Dead Ushahidi: почему мертвые карты мертвы

Dead Ushahidi
Dead Ushahidi
Созда­те­ли кра­уд­сор­син­го­вых про­ек­тов часто не про­ду­мы­ва­ют стра­те­гию про­ек­та доста­точ­но хоро­шо – резуль­та­том это­го ста­но­вит­ся неиз­беж­ная смерть про­ек­та. Пред­став­ля­ем вам сове­ты, кото­рые помо­гут избе­жать тако­го печаль­но­го кон­ца.

Ushahidi – это попу­ляр­ный кра­уд­сор­син­го­вый инстру­мент для созда­ния карт, с помо­щью кото­ро­го было реа­ли­зо­ва­но мно­го соци­аль­но зна­чи­мых про­ек­тов в раз­ных стра­нах, напри­мер, «Кар­та Помо­щи постра­дав­шим от пожа­ров» в Рос­сии. Но исполь­зо­ва­ние подоб­ных инстру­мен­тов без пред­ва­ри­тель­но­го пла­ни­ро­ва­ния и стра­те­гии может – и это наи­бо­лее веро­ят­ный исход – при­ве­сти к тому, что вме­сто инте­рес­но­го про­ек­та полу­чит­ся про­сто кар­та, а в ско­ром вре­ме­ни еще и мерт­вая кар­та.

В Интер­не­те мож­но най­ти мно­го карт Ushahidi, созда­те­ли кото­рых недо­ста­точ­но поду­ма­ли о том, что это будет за кар­та, для кого и для чего, а так­же о том, как с помо­щью этой кар­ты они соби­ра­ют­ся менять мир. Боль­шин­ство этих карт умер­ло.

Это послу­жи­ло при­чи­ной появ­ле­ния Dead Ushahidi – кра­уд­сор­син­го­во­го пор­та­ла для кар­то­гра­фи­ро­ва­ния мерт­вых карт, клад­би­ща Ushahidi. На пор­та­ле соби­ра­ют­ся и визу­а­ли­зи­ру­ют­ся кар­ты, кото­рые уже нель­зя счи­тать дей­ству­ю­щи­ми: кар­та не обнов­ля­лась послед­ние 12 меся­цев, коли­че­ство добав­ле­ний чрез­вы­чай­но мало или ссыл­ка на кар­ту не рабо­та­ет.

Вся иро­ния заклю­ча­ет­ся в том, что, кажет­ся, кар­та мерт­вых карт тоже мерт­ва – послед­нее добав­ле­ние на Dead Ushahidi дати­ру­ет­ся 2012 годом.

Но что же дела­ет кра­уд­сор­син­го­вую кар­ту ско­рее живой, чем мерт­вой?

  • Нуж­но вни­ма­тель­но поду­мать о том, как кар­та помо­жет вам в дости­же­нии вашей цели. Пока у вас не появит­ся чет­ко­го отве­та на вопрос «Как эта кар­та помо­жет мне реа­ли­зо­вать то, что я хочу?», не созда­вай­те кар­ту;
  • Кар­та хоро­ша настоль­ко, насколь­ко хоро­ши ее дан­ные. Пло­хие дан­ные, неяс­ные кате­го­рии, отсут­ствие кон­тро­ля каче­ства дан­ных – пло­хая кар­та;
  • Кар­та долж­на соби­рать опре­де­лен­ную инфор­ма­цию. Кар­та, цель кото­рой – кра­уд­сор­синг всех нару­ше­ний всех прав чело­ве­ка, обре­че­на на смерть с само­го нача­ла;
  • У вас долж­но быть сооб­ще­ство, кото­рое будет участ­во­вать в кра­уд­сор­син­ге, и про­грам­ма про­дви­же­ния – если люди не узна­ют о кар­те, как они смо­гут доба­вить туда что-либо?
  • Кар­ты, на кото­рые никто не доба­вил инфор­ма­цию, выгля­дят печаль­но и жал­ко. Поза­боть­тесь о том, что­бы на вашей кар­те была инфор­ма­ция и регу­ляр­но добав­ля­лась новая.

При­дер­жи­вай­тесь этих сове­тов, и у ваше­го про­ек­та будет шанс стать полез­ным и помочь людям (а не закон­чить на клад­би­ще карт, как это про­изо­шло со мно­ги­ми).