Разработчик WordPress Константин Ковшенин рассказал, как будет развиваться платформа и что нас ждет

http://www.flickr.com/photos/mkhmarketing/8469030267/
WordPress − это попу­ляр­ная систе­ма управ­ле­ния кон­тен­том сай­та, кото­рую исполь­зу­ют мно­гие ресур­сы, в том чис­ле и неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции − напри­мер, сайт Теп­ли­цы рабо­та­ет на WordPress. Мы пого­во­ри­ли с Кон­стан­ти­ном Ков­ше­ни­ным, раз­ра­бот­чи­ком WordPress, орга­ни­за­то­ром WordPress Meetup в Москве и авто­ром жур­на­ла WP Magazine.

Е.И.: Рас­ска­жи, поче­му ты заин­те­ре­со­вал­ся WordPress и стал рабо­тать в Automattic? Чем ты зани­ма­ешь­ся там?

К.К.: Раз­ра­бот­кой сай­тов я зани­мал­ся задол­го до зна­ком­ства с WordPress. С ним я столк­нул­ся пер­вый раз, когда решил создать свой соб­ствен­ный блог. В раз­ра­бот­ку тем и пла­ги­нов углу­бил­ся тогда, когда захо­те­лось изме­нить внеш­ний вид это­го бло­га и когда ста­ло не хва­тать како­го-то функ­ци­о­на­ла, а соб­ствен­ны­ми нара­бот­ка­ми все­гда ста­рал­ся делить­ся с сооб­ще­ством.

С WordPress я рабо­таю уже более 6 лет, а в Automattic рабо­таю чуть боль­ше двух лет в коман­де Dot Org, кото­рая зани­ма­ет­ся под­держ­кой и помо­щью в раз­ви­тии неком­мер­че­ских про­ек­тов вокруг WordPress, вклю­чая само ядро WordPress и сай­ты WordPress.org, WordPress.tv и дру­гие.

Пример сайта на WordPress с темой Twenty Ten
При­мер сай­та на WordPress с темой Twenty Ten

Е.И.: WordPress это неком­мер­че­ская орга­ни­за­ция, каким обра­зом она финан­си­ру­ет раз­ра­бот­ку?

К.К.: Раз­ра­бот­ку само­го про­ек­та WordPress фонд не финан­си­ру­ет. Им зани­ма­ют­ся волон­те­ры и неко­то­рые ком­мер­че­ские ком­па­нии, кото­рые выде­ля­ют одно­го или несколь­ких раз­ра­бот­чи­ков для рабо­ты над ядром. Самые яркие при­ме­ры подоб­ных ком­па­ний − Audrey Capital, The New York Times, 10up, BlueHost, DreamHost и, конеч­но же, Automattic. В раз­ра­бот­ке WordPress вер­сии 3.8 при­ня­ло уча­стие почти 200 чело­век.

Е.И.: Ты был орга­ни­за­то­ром пер­во­го мос­ков­ско­го WordCamp, пла­ни­ру­ешь ли как-то раз­ви­вать это дело даль­ше?

К.К.: Да, мос­ков­ское сооб­ще­ство WordPress пла­ни­ру­ет про­во­дить кон­фе­рен­цию WordCamp каж­дый год.

WordCamp Russia 2013 / Фото: Сергей Арустамов
WordCamp Russia 2013 / Фото: Сер­гей Ару­ста­мов

Е.И.: Рас­ска­жи о каких-нибудь про­ек­тах, свя­зан­ных с WordPress, кото­рые тебе запом­ни­лись боль­ше все­го. Какие были дости­же­ния и неуда­чи?

К.К.: Пер­вое, что при­хо­дит в голо­ву, это, навер­ное, WordPress вер­сии 3.6, раз­ра­бот­ка кото­рой затя­ну­лась на семь меся­цев в свя­зи с раз­лич­ны­ми взгля­да­ми на «фор­ма­ты запи­сей» и неко­то­рые дру­гие аспек­ты ядра. В конеч­ном ито­ге «фор­ма­ты запи­сей» изъ­яли из ядра WordPress и пред­ло­жи­ли про­дол­жить рабо­ту в виде пла­ги­на не толь­ко для фор­ма­тов запи­сей, но и для дру­гих новых функ­ций ядра.

Таким обра­зом, роди­лась идея «features as plugins», где новые функ­ции раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся на про­тя­же­нии более одно­го цик­ла раз­ра­бот­ки ядра WordPress, а сли­я­ние с ядром про­ис­хо­дит тогда, когда пла­гин нахо­дит­ся на ста­дии готов­но­сти. Хоро­шие при­ме­ры это­го под­хо­да: пла­ги­ны MP6 и THX38, кото­рые вошли в ядро WordPress вер­сии 3.8.

Е.И.: WordPress исполь­зу­ет­ся во всем мире, ска­жи, ты видишь какие-то его осо­бен­но­сти в Руне­те?

К.К.: Несмот­ря на то, что ядро WordPress пол­но­стью пере­ве­де­но на рус­ский язык, самая боль­шая про­бле­ма с WordPress в Рос­сии − это язы­ко­вой барьер. Офи­ци­аль­ная доку­мен­та­ция WordPress пере­ве­де­на, но не пол­но­стью. Доку­мен­та­ции для раз­ра­бот­чи­ков прак­ти­че­ски нет, боль­шин­ство тем и пла­ги­нов доступ­ны толь­ко на англий­ском язы­ке, а полез­ных ресур­сов про WordPress в Руне­те крайне мало.

Е.И.: Счи­та­ет­ся, что на WordPress мож­но сде­лать сайт, не будучи про­грам­ми­стом, так ли это? И для чего тогда нуж­ны про­фес­си­о­наль­ные раз­ра­бот­чи­ки?

К.К.: Все зави­сит от сте­пе­ни слож­но­сти сай­та. Для про­сто­го сай­та нет смыс­ла при­вле­кать про­фес­си­о­наль­но­го раз­ра­бот­чи­ка. Если же речь идет о сай­тах со слож­ной струк­ту­рой, допол­ни­тель­ны­ми функ­ци­я­ми или о высо­ко­на­гру­жен­ных сай­тах, то без сто­рон­ней помо­щи обой­тись доста­точ­но слож­но.

Е.И.: Сто­ит ли НКО исполь­зо­вать WordPress для сай­та сво­е­го фон­да?

К.К.: Это зави­сит от тре­бо­ва­ний к сай­ту и от ваших зна­ний того или ино­го инстру­мен­та. Исполь­зо­вать WordPress для все­го под­ряд вполне воз­мож­но, но это может стать слиш­ком тру­до­за­трат­но. Для каж­дой зада­чи есть наи­бо­лее под­хо­дя­щие инстру­мен­ты.

Е.И.: WordPress суще­ству­ет уже 10 лет, что поз­во­ля­ет ему оста­вать­ся совре­мен­ным?

К.К.: WordPress все­гда был зна­ме­нит сво­ей обрат­ной сов­ме­сти­мо­стью. Это зна­чит, что пла­гин, напи­сан­ный 10 лет назад, дол­жен рабо­тать и в самой новой вер­сии ядра.

Подоб­ный под­ход не поз­во­ля­ет делать круп­ных архи­тек­тур­ных изме­не­ний на про­тя­же­нии одно­го рели­за, и тем не менее это не поме­ша­ло вве­де­нию ново­го дизай­на пане­ли адми­ни­стри­ро­ва­ния в вер­сии 3.8, авто­ма­ти­че­ских обнов­ле­ний в вер­сии 3.7, под­держ­ку аудио, видео в 3.6, новой меда­те­ки в 3.5 и т.д.

Е.И.: Какие ты видишь пер­спек­ти­вы раз­ви­тия WordPress в мире и в Рос­сии?

К.К.: На сего­дняш­ний день 21,4% всех сай­тов в сети Интер­нет исполь­зу­ют WordPress − это 60% рын­ка CMS. Дан­ные циф­ры про­дол­жат рас­ти, а WordPress про­дол­жит свое дви­же­ние с CMS в сто­ро­ну плат­фор­мы.