Как создать эффективный учебный онлайн-курс

Фото: Dell's Official Flickr Page/CC BY 2.0/http://www.imcreator.com/images/dell-womens-entrepreneur-network-2013-istanbul
Фото: Dell's Official Flickr Page/CC BY 2.0/http://www.imcreator.com/images/dell-womens-entrepreneur-network-2013-istanbul
Обра­зо­ва­тель­ная поли­ти­ка, науч­ные иссле­до­ва­ния, про­ек­ти­ро­ва­ние и оцен­ка тре­тьей сто­ро­ны − это четы­ре основ­ных ком­по­нен­та, учи­ты­вая кото­рые мож­но создать эффек­тив­ный онлайн-курс.

Сего­дня онлайн-обра­зо­ва­ние явля­ет­ся одной из самых глав­ных тен­ден­ций в обра­зо­ва­нии. Соглас­но иссле­до­ва­нию, 33 про­цен­та сту­ден­тов взя­ли в про­шлом году хотя бы один онлайн-курс и почти 75 про­цен­тов экс­пер­тов в обла­сти обра­зо­ва­ния оце­ни­ли онлайн-кур­сы так же или выше, чем тра­ди­ци­он­ные кур­сы.

Посколь­ку онлайн-кур­сы свя­за­ны с умень­ше­ни­ем непо­сред­ствен­но­го вза­и­мо­дей­ствия меж­ду пре­по­да­ва­те­лем и сту­ден­том, каче­ство кур­са зна­чит боль­ше, чем когда-либо, − имен­но оно опре­де­ля­ет, насколь­ко эффек­тив­ным, увле­ка­тель­ным и соот­вет­ству­ю­щим ожи­да­ни­ям сту­ден­тов ока­жет­ся курс. Джефф Бер­джин (Jeff Bergin, Ph.D., Head of Learning Design, Pearson) рас­ска­зал об основ­ных ком­по­нен­тах, кото­рые сле­ду­ет учи­ты­вать при созда­нии онлайн-кур­са.

Четы­ре ком­по­нен­та дизай­на и оцен­ки кур­са

Суще­ству­ет четы­ре ком­по­нен­та, кото­рые важ­но учи­ты­вать при созда­нии любо­го обра­зо­ва­тель­но­го кур­са.

Обра­зо­ва­тель­ная поли­ти­ка

Обра­зо­ва­тель­ная поли­ти­ка − это та поли­ти­ка, кото­рую фор­ми­ру­ют пра­ви­тель­ства и обра­зо­ва­тель­ные инсти­ту­ты и кото­рая опре­де­ля­ет обра­зо­ва­тель­ные прак­ти­ки. Каче­ствен­ное обра­зо­ва­ние соот­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям и нор­ма­ти­вам такой поли­ти­ки, напри­мер, за счет того, что при­дер­жи­ва­ет­ся реко­мен­да­ций по доступ­но­сти обра­зо­ва­ния и созда­ет про­зрач­ные систе­мы его оцен­ки. Кур­сы, раз­ра­бо­тан­ные с уче­том суще­ству­ю­щих тре­бо­ва­ний, с боль­шей веро­ят­но­стью будут им соот­вет­ство­вать.

Науч­ные иссле­до­ва­ния

Суще­ству­ет мно­го науч­ных иссле­до­ва­ний, посвя­щен­ных раз­ным аспек­там обра­зо­ва­ния, − от педа­го­ги­че­ско­го про­ек­ти­ро­ва­ния до обра­зо­ва­тель­ной пси­хо­ло­гии. Три важ­ные обла­сти прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния науч­ных иссле­до­ва­ний, кото­рые сле­ду­ет учи­ты­вать при созда­нии онлайн-кур­са, − это про­ек­ти­ро­ва­ние учеб­ных систем, моти­ва­ция и муль­ти­ме­диа.

  • Про­ек­ти­ро­ва­ние учеб­ных систем: целью про­ек­ти­ро­ва­ния явля­ет­ся созда­ние таких обра­зо­ва­тель­ных про­дук­тов, кото­рые увле­ка­тель­ны, инту­и­тив­ны и соот­вет­ству­ют ожи­да­ни­ям уча­щих­ся. Про­ек­ти­ро­ва­ние начи­на­ет­ся с опре­де­ле­ния того, какой резуль­тат необ­хо­ди­мо полу­чить. Как пра­ви­ло, это опре­де­ля­ют экс­пер­ты в дан­ной обла­сти, кото­рые затем сотруд­ни­ча­ют с про­ек­ти­ров­щи­ка­ми для созда­ния эффек­тив­ной стра­те­гии как дости­же­ния дан­ных резуль­та­тов, так и созда­ния систе­мы оце­нок, прак­ти­ки и содер­жа­ния кур­са (Wiggins and McTighe, 1998).
  • Моти­ва­ция: ARCS (Attention, Relevance, Confidence and Satisfaction) − это мето­до­ло­гия, спо­соб­ству­ю­щая моти­ва­ции уча­щих­ся (Keller and Suzuki, 2004). Учеб­ный курс дол­жен сна­ча­ла при­влечь вни­ма­ние, а затем его удер­жи­вать. После того как курс при­влек вни­ма­ние или вызвал инте­рес, уча­щи­е­ся долж­ны почув­ство­вать или пове­рить, что он име­ет зна­че­ние в их жиз­ни. После того как уча­щи­е­ся пове­рят, что курс для них важен, они долж­ны научить­ся уве­рен­но вла­деть мате­ри­а­лом. Нако­нец, уча­щи­е­ся долж­ны начать полу­чать удо­воль­ствие от мастер­ства сво­е­го вла­де­ния мате­ри­а­лом кур­са. Если уча­щим­ся не хва­та­ет моти­ва­ции на какой-либо из четы­рех ста­дий, ARCS-модель помо­жет выстро­ить моти­ва­ци­он­ную стра­те­гию.
  • Муль­ти­ме­диа: когни­тив­ная тео­рия обра­зо­ва­ния с помо­щью муль­ти­ме­диа − это осно­ван­ный на иссле­до­ва­ни­ях под­ход, помо­га­ю­щий сту­ден­там учить­ся с помо­щью муль­ти­ме­диа ком­по­нен­тов, инте­гри­ро­ван­ных в учеб­ные мате­ри­а­лы. Тео­рия воз­ник­ла из пони­ма­ния эффек­тив­но­сти ком­би­ни­ро­ва­ния визу­аль­ных, тек­сто­вых и аудио­ма­те­ри­а­лов в учеб­ной про­грам­ме (Mayer, 2005).

Кур­сы, ори­ен­ти­ро­ван­ные на уча­щих­ся

Про­ек­ти­ро­ва­ние кур­сов, ори­ен­ти­ро­ван­ных на уча­щих­ся (Learner-centered Design), − это такой тип про­ек­ти­ро­ва­ния, при кото­ром уча­щий­ся ста­но­вит­ся цен­тром про­цес­са созда­ния обра­зо­ва­тель­но­го кур­са. Этот про­цесс начи­на­ет­ся с созда­ния пер­со­на­жа «уче­ни­ка» и моде­ли кур­са, а затем про­ис­хо­дит пере­ход к про­вер­ке на насто­я­щих уче­ни­ках и раз­лич­ных тестах кур­са, вклю­ча­ю­щих в себя юза­би­ли­ти-тести­ро­ва­ние и фокус-груп­пы.

Раз­лич­ные мето­ды тести­ро­ва­ния помо­га­ют луч­ше понять, что про­ис­хо­дит со сту­ден­том, когда он берет онлайн-курс, они поз­во­ля­ют полу­чить инфор­ма­цию о том, как и поче­му сту­дент успеш­но (или нет) про­шел курс. Неко­то­рые из тестов осу­ществ­ля­ют­ся при помо­щи про­грамм­но­го обес­пе­че­ния, отле­жи­ва­ю­ще­го дви­же­ние глаз, дву­сто­рон­них зер­кал, тех­но­ло­гий запи­си экра­на и т.д.

Оцен­ка тре­тьей сто­ро­ны

Оцен­ка тре­тьей сто­ро­ны − это сто­рон­няя оцен­ка про­дук­та или сер­ви­са, кото­рая про­во­дит­ся для того, что­бы убе­дить­ся в их каче­стве, и осу­ществ­ля­ет­ся экс­пер­та­ми.

  • Оцен­ка: вклю­ча­ет реко­мен­да­ции, награ­ды и сер­ти­фи­ка­ты.
  • Каче­ствен­ные и коли­че­ствен­ные иссле­до­ва­ния: вклю­ча­ют в себя как каче­ствен­ные, так и коли­че­ствен­ные иссле­до­ва­ния кей­сов; часто про­во­дят­ся инсти­ту­та­ми.

Оцен­ка тре­тьей сто­ро­ны явля­ет­ся важ­ной частью созда­ния кур­са − это воз­мож­ность полу­чить деталь­ный и досто­вер­ный ана­лиз про­дук­та, кото­рый мож­но исполь­зо­вать для его даль­ней­ших улуч­ше­ний (Russ-Eft, Preskill, 2001).

Сего­дня прак­ти­че­ски любой учеб­ный курс может быть онлайн-кур­сом, и вари­ан­тов того, как его мож­но спро­ек­ти­ро­вать, очень мно­го. Учи­ты­вая все необ­хо­ди­мые ком­по­нен­ты, обра­ща­ясь к науч­ным иссле­до­ва­ни­ям и про­во­дя тести­ро­ва­ния, мож­но создать дей­стви­тель­но каче­ствен­ный и эффек­тив­ный онлайн-курс.

Лите­ра­ту­ра

  1. Wiggins, G. & McTighe, J. (1998). «What is backward design?» in Understanding by Design. (1 ed., pp. 7–19). Upper Saddle River, NJ: Merrill Prentice Hall.
  2. Keller, J. M., & Suzuki, K. (2004). Learner motivation and e-Learning design: A multinationally validated process. Journal of Educational Media, 29(3), 229–239.
  3. Mayer, R. E. (2005a). Introduction to multimedia learning. In R. E. Mayer (Ed.). The Cambridge Handbook of Multimedia Learning (pp. 1–30). New York: Cambridge University Press.
  4. Russ-Eft, D. & Preskill, H. (2001). Evaluation in organizations: Enhancing learning, performance, and change. Boston: Perseus Books.