Один первостепенный вопрос перед созданием сайта некоммерческой организации

Парализующий эффект чистого листа знаком не только писателям. Возможно, поэтому во время консультаций нам часто приходится отвечать на вопрос о том, с чего стоит начинать процесс создания или перестройки сайта. Очевидно, начинать стоит с чего-то важного, ключевого и действительно существенного…
Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

Правильно выстроенный процесс редизайна сайта некоммерческой организации ведет к успешному результату. Как не ошибиться в самом начале и сделать первые же шаги в верном направлении? Мы предлагаем сфокусироваться на главной проблеме организации и вместе с разработчиком искать эффективные пути ее решения.

Парализующий эффект чистого листа знаком не только писателям. Возможно, поэтому во время консультаций нам часто приходится отвечать на вопрос о том, с чего стоит начинать процесс создания или перестройки сайта. Очевидно, начинать стоит с чего-то важного, ключевого и действительно существенного для организации в целом и ее сайта в частности. Спросите себя: в чем состоит главная проблема (главный вызов) нашей организации и каким образом веб-сайт может помочь решить ее?

Кажется, это несколько абстрактный и далекий от технологии вопрос. А как же новые приемы дизайна, юзабилити и другие яркие технические новшества, которые нам решительно необходимы? Но проектируя новый сайт, и особенно перепроектируя действующий, лучше пытаться решить реальную проблему, нежели использовать какие-то модные приемы только потому, что это делают другие. Попробуйте поискать ответ на этот вопрос, и вы увидите, как начинает заполняться идеями тот самый чистый лист, как выстраивается и обретает логическую завершенность план изменений.

Давайте обсудим некоторые возможные ответы.

Нам нужно увеличить объем пожертвований

На эту тему написаны тонны статей, исследований и отчетов, проведены сотни семинаров и практических конференций, посвященных поискам путей решения — как организации привлекать больше средств для реализации своих программ.

Может ли сайт помочь решить эту проблему?

Самый очевидный путь — это превратить сайт в прямой инструмент фандрайзинга, организовав прием пожертвований на сайте. Однако многие организации, которые пошли по этому пути, обнаружили, что этого может оказаться недостаточно. Просто потому, что на вашем сайте есть платежная форма, его посетители вовсе не будут торопиться нажимать на заветную кнопку. Что еще потребуется продумать и организовать.

  • Внятно доносить до посетителя саму идею необходимости помощи и предлагать несколько способов помочь;
  • Показывать направления использования средств и результаты, которые достигаются при этом. Подобная открытость вызывает доверие у новых посетителей и помогает поддерживать отношения с имеющимися сторонниками;
  • Автоматизировать часть коммуникации с донором: с одной стороны, наличие ненавязчивой обратной связи с НКО повышает вероятность повторного пожертвования; с другой, из-за не достатка ресурсов этому часто не уделяется должного внимания. Поэтому применение технологий в этом случае будет иметь значительный эффект;
  • Уделять время и силы собственно продвижению сайта, ибо если у вас мало посетителей, то объем пожертвований будет невелик, как ни старайся.

Нам нужно существенно расширить аудиторию

Многие некоммерческие организации, начинали свою деятельность с решения локальных проблем. Однако по мере роста появляется задача масштабирования. Возникает потребность в обмене опытом, распространении собственных практик, а иногда в объединении и/или координации усилий с организациями, решающими сходные проблемы в других регионах.

Может ли сайт помочь решить эту проблему?

Тематический поисковый запрос

Сайт для многих организаций, безусловно, является ключевым и чуть ли не единственным информационным средством, и подобную задачу необходимо, в первую очередь, возлагать на него. Однако процесс построения и расширения своей аудитории происходит не моментально — он требует планомерной и постоянной работы. Не существует каких-то гарантированных рецептов достижения этого, и каждая организация ищет свой собственный путь, однако можно отметить некоторые распространенные приемы.

  • Обеспечить присутствие сайта в поисковой выдаче по тематическим запросам (а не только по наименованию организации) — именно таким образом на ваш сайт начнут попадать посетители, заинтересованные именно в теме, вне зависимости от региона;
  • Приглашать сторонних авторов или экспертов из других организаций, для того чтобы они делились опытом на страницах вашего сайта и в то же время самим выступать таким «гостевым автором» на сайтах других организаций;
  • Совместные информационные кампании или проекты с организациями, работающими в сходной области из других регионов.

Люди не понимают, что мы делаем

Как это ни странно, подобная проблема действительно актуальна для многих организаций (иногда даже вполне уважаемых и известных). Формальные исследования и наша консультационная практика показывают, что довольно часто посетители сайта НКО не могут составить себе представление, чем занимается организация, по имеющимся материалам.

Иногда это объясняется малой известностью проблемы, которой посвящена деятельность НКО, иногда — информационной неподготовленностью посетителя (который может не знать о благотворительных организациях вообще ничего). Но в большинстве случаев причина заключается в том, что на сайте организации в самом деле не содержится информации о ее деятельности в том виде, который мог бы быть понятен и интересен посетителю.

Может ли сайт помочь решить эту проблему?

По большому счету, сайт создается как раз для решения этой проблемы — чтобы внятно и просто рассказать любому, даже самому неосведомленному посетителю, о ключевых вопросах деятельности организации: кто мы такие? какую проблему мы решаем? как мы ее решаем? как у нас это получается?

Детальному описанию подходов к решению этой проблемы мы посвятили отдельную статью, но следует обращать внимание на следующие аспекты:

  • На сайте есть как минимум одна страница, где миссия, направления работы организации, задачи, которые она ставит перед собой, и пути их решения описаны прямым текстом;
  • При описании проектов и/или программ организации некоторое внимание уделяется описанию контекста (то есть постановке проблемы), в котором проект реализуется, а также фиксации результатов по завершенным проектам;
  • Общая навигация по сайту проста и логична и соответствует как задачам пользователя по поиску информации, так и ее естественной структуре.
  • Текстовые материалы, описывающие деятельность организации, сопровождаются иллюстрациями или видео, что позволяет посетителю составить более наглядное представление о том, как протекают будни организации;
  • На сайте представлены способы получения дополнительной информации по вопросам, связанным с освещением деятельности: есть контактная информация, более подробные программные документы, содержательные отчеты и т.п.

Не хватает времени на все задачи

Многие сотрудники некоммерческих организаций, в том числе и работающие с сайтом, испытывают нехватку времени. Им приходится совмещать в себе несколько противоречивых функций и отвечать буквально «за все на свете».

Может ли сайт помочь решить эту проблему?

Календарь публикаций в WordPress

Конечно, сайт не добавит пару вожделенных часов в сутках, однако постановка процесса публикации материалов и автоматизация некоторых его аспектов способны если не сэкономить время, то извлечь максимум из затраченных на сайт драгоценных рабочих минут. Что это за аспекты?

  • Современные системы управления контентом содержат инструменты не только для непосредственной публикации материалов, но и для их подготовки: совместная работа, обслуживание редакторского процесса, режим концентрации (distraction free writing) для лучшего сосредоточения на создании текстов — убедитесь, что используете весь потенциал вашей системы;
  • Внедрение в практику работы над сайтом приемов редакционной работы: календарь публикаций, разработка устойчивых форматов для публикации, публикации по расписанию на будущие даты и др;
  • Применение в практике публикации приемов повторного использования уже опубликованного контента: дайджесты, подборки материалов по теме, ретроспективы и др.

Возможно, какие-то из перечисленных проблем актуальны для вашей организации, возможно, у вас есть собственные ключевые задачи. В любом случае, попробуйте использовать их как отправную точку для начала процесса изменения своего сайта. Это позволит вам верно распределить ресурсы, сфокусировавшись на решении первоочередной и наиболее острой проблемы. И, конечно, делитесь с нами опытом подобных изменений.