайн-курс.

Сегодня онлайн-образование является одной из самых главных тенденций в образовании. Согласно исследованию, 33 процента студентов взяли в прошлом году хотя бы один онлайн-курс и почти 75 процентов экспертов в области образования оценили онлайн-курсы так же или выше, чем традиционные курсы.

Поскольку онлайн-курсы связаны с уменьшением непосредственного взаимодействия между преподавателем и студентом, качество курса значит больше, чем когда-либо, − именно оно определяет, насколько эффективным, увлекательным и соответствующим ожиданиям студентов окажется курс. Джефф Берджин (Jeff Bergin, Ph.D., Head of Learning Design, Pearson) рассказал об основных компонентах, которые следует учитывать при создании онлайн-курса.

Четыре компонента дизайна и оценки курса

Существует четыре компонента, которые важно учитывать при создании любого образовательного курса.

Образовательная политика

Образовательная политика − это та политика, которую формируют правительства и образовательные институты и которая определяет образовательные практики. Качественное образование соответствует требованиям и нормативам такой политики, например, за счет того, что придерживается рекомендаций по доступности образования и создает прозрачные системы его оценки. Курсы, разработанные с учетом существующих требований, с большей вероятностью будут им соответствовать.

Научные исследования

Существует много научных исследований, посвященных разным аспектам образования, − от педагогического проектирования до образовательной психологии. Три важные области практического применения научных исследований, которые следует учитывать при создании онлайн-курса, − это проектирование учебных систем, мотивация и мультимедиа.

  • Проектирование учебных систем: целью проектирования является создание таких образовательных продуктов, которые увлекательны, интуитивны и соответствуют ожиданиям учащихся. Проектирование начинается с определения того, какой результат необходимо получить. Как правило, это определяют эксперты в данной области, которые затем сотрудничают с проектировщиками для создания эффективной стратегии как достижения данных результатов, так и создания системы оценок, практики и содержания курса (Wiggins and McTighe, 1998).
  • Мотивация: ARCS (Attention, Relevance, Confidence and Satisfaction) − это методология, способствующая мотивации учащихся (Keller and Suzuki, 2004). Учебный курс должен сначала привлечь внимание, а затем его удерживать. После того как курс привлек внимание или вызвал интерес, учащиеся должны почувствовать или поверить, что он имеет значение в их жизни. После того как учащиеся поверят, что курс для них важен, они должны научиться уверенно владеть материалом. Наконец, учащиеся должны начать получать удовольствие от мастерства своего владения материалом курса. Если учащимся не хватает мотивации на какой-либо из четырех стадий, ARCS-модель поможет выстроить мотивационную стратегию.
  • Мультимедиа: когнитивная теория образования с помощью мультимедиа − это основанный на исследованиях подход, помогающий студентам учиться с помощью мультимедиа компонентов, интегрированных в учебные материалы. Теория возникла из понимания эффективности комбинирования визуальных, текстовых и аудиоматериалов в учебной программе (Mayer, 2005).

Курсы, ориентированные на учащихся

Проектирование курсов, ориентированных на учащихся (Learner-centered Design), − это такой тип проектирования, при котором учащийся становится центром процесса создания образовательного курса. Этот процесс начинается с создания персонажа «ученика» и модели курса, а затем происходит переход к проверке на настоящих учениках и различных тестах курса, включающих в себя юзабилити-тестирование и фокус-группы.

Различные методы тестирования помогают лучше понять, что происходит со студентом, когда он берет онлайн-курс, они позволяют получить информацию о том, как и почему студент успешно (или нет) прошел курс. Некоторые из тестов осуществляются при помощи программного обеспечения, отлеживающего движение глаз, двусторонних зеркал, технологий записи экрана и т.д.

Оценка третьей стороны

Оценка третьей стороны − это сторонняя оценка продукта или сервиса, которая проводится для того, чтобы убедиться в их качестве, и осуществляется экспертами.

  • Оценка: включает рекомендации, награды и сертификаты.
  • Качественные и количественные исследования: включают в себя как качественные, так и количественные исследования кейсов; часто проводятся институтами.

Оценка третьей стороны является важной частью создания курса − это возможность получить детальный и достоверный анализ продукта, который можно использовать для его дальнейших улучшений (Russ-Eft, Preskill, 2001).

Сегодня практически любой учебный курс может быть онлайн-курсом, и вариантов того, как его можно спроектировать, очень много. Учитывая все необходимые компоненты, обращаясь к научным исследованиям и проводя тестирования, можно создать действительно качественный и эффективный онлайн-курс.

Литература

  1. Wiggins, G. & McTighe, J. (1998). «What is backward design?» in Understanding by Design. (1 ed., pp. 7–19). Upper Saddle River, NJ: Merrill Prentice Hall.
  2. Keller, J. M., & Suzuki, K. (2004). Learner motivation and e-Learning design: A multinationally validated process. Journal of Educational Media, 29(3), 229-239.
  3. Mayer, R. E. (2005a). Introduction to multimedia learning. In R. E. Mayer (Ed.). The Cambridge Handbook of Multimedia Learning (pp. 1-30). New York: Cambridge University Press.
  4. Russ-Eft, D. & Preskill, H. (2001). Evaluation in organizations: Enhancing learning, performance, and change. Boston: Perseus Books.