Один первостепенный вопрос перед созданием сайта некоммерческой организации

Один первостепенный вопрос перед созданием сайта некоммерческой организации
Один первостепенный вопрос перед созданием сайта некоммерческой организации
Пра­виль­но выстро­ен­ный про­цесс реди­зай­на сай­та неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции ведет к успеш­но­му резуль­та­ту. Как не оши­бить­ся в самом нача­ле и сде­лать пер­вые же шаги в вер­ном направ­ле­нии? Мы пред­ла­га­ем сфо­ку­си­ро­вать­ся на глав­ной про­бле­ме орга­ни­за­ции и вме­сте с раз­ра­бот­чи­ком искать эффек­тив­ные пути ее реше­ния.

Пара­ли­зу­ю­щий эффект чисто­го листа зна­ком не толь­ко писа­те­лям. Воз­мож­но, поэто­му во вре­мя кон­суль­та­ций нам часто при­хо­дит­ся отве­чать на вопрос о том, с чего сто­ит начи­нать про­цесс созда­ния или пере­строй­ки сай­та. Оче­вид­но, начи­нать сто­ит с чего-то важ­но­го, клю­че­во­го и дей­стви­тель­но суще­ствен­но­го для орга­ни­за­ции в целом и ее сай­та в част­но­сти. Спро­си­те себя: в чем состо­ит глав­ная про­бле­ма (глав­ный вызов) нашей орга­ни­за­ции и каким обра­зом веб-сайт может помочь решить ее?

Кажет­ся, это несколь­ко абстракт­ный и дале­кий от тех­но­ло­гии вопрос. А как же новые при­е­мы дизай­на, юза­би­ли­ти и дру­гие яркие тех­ни­че­ские нов­ше­ства, кото­рые нам реши­тель­но необ­хо­ди­мы? Но про­ек­ти­руя новый сайт, и осо­бен­но пере­про­ек­ти­руя дей­ству­ю­щий, луч­ше пытать­ся решить реаль­ную про­бле­му, неже­ли исполь­зо­вать какие-то мод­ные при­е­мы толь­ко пото­му, что это дела­ют дру­гие. Попро­буй­те поис­кать ответ на этот вопрос, и вы уви­ди­те, как начи­на­ет запол­нять­ся иде­я­ми тот самый чистый лист, как выстра­и­ва­ет­ся и обре­та­ет логи­че­скую завер­шен­ность план изме­не­ний.

Давай­те обсу­дим неко­то­рые воз­мож­ные отве­ты.

Нам нужно увеличить объем пожертвований

На эту тему напи­са­ны тон­ны ста­тей, иссле­до­ва­ний и отче­тов, про­ве­де­ны сот­ни семи­на­ров и прак­ти­че­ских кон­фе­рен­ций, посвя­щен­ных поис­кам путей реше­ния – как орга­ни­за­ции при­вле­кать боль­ше средств для реа­ли­за­ции сво­их про­грамм.

Может ли сайт помочь решить эту про­бле­му?

Самый оче­вид­ный путь – это пре­вра­тить сайт в пря­мой инстру­мент фанд­рай­зин­га, орга­ни­зо­вав при­ем пожерт­во­ва­ний на сай­те. Одна­ко мно­гие орга­ни­за­ции, кото­рые пошли по это­му пути, обна­ру­жи­ли, что это­го может ока­зать­ся недо­ста­точ­но. Про­сто пото­му, что на вашем сай­те есть пла­теж­ная фор­ма, его посе­ти­те­ли вовсе не будут торо­пить­ся нажи­мать на завет­ную кноп­ку. Что еще потре­бу­ет­ся про­ду­мать и орга­ни­зо­вать.

  • Внят­но доно­сить до посе­ти­те­ля саму идею необ­хо­ди­мо­сти помо­щи и пред­ла­гать несколь­ко спо­со­бов помочь;
  • Пока­зы­вать направ­ле­ния исполь­зо­ва­ния средств и резуль­та­ты, кото­рые дости­га­ют­ся при этом. Подоб­ная откры­тость вызы­ва­ет дове­рие у новых посе­ти­те­лей и помо­га­ет под­дер­жи­вать отно­ше­ния с име­ю­щи­ми­ся сто­рон­ни­ка­ми;
  • Авто­ма­ти­зи­ро­вать часть ком­му­ни­ка­ции с доно­ром: с одной сто­ро­ны, нали­чие нена­вяз­чи­вой обрат­ной свя­зи с НКО повы­ша­ет веро­ят­ность повтор­но­го пожерт­во­ва­ния; с дру­гой, из-за не достат­ка ресур­сов это­му часто не уде­ля­ет­ся долж­но­го вни­ма­ния. Поэто­му при­ме­не­ние тех­но­ло­гий в этом слу­чае будет иметь зна­чи­тель­ный эффект;
  • Уде­лять вре­мя и силы соб­ствен­но про­дви­же­нию сай­та, ибо если у вас мало посе­ти­те­лей, то объ­ем пожерт­во­ва­ний будет неве­лик, как ни ста­рай­ся.

Нам нужно существенно расширить аудиторию

Мно­гие неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции, начи­на­ли свою дея­тель­ность с реше­ния локаль­ных про­блем. Одна­ко по мере роста появ­ля­ет­ся зада­ча мас­шта­би­ро­ва­ния. Воз­ни­ка­ет потреб­ность в обмене опы­том, рас­про­стра­не­нии соб­ствен­ных прак­тик, а ино­гда в объ­еди­не­нии и/или коор­ди­на­ции уси­лий с орга­ни­за­ци­я­ми, реша­ю­щи­ми сход­ные про­бле­мы в дру­гих реги­о­нах.

Может ли сайт помочь решить эту про­бле­му?

Тематический поисковый запрос

Сайт для мно­гих орга­ни­за­ций, без­услов­но, явля­ет­ся клю­че­вым и чуть ли не един­ствен­ным инфор­ма­ци­он­ным сред­ством, и подоб­ную зада­чу необ­хо­ди­мо, в первую оче­редь, воз­ла­гать на него. Одна­ко про­цесс постро­е­ния и рас­ши­ре­ния сво­ей ауди­то­рии про­ис­хо­дит не момен­таль­но – он тре­бу­ет пла­но­мер­ной и посто­ян­ной рабо­ты. Не суще­ству­ет каких-то гаран­ти­ро­ван­ных рецеп­тов дости­же­ния это­го, и каж­дая орга­ни­за­ция ищет свой соб­ствен­ный путь, одна­ко мож­но отме­тить неко­то­рые рас­про­стра­нен­ные при­е­мы.

  • Обес­пе­чить при­сут­ствие сай­та в поис­ко­вой выда­че по тема­ти­че­ским запро­сам (а не толь­ко по наиме­но­ва­нию орга­ни­за­ции) – имен­но таким обра­зом на ваш сайт нач­нут попа­дать посе­ти­те­ли, заин­те­ре­со­ван­ные имен­но в теме, вне зави­си­мо­сти от реги­о­на;
  • При­гла­шать сто­рон­них авто­ров или экс­пер­тов из дру­гих орга­ни­за­ций, для того что­бы они дели­лись опы­том на стра­ни­цах ваше­го сай­та и в то же вре­мя самим высту­пать таким «госте­вым авто­ром» на сай­тах дру­гих орга­ни­за­ций;
  • Сов­мест­ные инфор­ма­ци­он­ные кам­па­нии или про­ек­ты с орга­ни­за­ци­я­ми, рабо­та­ю­щи­ми в сход­ной обла­сти из дру­гих реги­о­нов.

Люди не понимают, что мы делаем

Как это ни стран­но, подоб­ная про­бле­ма дей­стви­тель­но акту­аль­на для мно­гих орга­ни­за­ций (ино­гда даже вполне ува­жа­е­мых и извест­ных). Фор­маль­ные иссле­до­ва­ния и наша кон­суль­та­ци­он­ная прак­ти­ка пока­зы­ва­ют, что доволь­но часто посе­ти­те­ли сай­та НКО не могут соста­вить себе пред­став­ле­ние, чем зани­ма­ет­ся орга­ни­за­ция, по име­ю­щим­ся мате­ри­а­лам.

Ино­гда это объ­яс­ня­ет­ся малой извест­но­стью про­бле­мы, кото­рой посвя­ще­на дея­тель­ность НКО, ино­гда – инфор­ма­ци­он­ной непод­го­тов­лен­но­стью посе­ти­те­ля (кото­рый может не знать о бла­го­тво­ри­тель­ных орга­ни­за­ци­ях вооб­ще ниче­го). Но в боль­шин­стве слу­ча­ев при­чи­на заклю­ча­ет­ся в том, что на сай­те орга­ни­за­ции в самом деле не содер­жит­ся инфор­ма­ции о ее дея­тель­но­сти в том виде, кото­рый мог бы быть поня­тен и инте­ре­сен посе­ти­те­лю.

Может ли сайт помочь решить эту про­бле­му?

По боль­шо­му сче­ту, сайт созда­ет­ся как раз для реше­ния этой про­бле­мы – что­бы внят­но и про­сто рас­ска­зать любо­му, даже само­му неосве­дом­лен­но­му посе­ти­те­лю, о клю­че­вых вопро­сах дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции: кто мы такие? какую про­бле­му мы реша­ем? как мы ее реша­ем? как у нас это полу­ча­ет­ся?

Деталь­но­му опи­са­нию под­хо­дов к реше­нию этой про­бле­мы мы посвя­ти­ли отдель­ную ста­тью, но сле­ду­ет обра­щать вни­ма­ние на сле­ду­ю­щие аспек­ты:

  • На сай­те есть как мини­мум одна стра­ни­ца, где мис­сия, направ­ле­ния рабо­ты орга­ни­за­ции, зада­чи, кото­рые она ста­вит перед собой, и пути их реше­ния опи­са­ны пря­мым тек­стом;
  • При опи­са­нии про­ек­тов и/или про­грамм орга­ни­за­ции неко­то­рое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся опи­са­нию кон­тек­ста (то есть поста­нов­ке про­бле­мы), в кото­ром про­ект реа­ли­зу­ет­ся, а так­же фик­са­ции резуль­та­тов по завер­шен­ным про­ек­там;
  • Общая нави­га­ция по сай­ту про­ста и логич­на и соот­вет­ству­ет как зада­чам поль­зо­ва­те­ля по поис­ку инфор­ма­ции, так и ее есте­ствен­ной струк­ту­ре.
  • Тек­сто­вые мате­ри­а­лы, опи­сы­ва­ю­щие дея­тель­ность орга­ни­за­ции, сопро­вож­да­ют­ся иллю­стра­ци­я­ми или видео, что поз­во­ля­ет посе­ти­те­лю соста­вить более нагляд­ное пред­став­ле­ние о том, как про­те­ка­ют буд­ни орга­ни­за­ции;
  • На сай­те пред­став­ле­ны спо­со­бы полу­че­ния допол­ни­тель­ной инфор­ма­ции по вопро­сам, свя­зан­ным с осве­ще­ни­ем дея­тель­но­сти: есть кон­такт­ная инфор­ма­ция, более подроб­ные про­грамм­ные доку­мен­ты, содер­жа­тель­ные отче­ты и т.п.

Не хватает времени на все задачи

Мно­гие сотруд­ни­ки неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций, в том чис­ле и рабо­та­ю­щие с сай­том, испы­ты­ва­ют нехват­ку вре­ме­ни. Им при­хо­дит­ся сов­ме­щать в себе несколь­ко про­ти­во­ре­чи­вых функ­ций и отве­чать бук­валь­но «за все на све­те».

Может ли сайт помочь решить эту про­бле­му?

Календарь публикаций в WordPress

Конеч­но, сайт не доба­вит пару вожде­лен­ных часов в сут­ках, одна­ко поста­нов­ка про­цес­са пуб­ли­ка­ции мате­ри­а­лов и авто­ма­ти­за­ция неко­то­рых его аспек­тов спо­соб­ны если не сэко­но­мить вре­мя, то извлечь мак­си­мум из затра­чен­ных на сайт дра­го­цен­ных рабо­чих минут. Что это за аспек­ты?

  • Совре­мен­ные систе­мы управ­ле­ния кон­тен­том содер­жат инстру­мен­ты не толь­ко для непо­сред­ствен­ной пуб­ли­ка­ции мате­ри­а­лов, но и для их под­го­тов­ки: сов­мест­ная рабо­та, обслу­жи­ва­ние редак­тор­ско­го про­цес­са, режим кон­цен­тра­ции (distraction free writing) для луч­ше­го сосре­до­то­че­ния на созда­нии тек­стов – убе­ди­тесь, что исполь­зу­е­те весь потен­ци­ал вашей систе­мы;
  • Внед­ре­ние в прак­ти­ку рабо­ты над сай­том при­е­мов редак­ци­он­ной рабо­ты: кален­дарь пуб­ли­ка­ций, раз­ра­бот­ка устой­чи­вых фор­ма­тов для пуб­ли­ка­ции, пуб­ли­ка­ции по рас­пи­са­нию на буду­щие даты и др;
  • При­ме­не­ние в прак­ти­ке пуб­ли­ка­ции при­е­мов повтор­но­го исполь­зо­ва­ния уже опуб­ли­ко­ван­но­го кон­тен­та: дай­дже­сты, под­бор­ки мате­ри­а­лов по теме, ретро­спек­ти­вы и др.

Воз­мож­но, какие-то из пере­чис­лен­ных про­блем акту­аль­ны для вашей орга­ни­за­ции, воз­мож­но, у вас есть соб­ствен­ные клю­че­вые зада­чи. В любом слу­чае, попро­буй­те исполь­зо­вать их как отправ­ную точ­ку для нача­ла про­цес­са изме­не­ния сво­е­го сай­та. Это поз­во­лит вам вер­но рас­пре­де­лить ресур­сы, сфо­ку­си­ро­вав­шись на реше­нии пер­во­оче­ред­ной и наи­бо­лее острой про­бле­мы. И, конеч­но, дели­тесь с нами опы­том подоб­ных изме­не­ний.