В США прошел день борьбы с интернет-цензурой в школьных библиотеках

В рам­ках кам­па­нии «404 Day» в США была про­ве­де­на интер­нет-кон­фе­рен­ция, на кото­рой круп­ные иссле­до­ва­те­ли и биб­лио­те­ка­ри дели­лись свои опы­том борь­бы с цен­зу­рой и филь­тра­ми, кото­рые лиша­ют аме­ри­кан­ских школь­ни­ков досту­па к без­опас­ным мате­ри­а­лам.

Филь­тры в шко­лах США нача­ли исполь­зо­вать в 2000 году, когда вышел закон Children’s Internet Protection Act. Он обя­зы­вал все госу­дар­ствен­ные шко­лы уста­но­вить на биб­лио­теч­ных ком­пью­те­рах систе­му защи­ты от неже­ла­тель­ных сай­тов, в первую оче­редь, рас­про­стра­ня­ю­щих пор­но­гра­фию и дру­гой про­ти­во­за­кон­ный мате­ри­ал.

Одна­ко адми­ни­стра­ции школ настоль­ко боят­ся нару­шить пред­пи­са­ния пра­ви­тель­ства, что очень часто цен­зу­ре под­вер­га­ют­ся без­опас­ные ресур­сы – сай­ты с инфор­ма­ци­ей о неоязыч­ной рели­гии Вик­ка, о потреб­ле­нии таба­ка моло­де­жью, арт-гале­реи, сай­ты ЛГБТ сооб­ществ и т.д. Эти огра­ни­че­ния нару­ша­ют основ­ные прин­ци­пы сво­бод­ной инфор­ма­ции, в отдель­ных слу­ча­ях меша­ют про­ве­де­нию иссле­до­ва­ний уче­ни­ков.

На видео про­ве­ден­ной кон­фе­рен­ции бло­ге­ры и пред­ста­ви­те­ли учеб­ных орга­ни­за­ций рас­ска­зы­ва­ют о тех­но­ло­гии рабо­ты филь­тров, реаль­ной силе зако­на о цен­зу­ре, спо­со­бах усо­вер­шен­ство­ва­ния систе­мы. Сре­ди высту­па­ю­щих пред­ста­ви­тель Биб­лио­теч­ной ассо­ци­а­ции США Дебо­ра Кал­двел-Сто­ун, работ­ник иссле­до­ва­тель­ско­го цен­тра в Мас­са­чу­сет­ском тех­но­ло­ги­че­ском уни­вер­си­те­те Крис Петер­сон и др.

В рам­ках ново­сти сле­ду­ет так­же упо­мя­нуть сер­вис Herdict. Каж­дый раз, когда вы стал­ки­ва­е­тесь со слу­ча­ем бло­ки­ров­ки сай­та или какой-то инфор­ма­ции, сле­ду­ет обра­щать­ся к дан­но­му ресур­су. Суще­ству­ет рус­ско­языч­ная вер­сия сай­та – Nardikt. На нем есть интер­ак­тив­ная кар­та и дру­гие фор­мы пред­став­ле­ния дан­ных о слу­ча­ях бло­ки­ров­ки.