Вопрос-ответ. Как представить на сайте психологически сложную информацию

Веб-сайт БО "Ночлежка"
Веб-сайт БО "Ночлежка"
Не сек­рет, что мно­гие неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции по роду сво­ей дея­тель­но­сти долж­ны гово­рить и при­вле­кать вни­ма­ние к слож­ным и труд­ным про­бле­мам людей – бедам, несча­стьям, болез­ням. И как след­ствие они долж­ны пред­став­лять эту инфор­ма­цию на сво­их сай­тах. Но как это сде­лать, что­бы не вызы­вать у чита­те­лей оттор­же­ния, неже­ла­ния вни­кать и сочув­ство­вать?

Ана­ли­зи­руя опыт орга­ни­за­ций, реша­ю­щих подоб­ную зада­чу, в неболь­шом обзо­ре мы ищем эффек­тив­ные под­хо­ды и спо­со­бы.

Вопрос наше­го чита­те­ля:

«Наша орга­ни­за­ция явля­ет­ся объ­еди­не­ни­ем роди­те­лей детей с забо­ле­ва­ни­ем N. В целом осо­бен­но­сти жиз­ни и ухо­да, меди­цин­ская ста­ти­сти­ка и пер­спек­ти­вы подоб­ных детей не слиш­ком уте­ши­тель­ны, и даже сами роди­те­ли часто упре­ка­ют нас в том, что наш сайт «пси­хо­ло­ги­че­ски тяже­ло читать». Как это­го избе­жать? Как, с одной сто­ро­ны, инфор­ми­ро­вать наших чита­те­лей о про­бле­мах и слож­но­стях, свя­зан­ных с забо­ле­ва­ни­ем, но с дру­гой сто­ро­ны не вызы­вать у них стра­ха и без­на­деж­но­сти?».

В попыт­ке отве­тить на такой вопрос сто­ит воору­жить­ся про­ве­рен­ным мето­дом «луч­ше один раз уви­деть», поэто­му давай­те про­ана­ли­зи­ру­ем опыт орга­ни­за­ций, стал­ки­ва­ю­щих­ся с подоб­ной про­бле­мой при пуб­ли­ка­ции инфор­ма­ции на сво­их сай­тах.

ДаунсайдАп

Бла­го­тво­ри­тель­ный фонд Даун­сай­дАп ока­зы­ва­ет под­держ­ку семьям, вос­пи­ты­ва­ю­щим детей с син­дро­мом Дау­на. Одним из важ­ных аспек­тов сво­ей дея­тель­но­сти фонд счи­та­ет про­све­ти­тель­скую рабо­ту, направ­лен­ную на фор­ми­ро­ва­ние пози­тив­но­го обра­за чело­ве­ка с син­дро­мом Дау­на. Эта зада­ча лейт­мо­ти­вом про­хо­дит через все мате­ри­а­лы и даже оформ­ле­ние сай­та фон­да. Сайт остав­ля­ет лег­кое и сол­неч­ное впе­чат­ле­ние, несмот­ря на про­бле­ма­ти­ку, кото­рой он посвя­щен. Это во мно­гом дости­га­ет­ся за счет сле­ду­ю­щих фак­то­ров:

  • все мате­ри­а­лы пишут­ся и созда­ют­ся, исхо­дя из общей стра­те­гии фор­ми­ро­ва­ния пози­тив­но­го обра­за;
  • исполь­зо­ва­ние в оформ­ле­нии ярких, «сол­неч­ных» цве­тов, одна­ко их ком­би­на­ция сба­лан­си­ро­ва­на и не утом­ля­ет чита­те­ля;
  • выдер­жан­ная и логич­ная орга­ни­за­ция тек­сто­вых мате­ри­а­лов, в то вре­мя как иллю­стра­ции содер­жат в основ­ном какой-то пози­тив­ный эмо­ци­о­наль­ных посыл.

В целом такой под­ход поз­во­ля­ет сай­ту дости­гать воз­ник­но­ве­ния эффек­та дове­рия и сопе­ре­жи­ва­ния, как у пря­мых бене­фи­ци­а­ров помо­щи фон­да, так и у инфор­ма­ци­он­но непод­го­тов­лен­ных посе­ти­те­лей.

Веб-сайт: downsideup.org.

What’s happen next

Промо-сайт книги Что случится потом
Про­мо-сайт кни­ги «Что слу­чит­ся потом»

Про­мо-сайт кни­ги Рика Шос­те­ка (Rick Schostek) «Что слу­чит­ся потом», адре­со­ван­ной роди­те­лям, вос­пи­ты­ва­ю­щим детей с аутиз­мом. Идея кни­ги (и пред­став­ля­ю­ще­го ее сай­та) заклю­ча­ет­ся в том, что нали­чие про­стой и доступ­ной инфор­ма­ции для роди­те­лей устра­ня­ет для них страх неиз­вест­но­го, вли­я­ние ни на чем не осно­ван­ных сте­рео­ти­пов и предубеж­де­ний.

Это, в свою оче­редь, поз­во­ля­ет решить мно­гие из ожи­да­ю­щих их про­блем и труд­но­стей. Поиск соб­ствен­ных путей ком­му­ни­ка­ции для созда­ния атмо­сфе­ры дове­рия, «семей­но­сти» и уча­стия – это основ­ное содер­жа­ние кни­ги и сай­том оно «транс­ли­ру­ет­ся» спо­кой­но и про­сто, фор­ми­руя у заин­те­ре­со­ван­ных посе­ти­те­лей сход­ные впе­чат­ле­ния.

Веб-сайт: www.whathappensnextbook.com.

Сообщество «Дорогою добра», фотопроект «Особый кадр»

Фотовыставка особый кадр
Фото­вы­став­ка осо­бый кадр. Фото РООРДИ «Доро­гою добра»

Киров­ская орга­ни­за­ция «Доро­га добра» объ­еди­ня­ет роди­те­лей детей с осо­бен­но­стя­ми раз­ви­тия и здо­ро­вья, кото­рые не пона­слыш­ке зна­ют о том, с каки­ми труд­но­стя­ми и непри­я­ти­ем при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся таким семьям в обще­стве. Для попу­ля­ри­за­ции идеи «инклю­зии» в широ­ком смыс­ле (то есть инте­гра­ции людей с осо­бен­но­стя­ми раз­ви­тия в соци­аль­ную жизнь) орга­ни­за­ци­ей был реа­ли­зо­ван про­ект фото­вы­став­ки «Осо­бый кадр».

Подроб­нее о резуль­та­тах это про­ек­та мож­но про­честь в интер­вью с одним из его идей­ных вдох­но­ви­те­лей (Оль­гой Шебе­ко) и посмот­реть фото­ра­бо­ты на стра­ни­це выстав­ки в сети Фейс­бук. И раз­ве сами по себе они не вдох­нов­ля­ют вас на то что­бы жить, радо­вать­ся, тво­рить?

Фонд Майкла Фокса (The Michael J.Fox Foundation)

Сайт фонда The Michael J.Fox Foundation
Сайт фон­да The Michael J.Fox Foundation

Фонд Майк­ла Фок­са финан­си­ру­ет иссле­до­ва­ния, направ­лен­ные на про­ти­во­дей­ствие болез­ни Пар­кин­со­на. Поэто­му и содер­жа­ние, и оформ­ле­ние сай­та слов­но погру­жа­ют нас в атмо­сфе­ру науч­ной лабо­ра­то­рии, а моти­ви­ру­ю­щие исто­рии бене­фи­ци­а­ров и осно­ва­те­лей фон­да допол­ня­ют это впе­чат­ле­ние верой в соб­ствен­ные силы и воз­мож­но­сти нау­ки, а так­же в про­гресс, кото­рый про­яв­ля­ет­ся в этой обла­сти с тече­ни­ем вре­ме­ни.

Веб-сайт: michaeljfox.org.

Charity:water – история Рейчел Беквис

Страничка Рейчел на сайте charity: water
Стра­нич­ка Рей­чел на сай­те charity: water

Исто­рия, кото­рая начи­на­лась как рядо­вая фанд­рай­зин­го­вая ком­па­ния, когда юная Рей­чел Бек­вис пыта­лась собрать неболь­шую сум­му пожерт­во­ва­ний на сво­ей стра­нич­ке на сай­те фон­да charity:water в под­держ­ку одно­го из про­ек­тов фон­да, вне­зап­но пре­вра­ти­лась в тра­ге­дию – Рей­чел погиб­ла в авто­ка­та­стро­фе. Этот печаль­ный и тяже­лый факт остал­ся бы неза­ме­чен­ным, если бы семья Рей­чел не при­ня­ла реше­ния про­дол­жить ее дело и испол­нить ее жела­ние – помо­гать дру­гим детям в раз­ных стра­нах, нуж­да­ю­щим­ся в чистой воде.

Подроб­нее с этой исто­ри­ей мож­но позна­ко­мить­ся на сай­те памя­ти Рей­чел. Она обле­те­ла чуть ли не весь мир, и люди в раз­ных стра­нах, зна­ко­мясь с ней, выра­жа­ли свою под­держ­ку и семье, и про­ек­там фон­да, тем самым вопло­щая меч­ту девоч­ки и сохра­няя доб­рую память о ней.

Веб-сайт: charitywater.org.

Ночлежка

Веб-сайт БО "Ночлежка"
Веб-сайт БО «Ноч­леж­ка»

Петер­бург­ская орга­ни­за­ция помо­щи без­дом­ным «Ноч­леж­ка», выбра­ла для сво­е­го сай­та стро­гий и мини­ма­ли­стич­ный стиль. В сво­ей рабо­те орга­ни­за­ция актив­но опи­ра­ет­ся на труд волон­те­ров, поэто­му ей важ­но посто­ян­но демон­стри­ро­вать пре­стиж и эффек­тив­ность сво­ей дея­тель­но­сти. Что мог­ло бы быть непро­стой зада­чей, учи­ты­вая спе­ци­фи­ку сфе­ры при­ло­же­ния уси­лий орга­ни­за­ций.

Одна­ко выдер­жан­ный стиль и хоро­шая орга­ни­за­ция мате­ри­а­лов неза­мет­но убеж­да­ют нас, что здесь зна­ют свое дело и реа­ли­зу­е­мые про­ек­ты при­но­сят реаль­ный эффект. Это впе­чат­ле­ние под­креп­ля­ет­ся инфор­ма­ци­ей об акци­ях «Ноч­леж­ки», ее помощ­ни­ках и парт­не­рах, так что посе­ти­тель сай­та пони­ма­ет – сотруд­ни­чая с «Ноч­леж­кой», непре­мен­но ока­жешь­ся в «хоро­шей ком­па­нии».

Веб-сайт: homeless.ru.

The Accessible Icon Project

Предложения The Accessible Icon Project
Пред­ло­же­ния The Accessible Icon Project

Веб-сайт: accessibleicon.org.

Неболь­шая коман­да дизай­не­ров-акти­ви­стов зада­лась амби­ци­оз­ной целью изме­нить меж­ду­на­род­ный знак, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий чело­ве­ка с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми. В сво­ей попыт­ке пере­смот­реть усто­яв­ший­ся канон они хоте­ли бы при­дать ново­му зна­ку более актив­ный и жиз­не­утвер­жда­ю­щий вид, тем самым внед­рить на уровне сим­во­ли­ки идею об актив­ной жиз­нен­ной пози­ции людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми. И хотя эта ини­ци­а­ти­ва пока не полу­чи­ла повсе­мест­но­го при­зна­ния, посыл, заклю­чен­ный в ней, визу­аль­ный язык, может ока­зы­вать вли­я­ние на обще­ствен­ные явле­ния: вызы­ва­ет сим­па­тию и при­вле­ка­ет к ней новых сто­рон­ни­ков как сре­ди обыч­ных людей так и сре­ди круп­ных ком­па­ний и обще­ствен­ных орга­ни­за­ций.

Ана­ли­зи­руя эти неболь­шие при­ме­ры из наше­го обзо­ра, нетруд­но уви­деть объ­еди­ня­ю­щие их общие чер­ты. Во-пер­вых, это ясное пони­ма­ние орга­ни­за­ци­ей соб­ствен­ных целей и задач при­ме­ни­тель­но к про­бле­ме, кото­рой она зани­ма­ет­ся. Через такое пони­ма­ние рож­да­ет­ся кон­цеп­ция, соб­ствен­ный под­ход, наце­лен­ный на изме­не­ние ситу­а­ции, даже если она кажет­ся без­на­деж­ной. Реа­ли­за­ция такой кон­цеп­ции опре­де­ля­ет те опор­ные точ­ки, в кото­рых про­ис­хо­дит пере­во­рот обще­ствен­но­го мне­ния: когда, сопри­ка­са­ясь с ЭТИМ под­хо­дом и ЭТОЙ инфор­ма­ци­ей, люди отка­зы­ва­ют­ся от сво­их сте­рео­ти­пов и предубеж­де­ний и вста­ют на точ­ку зре­ния орга­ни­за­ции, пре­вра­ща­ясь в ее сто­рон­ни­ков.

Во-вто­рых, это после­до­ва­тель­ность в изло­же­нии мате­ри­а­лов и отста­и­ва­нии соб­ствен­ных прин­ци­пов во всех кана­лов ком­му­ни­ка­ции, в том чис­ле и на сай­те.

В-тре­тьих, труд­но было бы ожи­дать, что есть какой-то шаб­лон, стан­дарт­ное реше­ние, луч­шая прак­ти­ка для тако­го рода слу­ча­ев, более того, в раз­лич­ных эмо­ци­о­наль­но слож­ных ситу­а­ци­ях от них было бы боль­ше вре­да. В каж­дом из пере­чис­лен­ных при­ме­ров у орга­ни­за­ций есть «свое лицо», сово­куп­ность сво­их соб­ствен­ных мето­дов и спо­со­бов, сти­ля в отбо­ре, пода­че и изло­же­нии инфор­ма­ции. Это область для твор­че­ско­го поис­ка, без кото­ро­го, пожа­луй, немыс­ли­ма ни одна эффек­тив­ная бла­го­тво­ри­тель­ная орга­ни­за­ция.