Социальные сети в России сегодня: цифры, тренды, прогнозы

Фото Alen Skyy/flickr/creative commons
Фото Alen Skyy/flickr/creative commons
Ком­па­ния Brand Analytics опуб­ли­ко­ва­ла иссле­до­ва­ние «Соци­аль­ные сети в Рос­сии сего­дня: циф­ры, трен­ды, про­гно­зы». На осно­ве ста­ти­сти­че­ских дан­ных авто­ры отче­та опре­де­ли­ли, какие из соци­аль­ных сетей в Рос­сии наи­бо­лее попу­ляр­ны сре­ди актив­ных поль­зо­ва­те­лей, о чем пишут авто­ры пуб­лич­ных сооб­ще­ний и како­вы даль­ней­шие про­гно­зы по раз­ви­тию мно­го­мил­ли­он­ных пло­ща­док, полу­чив­ших ста­тус Медиа.

По дан­ным ФОМ на осень 2012 года, 52% рос­си­ян стар­ше 18 лет поль­зу­ют­ся Интер­не­том. Их чис­ло состав­ля­ет 61,1 млн. чело­век. В горо­дах-сто­ты­сяч­ни­ках про­ник­но­ве­ние Интер­не­та достиг­ло 60–70% для взрос­ло­го насе­ле­ния. В общем спис­ке стран Рос­сия зани­ма­ет шестое место по коли­че­ству поль­зо­ва­те­лей, треть из кото­рых пред­по­чи­та­ет мобиль­ный Интер­нет.

80% ауди­то­рии рос­сий­ско­го Интер­не­та еже­днев­но поль­зу­ет­ся соци­аль­ны­ми сетя­ми. Самой попу­ляр­ной оста­ет­ся сеть ВКон­так­те, по ее соб­ствен­ным дан­ным, коли­че­ство посе­ти­те­лей в янва­ре 2014 года соста­ви­ло 60 млн. чело­век в сут­ки. Вто­рое место по попу­ляр­но­сти зани­ма­ет сеть Одно­класс­ни­ки – на ее долю при­шлось 41,5 млн. посе­ти­те­лей в сут­ки.

Объ­ек­том иссле­до­ва­ния ста­ли актив­ные поль­зо­ва­те­ли – те участ­ни­ки соци­аль­ных сетей, кото­рые остав­ля­ют хотя бы одно пуб­лич­ное сооб­ще­ние в месяц. В эту груп­пу вошли 35 млн. поль­зо­ва­те­лей. Все­го в рус­ско­языч­ных медиа пуб­ли­ку­ет­ся око­ло 30 млн. постов еже­днев­но.

Вконтакте

Коли­че­ство пуб­лич­ных сооб­ще­ний за фев­раль 2014 г.: 208 400 000.

Актив­ные авто­ры из Рос­сии: 17 866 700.

Пол авто­ров: муж­ской – 46,7%, жен­ский – 53,3%.

Воз­раст авто­ров:

Фрагмент интерфейса сайта Brand Analytics
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Brand Analytics

Рас­пре­де­ле­ние актив­ных авто­ров по реги­о­нам Рос­сии:

Фрагмент интерфейса сайта Brand Analytics
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Brand Analytics

Самая боль­шая доля актив­ных поль­зо­ва­те­лей пред­став­ле­на Санкт-Петер­бур­гом, Моск­вой, Рес­пуб­ли­кой Каре­лия, Мур­ман­ской и Кали­нин­град­ской обла­стя­ми.

Фрагмент интерфейса сайта Brand Analytics
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Brand Analytics

Twitter

Коли­че­ство пуб­лич­ных сооб­ще­ний за фев­раль 2014 г.: 247 200 000.

Актив­ные авто­ры из Рос­сии: 1 608 500.

Пол авто­ров: муж­ской – 46,9%, жен­ский – 53,1%.

Воз­раст авто­ров: в Twitter дан­ные о воз­расте авто­ров отсут­ству­ют.

Рас­пре­де­ле­ние актив­ных авто­ров по реги­о­нам Рос­сии:

Фрагмент интерфейса сайта Brand Analytics
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Brand Analytics

Twitter поль­зу­ет­ся гораз­до мень­шей попу­ляр­но­стью у рос­си­ян, чем ВКон­так­те. В Москве, лиде­ре по абсо­лют­ной и отно­си­тель­ной вели­чине поль­зо­ва­те­лей, их доля соста­ви­ла все­го 2,87%. Вто­рое место зако­но­мер­но занял Санкт-Петер­бург с 141 738 актив­ны­ми авто­ра­ми. При­ме­ча­тель­но, что, как и в слу­чае с ВКон­так­те, боль­шую долю актив­ных поль­зо­ва­те­лей состав­ля­ют жен­щи­ны.

Фрагмент интерфейса сайта Brand Analytics
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Brand Analytics

Livejournal

Коли­че­ство пуб­лич­ных сооб­ще­ний за фев­раль 2014 г.: 11 250 000.

Актив­ные авто­ры из Рос­сии: 202 849.

Пол авто­ров: муж­ской – 54,8%, жен­ский – 45,2%.

Фрагмент интерфейса сайта Brand Analytics
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Brand Analytics

Мой Мир

Коли­че­ство пуб­лич­ных сооб­ще­ний за фев­раль 2014 г.: 41 270 000.

Актив­ные авто­ры из Рос­сии: 2 380 000.

Пол авто­ров: муж­ской – 37%, жен­ский – 63%.

Фрагмент интерфейса сайта Brand Analytics
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Brand Analytics

О чем пишут пользователи социальных сетей

Пуб­ли­ка­ция ново­стей из СМИ и их обсуж­де­ние: сооб­ще­ния подоб­но­го рода состав­ля­ют око­ло 40% от обще­го пото­ка, а во вре­мя важ­ных собы­тий, таких, как рево­лю­ция на Укра­ине или при­ня­тие ново­го резо­нанс­но­го зако­на, доля подоб­ных постов замет­но уве­ли­чи­ва­ет­ся.

Лич­ная инфор­ма­ция: око­ло 20% пуб­ли­ку­е­мых сооб­ще­ний актив­ных поль­зо­ва­те­лей рас­ска­зы­ва­ют об их инте­ре­сах, при­стра­сти­ях и вку­сах – лич­ные впе­чат­ле­ния от новых мест, фото­гра­фии еды, выска­зы­ва­ние мыс­лей и т.д.

Созда­ние ново­стей: мно­гие поль­зо­ва­те­ли сами явля­ют­ся авто­ра­ми ново­стей – они пишут о про­ис­ше­стви­ях, демон­стра­ци­ях, пре­мье­рах, спор­тив­ных собы­ти­ях и др. Мате­ри­ал, как пра­ви­ло, сопро­вож­да­ет­ся фото­гра­фи­я­ми или видео с места собы­тия. Ката­ли­за­то­ром раз­ви­тия подоб­ных ново­стей ста­ли мобиль­ные тех­но­ло­гии, фото­ка­ме­ры и видео­ре­ги­стра­то­ры. К сло­ву ска­зать, неко­то­рые из авто­ров ста­ли доволь­но попу­ляр­ны­ми обо­зре­ва­те­ля­ми и собра­ли нема­лую ауди­то­рию.

Обмен опы­том: поль­зо­ва­те­ли делят­ся впе­чат­ле­ни­я­ми от про­смот­рен­ных филь­мов, обсуж­да­ют новые про­дук­ты, дают полез­ные сове­ты.

Раз­ме­ще­ние раз­вле­ка­тель­но­го мате­ри­а­ла: к этой груп­пе отно­сят­ся мно­го­чис­лен­ные мемы, шуточ­ные кар­тин­ки и дру­гие раз­вле­ка­тель­ные посты, снис­кав­шие народ­ную любовь.

Трен­ды и про­гно­зы

  • Глав­ным трен­дом наше­го вре­ме­ни ста­ла асси­ми­ля­ция СМИ и соци­аль­ных сетей. Поль­зо­ва­тель­ские интер­нет-пло­щад­ки ста­ли одним из глав­ных мест для пуб­ли­ка­ции, рас­про­стра­не­ния и обсуж­де­ния ново­стей, что поз­во­ли­ло им полу­чить ста­тус Медиа;
  • Поль­зо­ва­те­ли сами созда­ют ново­сти. Мно­гие автор­ские посты име­ют реаль­ную инфор­ма­ци­он­ную силу, рас­про­стра­ня­ют­ся с боль­шой ско­ро­стью, вли­я­ют на обще­ствен­ное мне­ние и ход про­ис­хо­дя­щих собы­тий в оффлайн;
  • Соци­аль­ные сети сфор­ми­ро­ва­лись как рынок. Нача­лось раз­ви­тие нише­вых, узко­спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных ресур­сов – пло­щад­ки для вра­чей, юри­стов, тема­ти­че­ские фору­мы и т.д. Сле­ду­ет ожи­дать, что их коли­че­ство будет уве­ли­чи­вать­ся;
  • Поль­зо­ва­тель дока­зал свое при­о­ри­тет­ное место в отно­ше­ни­ях с брен­да­ми. Теперь у него есть все воз­мож­но­сти для пуб­лич­но­го обсуж­де­ния и оцен­ки про­дук­тов и услуг. Ком­па­ни­ям при­хо­дит­ся счи­тать­ся с этим и пово­ра­чи­вать­ся к кли­ен­ту «лицом».

Ссыл­ка на иссле­до­ва­тель­ский отчет Brand Analytics.