8 шагов к написанию качественного и интересного поста

8 шагов к написанию качественного и интересного поста
Фото: anieto2k/CC BY 2.0/http://www.imcreator.com/free/occupations/shoot
Мика­эль Чо, соос­но­ва­тель онлайн-ресурр­са oomf, поде­лил­ся с чита­те­ля­ми сек­ре­та­ми писа­тель­ско­го мастер­ства и рас­крыл клю­че­вые шаги по напи­са­нию каче­ствен­но­го мате­ри­а­ла.

Мика­эль Чо – один из осно­ва­те­лей пор­та­ла oommf, онлайн-ресур­са, соеди­ня­ю­ще­го крат­ко­сроч­ные про­грамм­ные про­ек­ты с избран­ны­ми раз­ра­бот­чи­ка­ми и дизай­не­ра­ми. В сво­ем бло­ге Мика­эль пишет про пси­хо­ло­гию, стар­та­пы и мар­ке­тинг. За пару меся­цев 20 запи­сей Мика­э­ля собра­ли более 2 мил­ли­о­нов про­смот­ров. В дости­же­нии это­го резуль­та­та авто­ру помог­ла раз­ра­бо­тан­ная им систе­ма, исполь­зу­е­мая на всех ста­ди­ях созда­ния мате­ри­а­ла. Содер­жа­ни­ем неко­то­рых из этих эта­пов Мика­эль поде­лил­ся с чита­те­ля­ми.

1.Поиск идей

Когда Мика­эль толь­ко начи­нал писать, ему каза­лось, что у него совсем немно­го идей для запи­сей. Как выяс­ни­лось потом, идеи при­хо­дят в самом про­цес­се напи­са­ния – когда вы рабо­та­е­те над каким-либо мате­ри­а­лом, вы посто­ян­но натал­ки­ва­е­тесь на какие-то фак­ты или вопро­сы, кото­рые могут стать тема­ми для сле­ду­ю­щих запи­сей.

Нахо­дясь вда­ли от дру­зей, совер­шая про­гул­ку или при­ни­мая душ, вы гене­ри­ру­е­те новые идеи. Мика­эль начал запи­сы­вать эти идеи в отдель­ном фай­ле. И то, что было когда-то корот­ким спис­ком, теперь ста­ло архи­вом из 112 идей.

Фрагмент интерфейса саФрагмент интерфейса сайта Thenextweb.comйта Thenextweb.com
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Thenextweb.com

Еще один спо­соб поис­ка новых тем – кон­цен­тра­ция на том, что вы иссле­ду­е­те в дан­ный момент и что вас вол­ну­ет:

Если вы дума­е­те над каким-то вопро­сом и он про­дол­жа­ет казать­ся инте­рес­ным после того, как вы посмот­ре­ли текст на Вики­пе­дии, зане­си­те его в спи­сок. Вы все­гда смо­же­те вер­нуть­ся к нему, если вы уве­ре­ны в том, что он будет инте­ре­сен вашим чита­те­лям.

Дру­гой спо­соб поис­ка идеи – кон­цен­тра­ция на том, над чем вы рабо­та­е­те пря­мо сей­час. Воз­мож­но, это свя­за­но с поис­ком пер­вых поку­па­те­лей для ваше­го биз­не­са или откры­тым вами мето­дом засы­па­ния за 5 минут.

Эти исто­рии инте­рес­ны людям. Даже если кто-то писал на подоб­ные идеи до вас, в любом слу­чае, ваш опыт инди­ви­дуа­лен и име­ет свой непо­вто­ри­мый резуль­тат.

Не думай­те, что ваша исто­рия недо­стой­на того, что­бы рас­ска­зать о ней.

2. Написание черновика

В самом нача­ле про­цесс созда­ния поста мог занять у Мика­э­ля до 20 часов. После напи­са­ния несколь­ких заме­ток он обра­тил­ся к одно­му из сво­их самых люби­мых писа­те­лей – Полу Чар­ви­су, издав­ше­му три кни­ги и собра­ние эссе. На вопрос о том, как стро­ит­ся рабо­чий про­цесс, Пол отве­тил:

«Cна­ча­ла я извер­гаю себя на стра­ни­цу, а потом редак­ти­рую, как сума­сшед­ший».

Пер­вый мате­ри­ал, кото­рый вы напи­са­ли, не дол­жен быть иде­аль­ным. Если это так, то вы рабо­та­ли над ним слиш­ком дол­го.

Когда вы слиш­ком часто пере­клю­ча­е­тесь меж­ду напи­са­ни­ем и редак­ти­ро­ва­ни­ем, вы дела­е­те для ваше­го моз­га мед­ве­жью услу­гу. Вы пре­ры­ва­е­те свой мыс­ли­тель­ный поток.

Сво­бод­но выра­жай­те свои идеи на стра­ни­це. Вы смо­же­те при­дать им нуж­ную фор­му поз­же.

3. Заполняйте пробелы

После напи­са­ния чер­но­ви­ка насту­па­ет самый слож­ный этап.

Воз­мож­но, вам при­дет­ся реструк­ту­ри­зи­ро­вать все цели­ком или изме­нять основ­ные части, пото­му что они недо­ста­точ­но кон­кре­ти­зи­ро­ва­ны. Ино­гда во вре­мя рабо­ты над постом Мика­эль обра­ща­ет­ся к ста­тьям сво­их люби­мых авто­ров, что­бы уви­деть, какую струк­ту­ру исполь­зо­ва­ли они.

На дан­ном эта­пе может пока­зать­ся, что то, о чем вы пише­те, нико­гда не будет иметь ника­ко­го смыс­ла. Нуж­но все­гда пом­нить о том, что это ваши писа­тель­ские мыш­цы кри­чат от интен­сив­ной тре­ни­ров­ки.

Каж­дый раз, когда Мика­эль застре­ва­ет на этом эта­пе, он гово­рит себе:

«Ты спра­вишь­ся с этим. Про­сто про­дол­жай писать».

Чем боль­ше вы пише­те, тем силь­нее ста­но­вят­ся ваши муску­лы. Когда вы при­вык­не­те к состо­я­нию дис­ком­фор­та, боль нач­нет про­хо­дить.

4. Чувствуйте ритм

При­шло вре­мя сокра­щать.

Все места тек­ста, где при про­чте­нии воз­ни­ка­ют пау­зы, гово­рят о том, что что-то не так. Если пара­граф кажет­ся избы­точ­ным, его сле­ду­ет опу­стить. Если при повтор­ном про­чте­нии части мате­ри­а­ла она рабо­та­ет луч­ше без это­го пара­гра­фа, от него нуж­но изба­вить­ся.

Ста­рай­тесь руко­вод­ство­вать­ся прин­ци­пом про­сто­ты при напи­са­нии тек­стов. Мика­эль исполь­зу­ет этот метод при напи­са­нии целых пред­ло­же­ний и отдель­ных слов. Он все­гда заду­мы­ва­ет­ся над тем, как он может реструк­ту­ри­зи­ро­вать пред­ло­же­ние, что­бы в нем было мень­ше слов, или заме­нять сло­ва на более корот­кие. К при­ме­ру: «Это тот момент, когда я начи­наю избав­лять­ся от ненуж­ных слов, что­бы улуч­шить ритм части мате­ри­а­ла».

Будь­те без­жа­лост­ны. Выре­зай­те сло­ва, кото­рые не заслу­жи­ва­ют того, что­бы быть в пред­ло­же­нии.

5. Редактирование

Запись почти гото­ва. Мика­эль вклю­ча­ет свои ана­ли­ти­че­ские спо­соб­но­сти, два­жды про­ве­ряя каж­дый факт, каж­дое место­име­ние и иллю­стра­цию.

Когда вы под­би­ра­е­те иллю­стра­ции к ста­тье, в голо­ве нуж­но дер­жать две вещи:

  • иллю­стра­ция долж­на добав­лять цен­но­сти мате­ри­а­лу. Напри­мер, если вы пише­те про дета­ли науч­но­го иссле­до­ва­ния, сле­ду­ет добав­лять изоб­ра­же­ние, спо­соб­ству­ю­щее более глу­бо­ко­му пони­ма­нию сути вопро­са. НЕ сле­ду­ет добав­лять кар­тин­ку про­сто для того, что­бы она была;
  • иллю­стра­ция долж­на быть доста­точ­но про­стой, что­бы быть поня­той с пер­во­го раза. Если вашим чита­те­лям при­хо­дит­ся слиш­ком дол­го оста­нав­ли­вать­ся на кар­тин­ке, вы сби­ва­е­те их ритм.
Фрагмент интерфейса сайта thenextweb.com
Фраг­мент интер­фей­са сай­та thenextweb.com

При­мер кар­тин­ки, кото­рую Мика­эль исполь­зо­вал в сво­ем запи­си (сле­ва) и той, от кото­рой он отка­зал­ся (спра­ва).

6. Дайте кому-нибудь прочитать свой текст

Пока вы пол­но­стью захва­че­ны сво­им тек­стом, вы може­те про­пу­стить несколь­ко важ­ных момен­тов, кото­рые может уви­деть кто-то дру­гой. Мика­эль, как пра­ви­ло, отправ­ля­ет гото­вый набро­сок кому-нибудь из кол­лег или дру­зей. Это поз­во­ля­ет ему обна­ру­жить с их помо­щью те момен­ты, кото­рые мож­но улуч­шить и кото­рые он нико­гда бы не нашел само­сто­я­тель­но.

Дру­гой спо­соб – исполь­зо­вать отры­вок запи­си в раз­го­во­ре с кем-нибудь. Мика­эль в каче­стве собе­сед­ни­ка исполь­зу­ет жену. Он встав­ля­ет в раз­го­вор несколь­ко важ­ных пози­ций из мате­ри­а­ла, и если она гово­рит что-то вро­де «Прав­да? Это очень инте­реc­но. И поче­му это про­ис­хо­дит?» – он зна­ет, что это вер­ный знак.

Если она выгля­дит рас­те­рян­ной или неза­ин­те­ре­со­ван­ной, это зна­чит, у него есть над чем пора­бо­тать.

Про­из­но­ся свой текст вслух, вы може­те рас­по­знать те момен­ты, кото­рые сле­ду­ет сде­лать более понят­ны­ми. Если у вас нет нико­го рядом, читай­те мате­ри­ал вслух для себя.

7. Дайте тексту замариноваться

После напи­са­ния поста Мика­эль остав­ля­ет его поле­жать пару дней перед повтор­ным про­смот­ром.

В нау­ке это назы­ва­ет­ся инку­ба­ци­он­ным пери­о­дом, важ­ной частью мыс­ли­тель­но-кре­а­тив­но­го про­цес­са. После пау­зы и воз­вра­ще­ния к рабо­те вы може­те взгля­нуть на мате­ри­ал новым взгля­дом и най­ти вещи, кото­рые могут быть улуч­ше­ны и кото­рые вы про­пу­сти­ли до это­го, – это может быть некра­си­вое пред­ло­же­ние, орфо­гра­фи­че­ская ошиб­ка или изоб­ра­же­ние, кото­рое выгля­дит не так, как надо.

Если вы чув­ству­е­те это, ваш чита­тель тоже это почув­ству­ет.

Исправь­те это перед тем как пуб­ли­ко­вать.

8. Нажимайте «опубликовать». Прямо сейчас!

Вы може­те редак­ти­ро­вать до бес­ко­неч­но­сти, и вам посто­ян­но будет казать­ся, что что-то не так или что-то не доде­ла­но. Ваш мозг будет раз за разом повто­рять: «А если я ска­зал что-то не так, забыл ука­зать ссыл­ку или напи­сал что-то, что нико­му нико­гда не понра­вит­ся?».

«Нуж­но пере­чи­тать это еще раз, что­бы удо­сто­ве­рить­ся, что все иде­аль­но».

Не делай­те это­го.

Запом­ни­те совет от писа­те­ля Джейм­са Аль­ту­че­ра:

«Нико­гда не бой­тесь. Нажи­май­те опуб­ли­ко­вать. Изви­ни­тесь поз­же».

Луч­ше вне­сти неко­то­рые изме­не­ния в пост, когда он опуб­ли­ко­ван, чем веч­но сидеть в чер­но­вом режи­ме и редак­ти­ро­вать раз за разом. Нажа­тие кноп­ки «опуб­ли­ко­вать» застав­ля­ет вас подой­ти к про­цес­су более интен­сив­но.

Писа­тель­ство – тяже­лое заня­тие. Дале­ко не каж­дое сло­во, кото­рое вы напи­ше­те, будет опуб­ли­ко­ва­но. И это нор­маль­но. Путь через пло­хие сло­ва – порой един­ствен­ный спо­соб най­ти хоро­шие.

Нет иде­аль­но­го под­хо­да к напи­са­нию. Хемин­гу­эй пред­по­чи­тал писать свои кни­ги стоя, в то вре­мя как Марк Твен делал это, лежа в посте­ли. Ваш под­ход не обя­за­тель­но дол­жен быть таким же, как у дру­гих.

Начи­най­те с мало­го. Неко­то­рые писа­те­ли стре­мят­ся к напи­са­нию 1000 слов в день. Мика­эль огра­ни­чи­вал­ся пона­ча­лу одним постом в неде­лю, но теперь ста­ра­ет­ся писать каж­дый день. Будь­те после­до­ва­тель­ны − пусть это будет одна запись в неде­лю или в месяц. Ваши сло­ва явля­ют­ся эффек­тив­ным инстру­мен­том, не поз­во­ляй­те им уйти впу­стую.

Сайт ooomf.com.