Краудфандинг в России: маркетинг, структура и большие деньги

Фото: by Incase/ CC BY 2.0/ http://www.imcreator.com/free/bw-images/hands-3
Фото: by Incase/ CC BY 2.0/ http://www.imcreator.com/free/bw-images/hands-3
За два года суще­ство­ва­ния кра­уд­фандин­го­вых плат­форм в Рос­сии через них на раз­лич­ные про­ек­ты было собра­но более 170 мил­ли­о­нов руб­лей. О том, что такое кра­уд­фандинг по-рус­ски, что ждет этот рынок и что нам ждать от него в бли­жай­шем буду­щем, мы обсу­ди­ли с Алек­се­ем Дуб­ров­ским осно­ва­те­лем и руко­во­ди­те­лем про­ек­та crowdsourcing.ru и ком­па­нии «Кра­уд­кон­сал­тинг».

– В чем, по-ваше­му, заклю­ча­ет­ся основ­ная идея, «мис­сия» кра­уд­фандин­га?

Как мне кажет­ся, мис­сию кра­уд­фандин­га мож­но раз­де­лить на две части. Пер­вая – соци­аль­ная, вто­рая – «биз­не­со­вая».

Если мы гово­рим о неких соци­аль­ных состав­ля­ю­щих, то здесь речь идет, преж­де все­го, о том, что мно­гие люди, име­ю­щие какие-либо идеи и не име­ю­щие денег на их реа­ли­за­цию, могут полу­чить финан­си­ро­ва­ние. Так­же есть мар­ке­тин­го­вая состав­ля­ю­щая, бла­го­да­ря кото­рой мож­но понять, будет ли вос­тре­бо­ван тот или иной про­дукт. Дру­гой момент – полу­че­ние «feedback-а» от людей, к кото­рым обра­ща­ешь­ся.

Если мы гово­рим о биз­не­се, биз­не­со­вой состав­ля­ю­щей, то, конеч­но же, это допол­ни­тель­ная воз­мож­ность для людей не толь­ко собрать день­ги на свой про­дукт или полу­чить пред­за­каз, но и обре­сти извест­ность, а так­же при­влечь вни­ма­ние инве­сто­ров (как про­филь­ных, так и непро­филь­ных). То есть полу­чить воз­мож­ность «по-серьез­но­му» раз­ви­вать про­дукт или идею.

– Может ли кра­уд­фандинг быть удач­ным инстру­мен­том финан­си­ро­ва­ния соци­аль­ных и пред­при­ни­ма­тель­ских про­ек­тов, или же он пред­на­зна­чен в боль­шей сте­пе­ни для твор­че­ских про­ек­тов? 

Для того что­бы отве­тить на этот вопрос, нуж­но пони­мать осо­бен­но­сти кра­уд­фандин­га. Напри­мер, мы уже два года дела­ем про­ект Crowdsourcing.ru, и у нас есть целые энцик­ло­пе­дии мате­ри­а­лов отно­си­тель­но клас­си­фи­ка­ций кра­уд­сор­син­га и кра­уд­фандин­га. Счи­та­ет­ся, что кра­уд­фандинг име­ет три основ­ные состав­ля­ю­щие: бла­го­тво­ри­тель­ность, нефи­нан­со­вое воз­на­граж­де­ние, финан­со­вое воз­на­граж­де­ние (кра­удин­ве­стинг).

Кра­уд­фандинг может быть очень раз­ным. Я думаю, что через несколь­ко лет эта отрасль будет эво­лю­ци­о­ни­ро­вать, будут появ­лять­ся более совер­шен­ные про­дук­ты, новые какие-то «веточ­ки». Вооб­ще все это будет ухо­дить в тема­ти­ки. Напри­мер, будут не толь­ко кра­уд­фандин­го­вые плат­фор­мы для музы­кан­тов. Появят­ся, напри­мер, плат­фор­мы для вра­чей. Вооб­ще, на Запа­де коли­че­ство плат­форм под­хо­дит к трем тыся­чам.

На нашем сай­те пред­став­ле­но око­ло трех­сот плат­форм. В общем, коли­че­ство плат­форм рас­тет быст­рее, чем мы их можем опи­сы­вать. Все они очень раз­но­сто­рон­ние. Есть так назы­ва­е­мые пред­кра­уд­фандин­го­вые плат­фор­мы, когда мож­но про­сто раз­ме­стить свой про­ект и полу­чить feedback-и, оце­нить жиз­не­спо­соб­ность идеи, под­го­то­вить ауди­то­рию, зару­чить­ся под­держ­кой людей, кото­рые будут гото­вы под­дер­жать его на пер­вом эта­пе, посколь­ку это явля­ет­ся наи­важ­ней­шим момен­том. И после это­го, мож­но идти на ту или иную плат­фор­му для того, что­бы пол­но­цен­но про­во­дить про­ект.

– Может ли кра­уд­фандинг заме­нить кре­ди­то­ва­ние или инве­сти­ро­ва­ние?

Нет, это раз­ные вещи. Кра­уд­фандинг их не заме­нит. Ско­рее, это аль­тер­на­тив­ный спо­соб, но не заме­ни­тель.

– Какие про­бле­мы кра­уд­фандин­га суще­ству­ют в Рос­сии?

Про­бле­ма одна он молод. Ему все­го лишь око­ло двух лет. Люди, кото­рые хотят сей­час соби­рать день­ги с помо­щью кра­уд­фандин­га, выби­ра­ют запад­ные пло­щад­ки, пото­му что у нас это направ­ле­ние пока что не очень рас­кру­че­но. На Запа­де мож­но собрать зна­чи­тель­но боль­ше денег.

В Рос­сии пока очень мало пло­ща­док, бази­ру­ю­щих­ся на прин­ци­пах нефи­нан­со­во­го воз­на­граж­де­ния. Фак­ти­че­ски сей­час их все­го две. Когда будет пло­ща­док 20–30, насту­пит насто­я­щая кон­ку­рен­ция, нач­нут улуч­шать­ся и совер­шен­ство­вать­ся сер­ви­сы.

В общем, я счи­таю, что кра­уд­фандинг – очень пра­виль­ный инстру­мент, очень хоро­шая воз­мож­ность. Кра­уд­фандинг будет раз­ви­вать­ся. Люди хотят свои про­ек­ты, свой биз­нес, что­бы полу­чать хоро­шие день­ги, а ком­па­нии такую воз­мож­ность не дают.

– Есть ли буду­щее у кра­уд­фандин­га в Рос­сии? Смо­жет ли он достиг­нуть тех же резуль­та­тов, что и на Запа­де?

Я могу ска­зать так: одно­знач­но есть. Про­сто нуж­но вре­мя. Это будет очень серьез­ный сек­тор с серьез­ны­ми день­га­ми, мар­ке­тин­гом, струк­ту­рой.

Мы созда­ли ком­па­нию «Кра­уд­кон­сал­тинг» и сей­час кон­суль­ти­ру­ем людей, кото­рые хотят созда­вать свои про­ек­ты, за неболь­шое воз­на­граж­де­ние помо­га­ем им гра­мот­но под­го­то­вить свой про­ект к выхо­ду на плат­фор­му, а так­же в про­ве­де­нии этих кам­па­ний. У нас есть доста­точ­но боль­шое коли­че­ство успеш­ных кей­сов. По чис­лу обра­ще­ний, кото­рые есть, мы видим, что кра­уд­фандинг очень попу­ля­рен.

Что каса­ет­ся денег, я могу ска­зать, что, конеч­но же, у нас в Рос­сии их не будет столь­ко же, сколь­ко в США, по той при­чине, что США – стра­на, где бла­го­тво­ри­тель­ность в кро­ви. То есть она живет в умах людей. Мож­но ска­зать, что бла­го­тво­ри­тель­ность – очень рас­кру­чен­ная «тема» сре­ди аме­ри­кан­цев. И, конеч­но, там гораз­до про­ще полу­чить мно­го денег.

У Рос­сии свой путь, отдель­ный. Если сей­час самые извест­ные про­ек­ты в США собра­ли 10 млн. дол­ла­ров, то пред­ста­вить себе сбо­ры экви­ва­лент­ной сум­мы у нас очень слож­но. Я думаю, что сум­мы до 1 млн. дол­ла­ров лет через пять пред­при­ни­ма­те­ли вполне смо­гут соби­рать. А это уже нема­ло.