Эмоциональный сторителлинг: как дизайнерам рассказывать истории

Граффити Бэнкси в Вифлееме
Граффити Бэнкси в Вифлееме
Адди­сон Дюваль (Addison Duvall) в сво­ей ста­тье Emotion & Storytelling: How Telling Stories Can Nail You More Clients рас­ска­зы­ва­ет о сто­ри­тел­лин­ге для дизай­не­ров: как мож­но с помо­щью исто­рий вызы­вать поло­жи­тель­ные эмо­ции у ауди­то­рии и поче­му это важ­но.

Каж­дый из нас рас­сказ­чик, мы исполь­зу­ем исто­рии для того, что­бы общать­ся с дру­ги­ми, убеж­дать их, вдох­нов­лять или про­сто раз­вле­кать. Для дизай­не­ров созда­ние исто­рии − это важ­ная часть твор­че­ско­го про­цес­са, пото­му что исто­рия явля­ет­ся тем, с помо­щью чего ста­но­вит­ся воз­мож­ным вза­и­мо­дей­ствие поль­зо­ва­те­ля и дизай­на, и опре­де­ля­ет, насколь­ко эффек­тив­ным это вза­и­мо­дей­ствие будет.

Что такое история

Когда мы гово­рим о сто­ри­тел­лин­ге, мы, как пра­ви­ло, не име­ем в виду «Бело­снеж­ку», «Кра­са­ви­цу и чудо­ви­ще» или дру­гую ска­зоч­ную исто­рию. То, что Адди­сон пони­ма­ет под сто­ри­тел­лин­гом, − это ско­рее про­цесс, то, что про­ис­хо­дит, когда поль­зо­ва­тель вза­и­мо­дей­ству­ет с дизай­ном, и то, что вызы­ва­ет поло­жи­тель­ные эмо­ции.

В сво­ем выступ­ле­нии на кон­фе­рен­ции TED «Three Ways Good Design Makes You Happy» Дон Нор­ман (Don Norman) рас­ска­зы­ва­ет о при­ме­рах «игро­во­го» сто­ри­тел­лин­га, кото­рый исполь­зу­ют в сво­их рабо­тах мно­гие дизай­не­ры, − от интер­ак­тив­но­го сто­ла для пинг-пон­га до сту­льев, пыта­ю­щих­ся «дотя­нуть­ся» до сво­их частей, кото­рые «убе­га­ют» от них. Все это при­ме­ры того, как дизай­не­ры пыта­ют­ся осу­ществ­лять ком­му­ни­ка­цию с ауди­то­ри­ей, наде­ляя свои про­дук­ты антро­по­морф­ны­ми свой­ства­ми.

Веб-дизай­не­ры могут исполь­зо­вать те же базо­вые прин­ци­пы сто­ри­тел­лин­га, как мож­но видеть в преды­ду­щих при­ме­рах: неслож­но создать исто­рию, кото­рая рас­сме­шит людей и рас­по­ло­жит их к вза­и­мо­дей­ствию с вашим дизай­ном. Немно­го чело­веч­но­сти там, где ее совсем не ожи­да­ют, может в этом силь­но помочь.

Чем проще, тем лучше

Чем про­ще ваша исто­рия, тем более силь­ное впе­чат­ле­ние она может про­из­ве­сти на людей за очень корот­кое вре­мя. Сила эмо­ций спо­соб­на пре­вра­тить даже про­стое изоб­ра­же­ние в мощ­ный меди­ум.

Попу­ляр­ный сайт Reddit со сво­им лого­ти­пом в виде малень­ко­го бело­го ино­пла­не­тя­ни­на явля­ет­ся хоро­шим при­ме­ром подоб­но­го сто­ри­тел­лин­га. Ино­пла­не­тя­нин появ­ля­ет­ся на глав­ной стра­ни­це сай­та в самых интри­гу­ю­щих ситу­а­ци­ях, напри­мер, по стран­ной иро­нии будучи похи­щен­ным ино­пла­не­тя­на­ми.

Alexis Ohanian, один из осно­ва­те­лей Reddit, ска­зал, что такое про­стое исполь­зо­ва­ние сто­ри­тел­лин­га при­влек­ло на сайт мно­же­ство посе­ти­те­лей за про­шед­шие годы.

Помни­те о том, что хоро­шие исто­рии рас­ска­зы­ва­ют себя сами. Вам не нуж­но дер­жать ваших поль­зо­ва­те­лей за руку и все им разъ­яс­нять. Люди в сво­ем боль­шин­стве доста­точ­но умны и могут понять вашу исто­рию сами, если она содер­жит все необ­хо­ди­мые эле­мен­ты.

При этом эмо­ции, кото­рые вызы­ва­ет ваша исто­рия, не свя­за­ны с тем, насколь­ко лег­ко ее «про­чи­тать». За эмо­ции в боль­шей сте­пе­ни отве­ча­ют эле­мен­ты дизай­на − цвет, фор­ма, ком­по­зи­ция, раз­мер.

Истории делают людей счастливыми

Мы при­ни­ма­ем луч­шие реше­ния, когда видим хоро­ший дизайн, пото­му что кра­си­вые вещи дела­ют нас счаст­ли­вее. Хоро­ший сто­ри­тел­линг будет сам собой при­нят и оце­нен вашей ауди­то­ри­ей. И вам даже не нуж­но будет его объ­яс­нять, если он поня­тен на инту­и­тив­ном уровне, исто­рия рас­ска­жет сама себя. Ваша ауди­то­рия будет улы­бать­ся и в счаст­ли­вом настро­е­нии отзо­вет­ся на ваш при­зыв к дей­ствию или помо­щи.

Конеч­но, исто­рии могут вызы­вать и дру­гие эмо­ции − гор­дость, грусть, надеж­ду, злость − любая эмо­ция может быть транс­ли­ро­ва­на с помо­щью дизай­на. Здесь необ­хо­ди­мо иметь в виду куль­тур­ный и исто­ри­че­ский кон­текст − то, что вызы­ва­ет одну эмо­цию у груп­пы людей, у дру­гой груп­пы людей может вызвать эмо­цию пря­мо про­ти­во­по­лож­ную.

Дизайн вокруг нас

Дизайн − это не толь­ко то, за что про­фес­си­о­на­лам пла­тят день­ги. Любая ситу­а­ция, в кото­рой чело­век вза­и­мо­дей­ству­ет с миром вокруг него, что­бы решить какую-либо про­бле­му, может клас­си­фи­ци­ро­вать­ся как дизайн.

Дизай­ном может быть даже такое про­стое дей­ствие, кото­рое вы совер­ша­е­те, когда при­сло­ня­е­те вело­си­пед к дере­ву. Дере­во − это объ­ект, кото­рый вы исполь­зу­е­те, что­бы решить свою про­бле­му (где оста­вить вело­си­пед?).

Исто­рии, кото­рые мы рас­ска­зы­ва­ем друг дру­гу в том про­стран­стве, кото­рое делим, могут быть настоль­ко же силь­ны­ми, как и те исто­рии, кото­рые дизай­не­ры рас­ска­зы­ва­ют сво­ей ауди­то­рии.

Граффити Бэнкси в Вифлееме
Граф­фи­ти Бэнк­си в Виф­ле­е­ме

Заключение

Для каж­до­го дизай­не­ра важ­ным явля­ет­ся наблю­де­ние за миром вокруг − какие исто­рии про­ис­хо­дят рядом с нами и как их мож­но исполь­зо­вать для созда­ния тако­го дизай­на, кото­рый при­вле­чет ауди­то­рию и мак­си­маль­но эффек­тив­но доне­сет до нее ваше сооб­ще­ние.